Истема социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение
Политика отрицания данной проблемы в нашем обществе привела к тому, что практически нет системы оказания помощи таким детям и отсутствуют меры профилактики.
Опыт работы с детьми, пострадавшими от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, свидетельствует о том, что многие из них живут в экстремальных условиях и оставлять их в таких семьях опасно. Следовательно, любая помощь этим детям начинается с обязательного изъятия их из семьи.
Оптимальным вариантом их временной изоляции является помещение - приют. Именно приюты должны стать центральным звеном оказания помощи таким детям, при которых могут быть организованы кабинеты анонимного консультирования, телефоны доверия, дневные стационары и т. д.
Дети, пострадавшие от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, нуждаются в социальной, медицинской, психологической и правовой помощи, поэтому исключение даже одного из компонентов существенно снижает эффективность терапевтического вмешательства.
В настоящее время в приюты помещают детей в основном из неблагополучных семей, и возвратить их обратно в семью вряд ли возможно. И здесь стоит важная проблема — несовершенство законодательных норм, которые не позволяют активно вовлекать родителей в психотерапию, в участие в обучающих и коррекционных программах. Получается, что лепте лишить родительских прав, чем привлечь родителей к психокоррекционной работе. Поэтому сегодня актуальной задачей является привлечение семей к активному сотрудничеству.
Таким образом, к основным видам помощи относятся:
• медицинская;
• правовая;
• психологическая или психотерапевтическая;
• профилактика со стороны как родителей, так и общества;
• социальный контроль со стороны и родителей, и общества.
94. Социальный паразитизм — это антиобщественный образ действий, а нередко и образ жизни, основными чертами которого являются излечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда. Паразитическому существованию, как правило, органически присущи примитивизм интересов, низкий культурный уровень, бездуховность, аморальное поведение, нарушение правовых запретов.
Таким образом, социальный паразитизм в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивидуума, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счетсамого общества.
Социальный паразитизм нельзя считать нормальным общественным явлением. Он закономерен для данного общества, так как это — следствие условий его существования, но совсем не нормален, поскольку является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов. То есть представляет собой своего рода девиацию. Кроме того, иждивенчество (даже если бы оно не было социально опасным само но себе) влечет и другие формы девиации.
Паразитирующее поведение (как образ жизни) свойственно многим живым существам, начиная от микроорганизмов и заканчивая людьми. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (некленах данного сообщества), например, как у бактерий, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальный паразитизм как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некоторые насекомые, общественные животные, прежде всего молодые и престарелые особи).
В среде людей, ведущих паразитический образ жизни, нередко
распространены и другие социальные отклонения. Опасность социального паразитизма заключается также в том, что он негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, молодежи; препятствует нравственному развитию личности; способствует формированию антиобщественных взглядов.
Социальный паразитизм как форма девиантного поведения связан с другими социальными отклонениями и оказывает на них разностороннее отрицательное влияние, поскольку выполняет роль катализатора и создает условия для возникновения антиобщественных мотивов поведения.
Особенно тесно социальный паразитизм связан с преступностью. Дело не только в том, что отдельные его виды при определенных условиях сами по себе являются преступлениями, но и в том, что он способствует дезадаптации преступников, выключению их из нормальных социальных связей и отношений, продолжению преступной деятельности, ускоряет деградацию личности.
бродяги, попрошайки, беспризорные дети, проститутки, бомжи — имеет свои особенности, главные признаки, специфику формирования, что позволяет их идентифицировать.
орьба с социальным паразитизмом во многих проявлениях определяется прежде всего успешной реализацией на практике мер общего социального предупреждения, перестройкой экономики, социальной сферы, всей жизни нашего общества, включая укрепление дисциплины и законности.
В числе специальных мер, направленных против социального паразитизма, необходимо назвать общегосударственные меры борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и нетрудовыми доходами.
Что касается уголовной ответственности за проституцию, то вопрос этот нуждается в дополнительном изучении. Думается, что назрела необходимость проведения ряда социологических и криминологических исследований, направленных на всесторонний анализ данного социального явления, а также его соотношения с другими социальными отклонениями, включая преступность. Нуждается также в изучении и эффективность административной ответственности, связанной с данной девиацией.
Законодательные и государственные документы, нацеленные на борьбу с нетрудовыми доходами, не всегда реализуются на практике. Задача оказалась сложнее, чем первоначально представлялось, шире оказался круг проблем, возникших в ходе ее решения. Известно, что преследующие самые благие цели правовые запреты и ограничения вызывают порой неожиданный эффект. Стало ясно, что осуществить пресечение нетрудовых доходов — еще не самое трудное, куда сложнее устранить причины и условия этого явления.
Главный приоритет активной социальной политики — защита
тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам. Государство и общество не должны бросать на произвол судьбы немощных, пожилых людей, неспособных свести концы с концами. Кроме того, в стране много частично или полностью нетрудоспособных людей, которые не в состоянии приспособиться к новым условиям экономического развития. Государство обязано дать этим людям возможность заработать на жизнь хотя бы в рамках тех условий, выйти за пределы которых они не в состоянии.
Спасти человека от смерти — это долг врачей, и государство должно обеспечить все условия, чтобы они могли выполнить свой нравственный долг. В школах педагоги должны не только учить детей писать и читать, но и воспитывать достойных граждан, а государство должно обеспечить их выживание и трудоспособность. Но еше больше оно обязано заботиться о том, чтобы граждане не превращались в вынужденных тунеядцев. Поэтому необходимы чрезвычайные меры поддержки нуждающихся со стороны правительства, поскольку государство, которое поощряет социальный паразитизм, не может быть эффективным и ответственным.
95. Суицид трактуется как намеренное лишение себя жизни. Что же лежит в основе данного явления?
Можно предположить, что суицид — это феномен социально- психологической дезадаптации личности. Рассматривая социаль- но-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяют две фазы: преддиспозиционную и суицидальную.
Преддиспозиционная фаза социально-психологической дезадаптации не служит прямой определяющей суицидального поведения, решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт.
Разрешение конфликта зависит от значимой сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных процессов. В случае их слабости, т. е. в условиях преддиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
Таким образом, суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта.
Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности. Собственно суицидальное поведение представляет собой любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутреннее суицидальное поведение включает суицидальные мысли, представления, а также суицидальные тенденции. Среди них можно выделить замыслы и намерения: • пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия; суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации; суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется предсуицид ом, длительность его может исчисляться минутами (острый предсуицид) или месяцами (хронический предсуицид).
К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные попытки и завершенный суицид.
Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. В своем развитии она проходит две фазы — обратимую и необратимую. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз в каждом конкретном случае можно решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на с