Психиатрические нарушения восприятия:

1) Иллюзии (искаженное воприятие реального объекта)

2) галлюцинации (восприятие нереального объекта)

Задачи клинической психологии :

Диагностика

· Дифференциальная диагностика (мед.термин) – дает свое мнение врачу, а тот ставит диагноз и назначает лечение.

· Тоническая диагностика (устарела, ушла в прошлое)

· Запрос на создание эмоционально-личностного поведенческого профиля

· Диагностика состояния когнитивных функций

2. Экспертиза (определяет вменяемость)

· Военно-врачебная : устойчивость к стрессам

· Судебная ; судебно-психиатрическая : при преступлениях психолог выдает заключение и несет Юридическую ответственность

· Медико-педагогическая : связанное с педагогикой (обучение, образование) неуспеваемость детей и тд.

· Врачебно-трудовая : вопрос проф.пригодности, поиск труд.деятельности для человека.

· Экспертиза должна определить : 1)Индивидуально-психологические особенности 2)Имеется ли у человека вменяемость внушаемость и тд. 3) могли ли индивидуальные особенности оказать влияние во время преступления

3. Психологическая помощь(целенаправленное, организованное во времени и методах воздействие на другого человека, реабилитация)

Современные направления

· - Нозологический подход (отталкиваются от болезни)(не оправдывается, поскольку лечение все равно зависит от синдрома)

· - Синдромологический подход (лекарства действуют на сиднром, не важна причина синдрома)

· - Гуманистический подход (Фром) «описательный критерий псих-го здоровья»

Классификация : Деление по возрасту (детская,подростковая ,взрослая) берутся наиболее распространенные болезни в каждом возрасте.

Определения:

Синестопатия – болевое ощущение, не имеющее четкой модальности

Галлюцинации – восприятие в отсутствие реального объекта

Иллюзии – искажение реальности

Псевдогалюцинации – ложные галлюцинации – внутреннее восприятие в отстутсвие реального объекта («голос из головы»)

«Бред воздействия» по Клерамбо, возникает при псевдогалюцинациях и при псих.автоматизмах(он же синдром психического автоматизма Кондинского, он же Галлюцинаторно бредовой синдром)

Триада автоматизмов :

· Моторные(движение)

· Сенсорные(голоса)

· Идеоторные(мышление и речь)

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Колличественные

Темповые нарушения: увеличение(возбуждение, мании) , снижение(депрессии, печали)

Качественные

Стереотипы(больной повторяет утверждение, которое уже было) и персеверации(застревания на ответах) (не переключается с пред. Деятельности, попахивает лабильностью)

Примеры нарушений :

· Резонерство – бесплодное мудроствование

· Разорванность мышления – отсутствие содержания речи

· Неологизмы – изобретение новых слов

· Инертность ,вязкость мышления – доминирование связей прошлого опыта

Нарушение мышления по содержанию :

Навязчивости (Обцессии-пугающие мысли, не сильно окрашенные эмоциями ; фобии – аффективный страхи)

Сверхценные идеи – наличие факта, который переоценивается

Бред – неправильное или ошибочное умозаключение, возникающее на болезненной основе, доминирующей в сознании и не поддающийся коррекции

Биопсихосоциальный подход

Акцент смещается с патологии и нормы на болезни и здоровье

Вопрос заключается в том, нужно ли человеку лечение. Не каждая болезнь требует лечения

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Часть психологии на стыке общей психологии (познавательные процессы) и неврологии, хирургии, физиологии.

Вопрос – связь мозга и психики. Проблема локализации ВПФ (или когнитивных функций)

История

Леонардо да Винчи – желудочки

Ф.Галь считал, что существует связь между выступами на черепе и способностями человека (воображение, память, мышление). Основал френологию. Составлял картины мозга

1861 П.Брока дал описание мозга больного, который не мог говорить, но понимал устную речь. После смерти больного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга (связал нарушение экспрессивной речи с задней третью нижней лобной извилины левого полушария, обозначил центром моторных образов).

1874 К.Вернике описал несколько случаев, когда повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария (у Брока была верхняя, не путать) вызывали потерю способности понимать слышимую речь. Обозначил зону «центром сенсорных образов слов»

Эти два открытия спровоцировали огромный поток дальнейших открытий

В объяснении того, как работает мозг превалировало два подхода:

· Подход узкой локализации – сторонники пытались соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга

· Антилокализационный подход – сторонники считали, что все области мозга эквипотенциальны и равноответственны за психические функции, т.е. характер дефектов определяется не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга.

К.Лешли разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности разных участков.

П.Флуранс. Эксперименты Флуранса задумывались для опровержения теории френологов, согласно к-рой каждая часть мозга выполняет специфическую функцию. Флуранс удалял мозговую кору у куриц и голубей и обнаружил, что независимо от того, какой участок коры удалялся, животные обнаруживали нарушения поведения, соразмерные количеству, а не локализации удаленной ткани.

Х.Джэсон утверждал, что мозговая организация психических процессов бывает различной, в зависимости от сложности психического процесса. В своих исследованиях установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции.

Положения его теории:

1. Любая функция существует на трех уровнях, иерархически (на низком уровне - в спинном мозге или стволе, на среднем – сенсорном или моторном уровне кору головного мозга, на высоком – в лобных долях мозга)

2. Ни одна функция не выпадает целиком

3. Мы не сможем однозначно сказать о том, что мы наблюдаем: это дефект или компенсация дефекта

А.Пик, фон Монаков, Г.Хэд считали, что элементарные психологические «функции» (зрение, слух, кожная чувствительность и т.д.) представлены в четко определенных зонах мозга, но выражали сомнения относительно применимости принципа узкой локализации к сложным формам психической деятельности человека.

Вторая Мировая – очередной толчок. Развитие нейрохирургии

1947гкнига Лурии «Травматическая афазия».Основал нейропсихологию.

1948г «Восстановление функций после военной травмы» (его же)

Функция как функциональная система. (по Анохину: функциональная система – сложная система инвариантных и вариативных звеньев)

Особенности ФС:

· Формируются прижизненно

· Формируются в результате социализации (социально и культурно обусловлены)

· ВПФ опосредованыорудиями и знаками речи

· ВПФ доступны рефлексии, осознаются, произвольно регулируются, произвольны

ВПФ по Выготскому Нарушения
Память Амнезия
Мышление Деменция
Внимание  
Восприятие/Гнозис Агнозия
Речь Афазия
Движение/Праксис Апроксия

Намерение

a) Цель

b) программа

c) контроль

2. Премоторная кора – исполнительный компонент движений (вариативные составляющие) и моторная кора

Психиатрические нарушения восприятия: - student2.ru Кора, отвечает за реализацияю движений. Но можно при сложностях применить. Испоолниельный компонент(писать не рукой, а ногами) . Результат будет одинаков.

1. Нижняя теменная область

Пространственный компонент движений. Реализация движений в пространстве. Анализ пространства

Зрительная опора движения

Наши рекомендации