Стратегия развития коммуникативной компетентности в казнму
Современные социальные условия и социальные потребности выявляют необходимость формирования коммуникативной культуры студента-медика. Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие навыков общения представляется особенно необходимым.
Компетентность в широком смысле трактуется как высокий уровень общественно-практического опыта субъекта, уровень его обученности адекватным социальным и индивидуальным формам активности, что позволяет человеку в рамках своих способностей и социального статуса успешно и эффективно функционировать в данном обществе. Важными составляющими деятельности врача являются не только его знания и умения, особенности профессионального мышления, но и личностные качества, умение общаться с пациентом. Поэтому профессиональная компетентность врача включает не только специальную медицинскую подготовку, общечеловеческую культуру, но и социально-психологические аспекты его личности, его ценностные ориентации, коммуникативную грамотность.
При раскрытии содержания компетентности выделяются различные компоненты: предпосылки компетентности (способности, талант, знания); деятельность человека (работа) как процесс (ее описание, структура, характеристика, признаки); результаты деятельности (плоды труда, изменения в объектах деятельности). Анализируя различные определения профессиональной компетентности можно прийти к выводу о том, что в них, как правило, находит отражение идея о том, что это одна из главных характеристик личности, обладатель которой способен добиться высоких профессиональных результатов.
В социологических исследованиях, посвященных анализу основных признаков, по которым пациенты оценивают уровень квалификации врача, отмечается, что на первое место выдвигается показатель «отношение к пациентам», на второе –«результаты лечения больных», затем опыт работы, отзывы пациентов, личные качества врача (порядочность, трудолюбие, вежливость и др.). Такой показатель, как образование врача (в том числе, глубина специализации) оказался на седьмом месте среди перечисляемым признаков. Все это свидетельствует не столько о квалификации, сколько о компетентности врача.
Существует несколько моделей общения врача и пациента: информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент); интерпретационная (убеждающий врач); совещательная (доверие и взаимное согласие); патерналистская (врач-опекун). Традиционно в медицине существует патерналистский подход во взаимоотношениях с пациентом - врач лучше знает, что нужно и пациент принимает все рекомендации, не задавая вопросов. Удовлетворение пациента проведенным лечением напрямую зависит от взаимодействия врача с пациентом. Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу. Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие речевой деятельности приобретает особую значимость. Субъект деятельности (пациент) может понимать объективное значение ситуации, но в его отношении к ней присутствуют личностные смыслы, которые и управляют его поведением. Именно поэтому пациента нельзя считать пассивным объектом медицинского вмешательства, к пациенту нельзя относиться просто как к организму. Лечение будет более эффективным, если рассматривать пациента как личность, обладающую социальными и психологическими потребностями.
В настоящее время человек предъявляет повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию самого процесса. Это требует особого внимания к подготовке врачей, а также развития их коммуникативной грамотности на всех этапах профессионализации.
Коммуникативная компетентность медика в специальной сфере включает понимание и толкование профессиональных терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); умелое обращение со специально подготовленным материалом.
Главными показателями коммуникативной культуры медицинского работника являются: в эмоциональной сфере - эмпатия (понимание отношения собеседника к тому, о чем он рассказывает, и к самой ситуации общения; помощь собеседнику в выражении чувств и желаний; сообщение о собственных чувствах; внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера; демонстрация понимания чувств другого); в когнитивной сфере - рефлексия (демонстрация готовности и желания выслушать собеседника; проверка точности услышанного; прояснение рационального компонента услышанного; самокоррекция; подбадривание; адекватность самооценки и оценки других); в поведенческой сфере - интеракция (планирование предстоящего разговора; взятие на себя инициативы в беседе; организация целостного контакта; придание взаимодействию личностного характера; урегулирование конфликтных ситуаций; предложение совместного действия; обсуждение; согласование; выяснение и передача информации; представленность этических норм интерперсональных отношений).
Специфика функций врача предполагает некоторое сочетание личностных и профессиональных качеств. И подразделяются эти качества на три группы:
1) психологические характеристики, которые являются составной частью способности к данному виду деятельности;
2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование врача как личности;
3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятие, память, воображение, мышление), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе относят психоаналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества: физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатийность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам), визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
В медицинской деятельности идет интенсивный процесс профессионализации обыденного общения. Врач постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Вот почему такую важную роль приобретает обучение основам профессионального коммуникативного общения в системе образовательного процесса подготовки врача.
Профессионально-медицинское общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия врача и пациентов, содержанием которого является обмен информацией, оказание лечебного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Таким образом, компетентное общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. В процессе общения врача и пациента реализуются не только лечебные и профилактические функции, но и решаются другие, не менее важные профессиональные задачи.
