Системные коммуникативные компетентности
Адаптация студента к работе в клинике в рамках выбранной специальности происходит на старших курсах. За этот период времени студент начинает вести себя уверенно в новой социальной роли и выбирает направление профессиональной подготовки, что позволяет ему выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы студент обычно еще не чувствует себя вполне уверенно и ориентируется на преподавателей, к помощи которых прибегает в большинстве случаев. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших). Одновременно происходит интенсивное общение с молодыми начинающими коллегами, что обеспечивает эмоциональную поддержку. Данный познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.
Другой, эмоциональной составляющей профессиональной адаптации студента является выработка навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным.
Перечень рекомендуемых тренингов на 3,4,5 курсах
КН Специальность ОМ 3 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Интеграция дисциплин по модульной системе | Наличие множественной сочетанной патологии и состояние хронического стресса | 1. Навык повышения доверия, развития убедительной речи врача терапевта. 2. Навык поиска причин дискомфорта пациента 3. Навык анализа неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение, тревога и т.д) 4. Навык поиска аргументов в пользу своей позиции. | Применение методов эмоционального от реагирования в клинической практике врача терапевта. | |
2. | УПП «помощник процедурной мед. сестры» | Наличие соматической патологии у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии | 1. Навык использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента 2. Навык формирования мотивации у родственников пациентов и привлечение их к участию в лечебно-восстановительном процессе. | Формирование навыков общения в процедурном кабинете с пациентами с различными эмоциональными реакциями | |
3. | Фармакология | Коммуникативная этика, при выборе, назначении лекарственного средства у пациентов находящихся на длительном лечении | 1.Навык уверенности 2.Навык формирования способов убеждения | Тренинг выработки комплаентности врача в общей практике | |
Общая гигиена | Коммуникативные навыки в области гигиены для проведения санитарно-просветительной работы | 1.Навыки эффективной самопрезентации. 2.Навык толерантного общения 3.Навык соблюдения интонации в процессе коммуникации. | Формирование навыка толерантного общения с пациентами с различных социальных групп | ||
5. | Общественное здравоохранение | Коммуникативные навыки разработки мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни | 1.Навык ведения групповой дискуссии, дебатов. 2.Навык обобщать и комментировать высказывания. 3.Навык совместного решения проблемы | Тренинг мотиваций на выбор здорового образа жизни | |
6. | Общая хирургия | 1.Болевой синдром при наличии сопутствующего соматического заболевания с определенным типом психического реагирования на собственную болезнь. 2.Болевой синдром в пожилом возрасте 3.Психология температурящего больного | А)1. Навык командообразования 2.Навык комментирования своих действий. 3.Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности. Б)1. Навык прогнозирования 2.Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам 3.Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом 4.Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами 5. Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли | Тренинг взаимодействия врача хирурга с пациентом и родственниками в кризисных ситуациях | |
7. | Пропедевтика внутренних болезней | Коммуникативные навыки при проведении общего осмотра здорового и больного человека | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг использования личностных качеств для успешного общения и оценки поведения людей |
КН Специальность ОМ 4 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Внутренние болезни | Категория психосоматических заболеваний – артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт, бронхообструктивные заболевания и т.д.) | Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения | Тренинг на осознание эмоциональных проблем у пациентов с психосоматическими заболеваниями | |
2. | Хирургия | Проведение экстренных оперативных вмешательств и тактика ведения экстренных хирургических пациентов | Умение работать в интенсивном режиме | Тренинг совладания со стрессом в условиях психоэмоционального напряжения | |
3. | Акушерство и гинекология | Этические и психологические аспекты ведения беременных и рожениц в амбулаторных условиях | Работа с медицинским персоналом, мотивация и стимулирование персонала | Тренинг по развитию и эффективному управлению беременностью | |
Детские болезни | Прием и ведение детей и подростков в условиях стационара | Установление первоначального контакта и установление отношений с детьми и подростками, а также их родителями для эффективного процесса лечения | Тренинг по развитию общения с детьми и подростками |
КН Специальность ОМ 5 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Общая врачебная практика | Проведение сбора информации о больном и заболевании в условиях амбулаторного приема | Формирование оптимального контакта | Тренинг межличностного общения в условиях амбулатории | |
2. | Психиатрия, наркология, неврология | Сообщение печальных новостей (завершенный суицид, тяжелое психическое заболевание) | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление долговременных отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг по тактике сообщения печальных новостей | |
3. | Скорая неотложная медицинская помощь | Ведение больных в условиях скорой и неотложной медицинской помощи. | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг установления немедленного и интенсивного контакта |
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