Коммуникативная компетентность в рамках специальности «сестринское дело»
Важной стороной успешной деятельности медицинской сестры является не только высокий уровень специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и умения медсестры строить доверительные отношения с пациентом. Это обусловлено тем, что не редко в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся пациенты не подозревая того, что эти соматические нарушения могут иметь психогенный характер. В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему здоровью. Пациенты обычно видят медицинских сестер, более доступными, чем врачей, и если у них есть проблема, которую они хотят обсудить, то они скорее обратятся к медицинской сестре, которая постоянно находится рядом, чем к лечащему врачу. Высокоразвитые навыки общения помогут построить хорошие терапевтические отношения с каждым из больных.
Для этого студентам факультета «Сестринское дело» должна быть предоставлена возможность развивать коммуникативную компетентность в течение всех лет обучения в университете. Основным признаком коммуникативной компетентности медицинской сестры является ее убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознание людей, стремящих понять друг друга, которому можно научить.
В центре коммуникативных навыков данный момент разрабатывается программа развития коммуникативной компетентности, которая включает несколько этапов.
Основной задачей первого этапа является формирования у студентов следующих компетенций:
- устанавливать контакт между медицинской сестрой и пациентом, с родственниками больного, учитывая их психологические особенности, уровень образования и т.д.
- получать необходимую информацию правильно интерпретируя речь и поведение пациента;
- определять связь между устной информацией и ее невербальными проявлениями;
- используя коммуникативные приемы в доступной форме передать необходимую информацию пациентам и родственникам больного;
- для улучшения коммуникативного умения выделять характерные часто повторяемые слова пациента;
- развитие умения встречаться с чувствами другого человека, и делиться своими чувствами к пациенту, помогает установить эмоциональный контакт с больным, и вселить веру в выздоровления.
Развитие коммуникативных навыков у студентов подразумевает, контроль опытных преподавателей на первом и втором курсе за это будут отвечать преподаватели кафедры «коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии». Формирование коммуникативной компетенции включает в себя использование интерактивных методов обучения.
На втором этапе предполагается развитие углубленной коммуникативной компетенции, так как медицинской сестре приходится проводить различные медицинские процедуры, подготавливать пациента к исследованию, вести воспитательную, просветительную деятельность. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, среди больных является медицинская сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы.
Справиться с этой задачей поможет развитие следующих коммуникативных компетенций:
- навык устанавливать контакт с пациентом перед манипуляцией учитывая ее характер и сложность;
- устанавливать уровень информированности о данном виде вмешательства;
- используя техники эффективной коммуникации стимулировать и поощрять речь пациента, для получения необходимой информации;
- овладение навыками выяснения степени заинтересованности пациента в получаемой информации;
- навык предоставлять необходимый объем информации пациентам, в том числе при проведении процедур подготовки к исследованиям;
- предоставлять информацию последовательно, структурировано, обосновано;
- постоянно проверять правильность понимания информации;
- овладение навыками подготовки пациента к медицинскому исследованию;
- успокоить и подбодрить пациента перед предстоящей процедурой;
- навык создания комфортной и расслабляющей обстановки;
- овладение навыком спрашивать позволения перед каждой медицинской процедурой;
- используя принципы и техники эффективной коммуникации выяснить причин отказа от данной процедуры;
- навык уважительного отношения к правам пациента на согласие или отказ от медицинского вмешательства;
- уважать и учитывать этнические нормы во взаимоотношениях с пациентами;
На третьем этапе предполагается развития специфических навыков необходимых для административного процесса и менеджмента в сестринском деле:
- развивать навык лидерского поведения;
- уверенности в собственном профессионализме;
- брать ответственность на себя за собственные действия и слова;
- отстаивать свою точку зрения;
- аргументировать свою точку зрения, используя интересные факты и источники информации
- развивать навык управления;
- решать конфликтные ситуации;
- мотивировать мед. сестрой-менеджером среднего и младшего медицинского персонала;
- навык сообщения обратной связи;
- навык уважительного отношения к коллегам.
Выработка данных навыком будет происходить в центре практических навыков на симуляциях и симулятивных пациентах. Приобретенные коммуникативные навыки будут доведены практически до совершенства и сформируют коммуникативную компетентность специалиста.
Основным инструментом контроля над развитием коммуникативных навыков будет разработанный оценочный лист, который будет включать обратную связь со стороны преподавателей, пациентов, родственников и др. Обучение будет проходить по принципу «смотри сам, делай сам, учи сам». Следуя такой стратегии, студенты смогут эффективно и позитивно раскрыть свои коммуникативные навыки и выработать свой собственный стиль общения.