Общение в медицинской сфере выступает, во-первых, как средство решения лечебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение лечебного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений врача и пациента, обеспечивающих успешность лечебного процесса. Врач в своей деятельности должен реализовать все функции общения – выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Современный врач должен уметь создавать и сохранять корректные с терапевтической и этической точки зрения отношения, использовать эффективные навыки слушания, запрашивать и предоставлять информацию, а также эффективно работать в качестве члена или лидера команды здравоохранения. Согласно последним представлениям, профессиональная компетентность - это привычное и рассудительное использование коммуникабельности, знаний, технических навыков, клинического мышления, сопереживания, ценности и размышления в ежедневной практике врача.
Для развития коммуникативной компетенции в КазНМУ при Центре практических навыков организован Центр коммуникативных навыков (далее - Центр КН) для разработки новых методов развития коммуникативной компетентности врача. В настоящее время разработана модель структурного подразделения университета (Центр КН), которая стремится ответить на четкое определение важных компонентов развития коммуникативной компетентности, на основе целей, задач и действий.
Целью Центра КН является изучение, разработка, внедрение методов непрерывного обучения коммуникативным навыкам в течение до- и последипломной подготовки специалистов всех профилей. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
· Достижение нового современного качества додипломного, дипломного и последипломного образования;
· Подготовка конкурентоспособных специалистов с выраженными и устойчивыми профессиональными интересами и сформированными личными профессиональными планами.
· Организация эффективного процесса усвоения системы знаний, коммуникативных навыков, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность, отражающейся на качестве оказываемой медицинской помощи населению, удовлетворенности трудом.
· Организация педагогического сопровождения коммуникативного, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
К осуществлению данных задач были привлечены сотрудники кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии. Для планирования процесса формирования содержательных компетенций и последующей оценки их сформированности установлены уровни, требования к знаниям, представлениям и умениям, необходимым и достаточным для достижения соответствующего результата.
Основными направлениями Центра КН являются:
• Учебно-образовательное;
• Методическое;
• Экспертное;
• Научное.
На основании нашего практического опыта и анализа теоретического опыта зарубежных специалистов нами были разработаны следующие пути реализации новых методов обучения: обучение студентов коммуникативной компетентности поэтапно, на протяжении всего процесса обучения в вузе, планирование процесса формирования содержательных компетенций с последующей оценкой их сформированности, установка уровней.
Разработанная концепция Центра КН основывается на следующих принципах: от основных, базовых навыков коммуникации к специфическим, специализированным, преемственности обучения, этапности обучения, взаимосвязи развития практических навыков с коммуникативными навыками, соответствие овладения навыков методам их оценки, постоянный мониторинг эффективности обучения, вовлечение в образовательный процесс специалистов соответствующих профилей, соответствие обучения коммуникативных навыков условиям обучения. Данная концепция представлена ниже в виде схемы.
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработаны дифференцированные подходы к эффективному обучению коммуникативной компетентности путем поэтапного обучения студентов КазНМУ. Само по себе развитие коммуникативной компетентности предполагает обучение от начального уровня к последующим базовым, системным и специализированным коммуникативным компетенциям, оценку коммуникативной компетенции на каждом этапе обучения, постоянный мониторинг развития и оценка коммуникативной компетентности. В настоящее время Центром КН распределены коммуникативные компетенции по каждому курсу и специальности, и назначены ответственные по каждому направлению.
Ниже представлена схема поэтапного развития коммуникативной компетентности на модели специальности Общая медицина.
На первом курсе осуществляется обучение навыкам начального уровня коммуникативной компетентности, с использованием разработанных методов, формами, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности. Осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, подготовка необходимой документации осуществляется сотрудником Центра КН, ответственным за данное направление.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает единый системный подход. Преподавать на данном курсе будут сотрудники кафедры коммуникативных навыков, методы преподавания - пассивные, активные, интерактивные; формы преподавания - лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (СРС) - оценка коммуникативной компетенции путем наблюдения и заполнения оценочного листа по начальному уровню развития коммуникативной компетенции.
На втором курсе осуществляется обучение базовым коммуникативным компетенциям с применением разработанных методов, форм, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности. Мониторинг развития коммуникативной компетенции и разработку необходимой документации реализуют сотрудники кафедры коммуникативных навыков, ответственные за данное направление.
Студенты первого и второго курсов должны обладать ключевыми коммуникативными компетенциями. В их числе: когнитивные способности - способность понимать идеи и теории и манипулировать ими; межличностные компетенции- индивидуальные способности, такие как способность выражать свои чувства, межличностные навыки или работа в команде универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособность и социальную адаптацию в условиях рынка труда. Преподавать будут сотрудники кафедры коммуникативных навыков, методы преподавания - пассивные, активные, интерактивные; формы преподавания - практические занятия, СРС - оценка коммуникативной компетенции путем наблюдения и заполнения оценочного листа по базовому уровню развития коммуникативной компетенции.
На третьем, четвертом, пятом курсах осуществляется обучение системным коммуникативным компетенциям с использованием разработанных методов, форм, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности. Осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, разработку необходимой документации осуществляет сотрудник Центра КН, ответственный за данное направление.
