Системные коммуникативные компетентности

Адаптация студента к работе в клинике в рамках выбранной специальности происходит на старших курсах. За этот период времени студент начинает вести себя уверенно в новой социальной роли и выбирает направление профессиональной подготовки, что позволяет ему выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы студент обычно еще не чувствует себя вполне уверенно и ориентируется на преподавателей, к помощи которых прибегает в большинстве случаев. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших). Одновременно происходит интенсивное общение с молодыми начинающими коллегами, что обеспечивает эмоциональную поддержку. Данный познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков.

Другой, эмоциональной составляющей профессиональной адаптации студента является выработка навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным.

Перечень рекомендуемых тренингов на 3,4,5 курсах

КН Специальность ОМ 3 курс

Название дисциплины Проблемная психологическая ситуация Коммуникативные навыки Название тренинга Кол-во часов
1. Интеграция дисциплин по модульной системе Наличие множественной сочетанной патологии и состояние хронического стресса 1. Навык повышения доверия, развития убедительной речи врача терапевта. 2. Навык поиска причин дискомфорта пациента 3. Навык анализа неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение, тревога и т.д) 4. Навык поиска аргументов в пользу своей позиции. Применение методов эмоционального от реагирования в клинической практике врача терапевта.
2. УПП «помощник процедурной мед. сестры» Наличие соматической патологии у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии 1. Навык использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента 2. Навык формирования мотивации у родственников пациентов и привлечение их к участию в лечебно-восстановительном процессе. Формирование навыков общения в процедурном кабинете с пациентами с различными эмоциональными реакциями
3. Фармакология Коммуникативная этика, при выборе, назначении лекарственного средства у пациентов находящихся на длительном лечении 1.Навык уверенности 2.Навык формирования способов убеждения Тренинг выработки комплаентности врача в общей практике
Общая гигиена Коммуникативные навыки в области гигиены для проведения санитарно-просветительной работы 1.Навыки эффективной самопрезентации. 2.Навык толерантного общения 3.Навык соблюдения интонации в процессе коммуникации. Формирование навыка толерантного общения с пациентами с различных социальных групп
5. Общественное здравоохранение Коммуникативные навыки разработки мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни 1.Навык ведения групповой дискуссии, дебатов. 2.Навык обобщать и комментировать высказывания. 3.Навык совместного решения проблемы Тренинг мотиваций на выбор здорового образа жизни
6. Общая хирургия 1.Болевой синдром при наличии сопутствующего соматического заболевания с определенным типом психического реагирования на собственную болезнь. 2.Болевой синдром в пожилом возрасте 3.Психология температурящего больного А)1. Навык командообразования 2.Навык комментирования своих действий. 3.Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности. Б)1. Навык прогнозирования 2.Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам 3.Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом 4.Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами 5. Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли Тренинг взаимодействия врача хирурга с пациентом и родственниками в кризисных ситуациях
7. Пропедевтика внутренних болезней Коммуникативные навыки при проведении общего осмотра здорового и больного человека Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения Тренинг использования личностных качеств для успешного общения и оценки поведения людей

КН Специальность ОМ 4 курс





Название дисциплины Проблемная психологическая ситуация Коммуникативные навыки Название тренинга Кол-во часов
1. Внутренние болезни Категория психосоматических заболеваний – артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт, бронхообструктивные заболевания и т.д.) Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения Тренинг на осознание эмоциональных проблем у пациентов с психосоматическими заболеваниями
2. Хирургия Проведение экстренных оперативных вмешательств и тактика ведения экстренных хирургических пациентов Умение работать в интенсивном режиме Тренинг совладания со стрессом в условиях психоэмоционального напряжения
3. Акушерство и гинекология Этические и психологические аспекты ведения беременных и рожениц в амбулаторных условиях Работа с медицинским персоналом, мотивация и стимулирование персонала Тренинг по развитию и эффективному управлению беременностью
Детские болезни Прием и ведение детей и подростков в условиях стационара Установление первоначального контакта и установление отношений с детьми и подростками, а также их родителями для эффективного процесса лечения Тренинг по развитию общения с детьми и подростками

КН Специальность ОМ 5 курс

Название дисциплины Проблемная психологическая ситуация Коммуникативные навыки Название тренинга Кол-во часов
1. Общая врачебная практика Проведение сбора информации о больном и заболевании в условиях амбулаторного приема Формирование оптимального контакта Тренинг межличностного общения в условиях амбулатории
2. Психиатрия, наркология, неврология Сообщение печальных новостей (завершенный суицид, тяжелое психическое заболевание) Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление долговременных отношений для эффективного процесса лечения Тренинг по тактике сообщения печальных новостей
3. Скорая неотложная медицинская помощь Ведение больных в условиях скорой и неотложной медицинской помощи. Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения Тренинг установления немедленного и интенсивного контакта

ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ

Наши рекомендации