Сократительный термогенез. Знчание «мышечного озноба».
Химическая терморегуляция имеет важное значение для поддержания постоянства температуры тела как в нормальных условиях, так и при изменении температуры окружающей среды. У человека усиление теплообразования вследствие увеличения интенсивности обмена веществ отмечается, в частности, тогда, когда температура окружающей среды становится ниже оптимальной температуры, или зоны комфорта. Для человека в обычной легкой одежде эта зона находится в пределах 18—20°С, а для обнаженного равна 28 °С.Оптимальная температура во время пребывания в воде выше, чем на воздухе. Это обусловлено тем, что вода, обладающая высокой теплоемкостью и теплопроводностью, охлаждает тело в 14 раз сильнее, чем воздух, поэтому в прохладной ванне обмен веществ повышается значительно больше, чем во время пребывания на воздухе при той же температуре.Наиболее интенсивное теплообразование в организме происходит в мышцах. Даже если человек лежит неподвижно, но с напряженной мускулатурой, интенсивность окислительных процессов, а вместе с тем и теплообразование повышаются на 10%. Небольшая двигательная активность ведет к увеличению теплообразования на 50—80 %, а тяжелая мышечная работа — на 400— 500%.В условиях холода теплообразование в мышцах увеличивается, даже если человек находится в неподвижном состоянии. Это обусловлено тем, что охлаждение поверхности тела, действуя на рецепторы, воспринимающие холодовое раздражение, рефлекторно возбуждает беспорядочные непроизвольные сокращения мышц, проявляющиеся в виде дрожи (озноб). При этом обменные процессы организма значительно усиливаются, увеличивается потребление кислорода и углеводов мышечной тканью, что и влечет за собой повышение теплообразования. Даже произвольная имитация дрожи увеличивает теплообразование на 200 %. Если в организм введены миорелаксанты — вещества, нарушающие передачу нервных импульсов с нерва на мышцу и тем самым устраняющие рефлекторную мышечную дрожь, при повышении температуры окружающей среды гораздо быстрее наступает понижение температуры тела.Увеличение теплообразования, связанное с произвольной и непроизвольной (дрожь) мышечной активностью, называют сократительным термогенезом. Наряду с этим возрастает уровень теплообразования и в других тканях. Особое место занимает так называемый бурый жир, количество которого значительно у новорожденных. Бурый оттенок жира придается более значительным числом окончаний симпатических нервных волокон и большим числом митохондрий. За счет высокой скорости окисления жирных кислот в бурой жировой ткани процесс теплообразования идет гораздо быстрее, чем в обычной, и почти без синтеза макроэргов. Этот механизм срочного теплообразования получил название «несократительный термогенез».В химической терморегуляции значительную роль играют также печень и почки. Температура крови печеночной вены выше температуры крови печеночной артерии, что указывает на интенсивное теплообразование в этом органе. При охлаждении тела теплопродукция в печени возрастает.Освобождение энергии в организме совершается за счет окислительного распада белков, жиров и углеводов, поэтому все механизмы, которые регулируют окислительные процессы, регулируют и теплообразование.
Практические навыки
Учим все кроме последнего чек листа
Динамометрия
компетентность | № | Задание,посвященное студенту: Ведение динамометрии | Критерии оценки | ||
Да | Не полностью | Нет | |||
Б.2.1 | Студент представил себя исследователю | ||||
Напомнил о предстоящих манипуляциях,которые необходимо будет выполнить | |||||
Б.2 Врач-клиницист Б.2.3 Медицинские процедуры | Тщательно вымыл руки | ||||
Правильно выбрал подходящие инструменты: · ладонный динамометр · секундомер | |||||
Посадил исследователя на стул | |||||
Дав динамометр в руки,попросил держать руку под прямым углом | |||||
Попросил опустить свободную руку вниз и не напрягать ее | |||||
Попросил исследователя применить максимальную силу на динамометр 2 раза | |||||
Оценил лучший результат силы мышц | |||||
После попросил исследователя применить максимальную силу на динамометр 10 раз(1 раз в 5 сек) | |||||
Записал результат работы в таблицу,определил способность мышц к работе по формуле. |
Самый высокий балл: 11 (100%), Количество собранных баллов: ____ ( ____%)
Ф.И.О и подпись преподавателя,оценивающий критерии: ______________________________
Аксиллярная термометрия
компетентность | № | Задание,посвященное студенту: Аксиллярная термометрия | Критерии оценки | ||
Да | Не полностью | Нет | |||
Б.2.1 | Студент представил себя исследователю | ||||
Напомнил о предстоящих манипуляциях,которые необходимо будет выполнить | |||||
Б.2 Врач-клиницист Б.2.3 Медицинские процедуры | Тщательно вымыл руки | ||||
Правильно выбрал подходящие инструменты: · испытательный термометр · стерильная вода · спирт | |||||
Посадил исследователя на стул | |||||
Обеззараживаем ватным шариком смоченным в спирте аксиллярную местность исследователя | |||||
Помещаем стерильный термометр на аксиллярную местность исследователя | |||||
Определил показатели термометра (после 5 мин.) |
Самый высокий балл: 8 (100%), Количество собранных баллов: ____ ( ____%)
Ф.И.О и подпись преподавателя,оценивающий критерии: ______________________________
Оральная термометрия
компетентность | № | Задание,посвященное студенту: Оральная термометрия | Критерии оценки | ||
Да | Не полностью | Нет | |||
Б.2.1 | Студент представил себя исследователю | ||||
Напомнил о предстоящих манипуляциях,которые необходимо будет выполнить | |||||
Б.2 Врач-клиницист Б.2.3 Медицинские процедуры | Тщательно вымыл руки | ||||
Правильно выбрал подходящие инструменты: · специальный термометр · стерильная вата · спирт · теплая вода · лоток | |||||
Посадил исследователя на стул | |||||
Ополоскал ротовую полость исследователя теплой водой | |||||
Поместил в ротовую полость исследователя обеззараженный термометр | |||||
Определил показания термометра (после 5 мин. ) | |||||
Упомянул о том,что показания термометра выше показаний аксиллярного места на 0,5-0,8°С |
Самый высокий балл : 9 (100%), Количество собранных баллов: ____ ( ____%)
Ф.И.О и подпись преподавателя,оценивающий критерии: ______________________________
Ректальная термометрия
компетентность | № | Задание,посвященное студенту: Ректальная термометрия | Критерии оценки | ||
Да | Не полностью | Нет | |||
Б.2.1 | Студент представил себя исследователю | ||||
Напомнил о предстоящих манипуляциях,которые необходимо будет выполнить | |||||
Б.2 Врач-клиницист Б.2.3 Медицинские процедуры | Тщательно вымыл руки | ||||
Правильно выбрал подходящие инструменты: · специальный термометр · стерильная вата · спирт · кушетка · стерильные медицинские перчатки · стерильный вазелин | |||||
Одеть стерильные перчатки | |||||
Положил исследователя правым боком на кушетку | |||||
Намазать стерильный вазелин с помощью стерильной ваты на специальный термометр | |||||
Поместил термометр,намазанный вазелином в прямую кишку исследователя | |||||
Определил показания термометра (после 5 мин.) | |||||
Упомянул о том,что показания термометра выше показаний аксиллярного места на 1°С |
Самый высокий балл: 10 (100%), Количество собранных баллов: ____ ( ____%)
Ф.И.О и подпись преподавателя,оценивающий критерии: ______________________________