Преподавать на данном курсе будут сотрудники ведущих кафедр департаментов, методы преподавания - активные, интерактивные, методы проблемного изложения; формы преподавания - практические занятия, СРС, СРСП - отработка коммуникативных навыков в центре практических навыков; оценка коммуникативной компетенции осуществляется путем наблюдения и заполнения оценочного листа по системным коммуникативным компетенциям.
На старших курсах студент должен обладать коммуникативными навыками фундаментальной направленности, качествами и способностями выпускника, определяющими его профессиональную мобильность в рамках общности научно-технических основ лечебно-диагностических процессов, на которых базируются различные отрасли медицины, а именно грамотно и компетентностно применить полученные знания по коммуникативной компетентности на клинических дисциплинах.
Обучение навыкам коммуникации в интернатуре осуществляется по основным специализированным компетенциям разработанными методами, формами, условиями преподавания и методами оценки коммуникативной компетентности. Осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, разработку необходимой документации осуществляет сотрудник Центра КН, ответственный за данное направление.
Обучают преподаватели ведущих кафедр департаментов, методы преподавания - активные, интерактивные, методы проблемного изложения, исследовательский метод; формы преподавания - практические занятия, СРС, СРСП - отработка коммуникативных навыков в центре практических навыков с симуляционным пациентом, оценка коммуникативной компетенции осуществляется путем наблюдения и заполнения оценочного листа по основным специализированным коммуникативным компетенциям.
После обучения навыкам коммуникативной компетенции в резидентуре обучающийся должен обладать углубленными специализированными коммуникативными компетенциями. Осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, разработку необходимой документации осуществляет сотрудник Центра КН, ответственный за данное направление.
Обучение осуществляется преподавателями ведущих кафедр департаментов, методы преподавания - активные, интерактивные, методы проблемного изложения, исследовательский метод; формы преподавания -практические занятия, СРС, СРСП с отработкой коммуникативных навыков в центре практических навыков с симуляционным пациентом, оценка коммуникативной компетенции осуществляется путем наблюдения и заполнения оценочного листа по углубленным специализированным коммуникативным компетенциям.
Обучение навыкам коммуникативной компетенции в рамках подготовки РhD осуществляется по научным, проблемно-ориентированным коммуникативным компетенциям с применением разработанных методов, форм, условий преподавания и методов оценки коммуникативной компетентности. Осуществляется мониторинг развития коммуникативной компетенции, разработку необходимой документации осуществляет сотрудник Центра КН, ответственный за данное направление.
Преподавать на данном курсе будут сотрудники ведущих кафедр департаментов, методы преподавания: активные, интерактивные, методы проблемного изложения, исследовательский метод; формы преподавания практические занятия, СРС, СРСП с отработкой коммуникативных навыков в центре практических навыков с симуляционным пациентом, оценка коммуникативной компетенции осуществляется путем наблюдения и заполнения оценочного листа по научным, проблемно-ориентированным коммуникативным компетенциям.
В настоящее время сотрудниками Центра коммуникативных навыков проводится следующая работа:
1. Разрабатываются учебно-методические программы по обучению коммуникативной компетентности для каждой структурной единицы и направления (ВОП, «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология»);
2. Осуществляется подготовка программы для обучения ППС;
3. Осуществляется корректировка рабочих программ совместно с Комитетом образовательных программ по основным направлениям.
Работа Центра КН предполагает следующие этапы:
I этап:
1. Разработка системы ключевых коммуникативных компетенций, методов овладения и системы оценки компетенций;
2. Обучение ППС;
3. Проведение эксперимента на примере нескольких специальностей.
IIэтап:
1. Внедрение в более широкий круг студентов.
2. Внедрение системы овладения коммуникативной компетенции в другие специальности.
III этап:
Оценка результатов. Мониторинг обучения ППС и студентов.
В настоящее время:
а. Разработана концепция по формированию коммуникативной компетентности в условиях КазНМУ.
б. Разработано Положение о центре Коммуникативных навыков.
в. Разработана структура взаимодействия Центра Коммуникативных Навыков с другими подразделениями КазНМУ.
г. Разработан перечень коммуникативных навыков по основным направлениям обучения.
д. Перечень коммуникативных навыков согласован с комитетом образовательных программ.
Таким образом, реализация стратегий развития коммуникативной компетентности должна осуществляться в рамках тесного взаимодействия между кафедрой коммуникативных навыков, другими клиническими и теоретическими кафедрами и Центром КН.
Основной целью обучения коммуникативной компетенции является повышение эффективности подготовки специалистов медицинского профиля и их соответствия запросам современных условий (рынка) путем создания в вузе благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
Новые подходы к развитию коммуникативной компетентности позволят повысить эффективность процесса формирования психологической компетентности врачи в процессе вузовского обучения. Коммуникативная подготовка будет опираться не на передачу формальных знаний, а на формирование коммуникативных навыков, на их использование в ходе врачебной деятельности.