Траектории развития коммуникативной компетентности

Разработанная концепция взаимодействия кафедры коммуникативных навыков, других теоретических и клинических кафедр вместе с Центром КН основывается на следующих принципах: от основных, базовых навыков коммуникации к специфическим, специализированным, преемственности обучения, этапности обучения, взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками, соответствии овладения навыками методам их оценки, постоянный мониторинг эффективности обучения, вовлечение в образовательный процесс специалистов соответствующих профилей, соответствие обучения коммуникативных навыков условиям обучения.

Ниже представлена траектория формирования коммуникативной компетентности на модели специальности «Общая медицина», а также рассмотрены перспективы ее развития для других специальностей.

Начальный уровень коммуникативной компетентности

В основе коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений.

Эта психологическая черта обозначается термином аффилиация— потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению».Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне — в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения.

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность, — это эмоциональная стабильность, уравновешенность с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает избегать «психологических срывов», конфликтов во взаимоотношениях с больными.

Очень важным психологическим качеством в системе взаимоотношений является эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с другими людьми, получить более полную и точную информацию о нем.

Данные характеристики являются неспецифическими, а потому могут быть сформированными у студента уже на начальных курсах. Выработкой этих навыков могут заниматься специалисты с немедицинским психологическим образованием.

Предлагаемые ниже перечни начальных и базовых коммуникативных навыков могут служить примером для развития коммуникативной компетенции. Более детальным ориентиром на уровни коммуникативной компетенции являются перечни коммуникативных навыков, приведенные в оценочных листах (см. Глава № 5)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ НАЧАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА НА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

Осваиваемые практические навыки по дисциплинам 1 курса Осваиваемые коммуникативные навыки по дисциплинам 1 курса
Анатомия -1 Оценка анатомического строения тела человека, морфофункциональная характеристика кожного покрова. Определения места расположения и проекции органов, крупных сосудов, владение анатомической терминологией на латыни. Осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса; Понимание и использование невербальных сигналов «на языке тела»;
Введение в клинику-1 Проведение термометрии; контроль диуреза; подсчет пульса; подсчет дыхательных движений; измерение артериального давления анероидным тонометром. Осознанное целостное восприятие слов, интонации и артикуляции пациента. Концентрация внимания на основных моментах полученной от пациента информации и последующее ее осмысление.
УПП «Помощник младшей медсестры» Оценка функционального состояния пациентов. Эффективное общение с пациентами, персоналом, коллегами с использованием устных, письменных и электронных методов коммуникации.
Анатомия -1 Определения места расположения и проекции плечевой и подколенной артерий. Использование и расшифровка невербальных средств общения.  
Введение в клинику – 1 Подсчет частоты пульса; измерение артериального давления анероидным тонометром. Установление положительных эмоционально-личностных взаимоотношений с собеседником, независимо от его личностных качеств, убеждений, социального происхождения и др. показателей.
Анатомия -1 Оценки анатомического строения ротоглотки, трахеи, бронхов, легких. Введение в клинику – 1 Навык подсчета частоты дыхательных движений. УПП «Помощник младшей медсестры» Оценка функционального состояния пациентов, определение показаний для проведения искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос». Соблюдение темпа беседы: студент общается насколько возможно быстро, но при этом не выглядит торопливым или суетливым. Эмпатия (проявление сочувствия, сопереживания);   Резюмирование полученной от пациента информации.
Анатомия -1 Определение места расположения и проекции органов, крупных сосудов. Информирования пациента в доступной форме о проведении манипуляции.
Анатомия -1 Навык оценки анатомического строения ротоглотки, пищевода, желудка. Навык определения проекции пищевода, желудка на поверхности тела, определения длины пищевода, желудка. Правильное информирование и инструктирование пациента в доступной форме при проведении процедуры.
Анатомия 1 Навык определения места расположения и проекции органов, крупных сосудов, костных образований на поверхности тела Информирование пациента в доступной форме при проведении процедуры. Наблюдательность (Навык аналитического характера, позволяющий объединить и эффективно использовать информацию, поступающую в ходе коммуникации: настрой собеседника, его готовность к содействию, степень доверия, эмоциональный фон.) Эффективное использования открытых и закрытых вопросов. Правильное, корректное задавание неприятных, личных, интимных вопросов.
Введение в клинику-1 Подсчет частоты пульса; подсчет частоты дыхательных движений; измерение артериального давления. Правильное информирование пациента при проведении процедур
Анатомия -1 Определение анатомии грудной клетки. Медицинская биофизика Использование физико-химических законов для объяснения процессов, протекающих в организме человека при проведение регистрации ЭКГ в стандартных отведениях Коммуникативные навыки -1 Навык информирования пациента в доступной форме о процедуре Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни.  
Химия Качественный и количественный анализ неорганических веществ, используемых в лабораторной диагностике. Понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни.
Основы психологии Оценка поведенческих факторов риска наиболее распространенных терапевтических заболеваний. Владение приемами аргументированной речи. Достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента. Готовность к профессиональному диалогу.


Наши рекомендации