Базовый уровень коммуникативной компетентности
Важной психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности является сенситивность к отвержению. Это - способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения. Данная особенность предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности.
Коммуникативная толерантность является одной из важных составных частей коммуникативной компетентности и обозначает терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. В действительности больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу. В любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь предотвратить возможный конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач — больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости или любви.
Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность оставаться в процессе этих отношений в рамках своей профессиональной роли. Не менее важно эффективно и четко говорить с пациентами, персоналом, коллегами при передаче и получении предназначенных сообщений Формирование данных характеристик в рамках специальности «Общая медицина» целесообразно на 2 курсе, на этапе подготовки студентов к работе в клинике.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА НА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
Осваиваемые практические навыки по дисциплинам 2 курса | Осваиваемые коммуникативные навыки по дисциплинам 2 курса |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпации артериального пульса, спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания, остроты зрения, остроты слуха, термометриии, эстезиометрии, ольфактометрии Процессов | Личностно-центрированное отношение к субъекту своей деятельности, осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса; Понимание и использование невербальных сигналов «на языке тела». |
Физиология 1 Проведения физиологических исследований: пальпации, определение частоты артериального пульса. Введение в клинику –2 Мониторинг состояния пациентов с нарушением ритма и изменением АД. | Осознанное целостное восприятие слов, интонации и артикуляции пациента. Концентрация внимания на основных моментах полученной от пациента информации и последующее ее осмысление. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: определение минутного объема дыхания. проведения искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос». | Эффективная коммуникация с пациентами, персоналом, коллегами (устные, письменные и электронные методы коммуникации). |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпация, определение частоты артериального пульса. Патологическая физиология 1 Навык распознания патологических процессов при гипоксии | Использование и расшифровка невербальных средств общения. Использование выразительных и ободряющих замечаний, например: «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю». |
Введение в клинику 2, Техника выполнения внутрикожных, подкожных, внутримышечных инъекций, внутривенных капельных инфузий и болюсных введений лекарств. | Установление положительных эмоционально-личностных отношений с собеседником, независимо от его личностных, социальных и других качеств. Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Патологическая физиология 1 Навык распознания основных типовых патологических процессов при отравлении | Соблюдение темпа беседы: студент общается насколько возможно быстро, но при этом не выглядит торопливым или суетливым. Эмпатия (проявление сочувствия, сопереживания); Резюмирование полученной от пациента информации. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпация артериального пульса. | Понимание и использование невербальных сигналов. Техники релаксации (снятие общего напряжения, расслабление мышц плечевого пояса, снятие напряжения зрения и т.д.). Гимнастические упражнения, возможные к выполнению на рабочем месте. |
Патологическая физиология-1 Распознавание основных типовых патологических процессов, являющихся компонентами болевого синдрома | Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания. | Правильное информирование и инструктирование пациента в доступной форме при проведении процедуры. Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпации, определение частоты артериального пульса. Патологическая физиология-1 Распознавание основных типовых патологических процессов при гипоксии мозга. | Правильное информирование пациента в доступной форме при проведении процедуры Осознанное восприятие (навык, позволяющий слушать с намерением понятьсобеседника). Наблюдательность (навык аналитического характера, позволяющий объединить и эффективно использовать информацию, поступающую в ходе коммуникации: настрой собеседника, его готовность к содействию, степень доверия, эмоциональный фон.) Уметь видеть проблему с точки зрения другого. Эффективное использование открытых и закрытых вопросов. Правильное, корректное задавание неприятных, личных, интимных вопросов. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: ЭКГ в стандартных отведениях в норме. | Достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента. Информирование пациента в доступной форме о проведении процедуры. |
Биологическая химия Выполнения экспресс-методами оценки углеводного, липидного и азотистого обменов: содержание глюкозы, общего белка, билирубина, амилазы в крови и моче, холестерина, липопротеидов, триглицеридов, патологических компонентов мочи (тест-полоски). Физиология 1 Навыки проведения методов физиологических исследований: динамометрии, спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания, должного основного обмена при помощи таблиц, полей зрения, остроты зрения, цветового зрения, остроты слуха, термометрия, эстезиометрия, ольфактометрия, интерпретировать и проводить анализ показателей крови; Патологическая физиология 1 Навыки интерпретации результатов клинико-лабораторных исследований при основных типовых патологических процессах при терапевтических заболеваниях. | Передача адекватной информации и аргументированное убеждение собеседника. Принятие решений в группе (обсуждение индивидуальных и общих потребностей, интересов); согласование определенных правил; презентация общих результатов работы; владение коммуникативными стратегиями; понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни; объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным). |
Физиология 1 Определение должного основного обмена при помощи таблиц, составление пищевого рациона. | Объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); аргументированная речь; достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента; готовность к профессиональному диалогу. |