Коммуникативные навыки выпускника
Имени С.Д. Асфендиярова
МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВЫПУСКНИКА
Алматы 2011
Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова – коммуникативные навыки выпускника/ Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной, М.А. Асимова. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендирова, 2011 – 126 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………..………………………….. 4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ . М.А. Асимов…....5
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КАЗНМУ. А.А. Аканов, М.А. Асимов,
С.Х. Мадалиева……………………………………………………………11
4. ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ…………………………………………………...24
4.1 Начальный уровень коммуникативной компетентности.
А.Ж. Кудайбергенова…………………………………..…………….24
4.2 Базовый уровень коммуникативной компетентности.
С.Х. Мадалиева……………………………………………………….30
Системные коммуникативные компетентности
А.Ш. Давлетбакова, Г.А. Сексенбаева…..….………………………34
4.4 Коммуникативная компетентность в рамках специальности «Стоматология». Ш.С. Марданова ……………………………..... 56
4.5 Коммуникативная компетентность в рамках специальности «Фармация». А.М. Куржангулова ………………………………... 85
4.6 Коммуникативная компетентность в рамках других специальностей. Ю.В. Игнатьев, А.Е. Изатова,
Ю.В. Переборова ………………………………………………...... 102
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Д.Х. Дощанов, П. В Шеин ………………... 109
6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Ю.В. Игнатьев……………………………... 122
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..126
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития у врачей коммуникативной компетентности была признана еще в 70-е годы прошлого столетия. В настоящее время коммуникативные навыки понимаются как феномен, включающий множество психологических параметров. Среди них – знание врачом себя и своих пациентов, умение правильно воспринимать и оценивать своих коллег, способность к саморегуляции, умение строить взаимоотношения с людьми и гибко, адекватно реагировать на трудные клинические ситуации, владение невербальными и вербальными навыками общения и многое другое.
Важным принципом образования в медицине, обеспечивающим качество подготовки врача является преемственность обучения. Вместе с тем кафедрой коммуникативных навыков осуществляется преподавание этой дисциплины лишь на отдельных курсах обучения. Решением данной проблемы является создание Центра коммуникативных навыков и проведение им обучающих семинаров по совершенствованию коммуникативной компетентности на всех курсах и специальностях. При определении объема часов, выделяемых на преподавание в рамках дисциплины необходимо ориентироваться на два основных критерия – это практический или теоретический уровень дисциплины, а также потенциальный круг проблемных ситуаций, связанных с процессом коммуникации в рамках той или иной отрасли медицины.
В отличие от клинических дисциплин, в которых студент является непосредственно задействованным в работе с пациентами и их родственниками, теоретические предметы требуют меньших навыков коммуникации. Вместе с тем значение коммуникативной компетентности отчетливо проявляется здесь в исследовательской этике. Соответственно этому на теоретических дисциплинах возможен меньший объем обучающих семинаров, и их содержание будет ограничиваться коммуникативными моделями моральной медицины. Предполагается выделение объема часов преподавания коммуникативным навыкам, пропорциональное общему количеству проблемных ситуаций, потенциально возможных в рамках данной отрасли медицины. В связи с особенностями проведения тренингов (существующие мировые стандарты, продолжительность обучающих семинаров, особенностями образовательной программы в КазНМУ) минимальная продолжительность одного тренинга была определена в 6 часов. Тренинговая форма обучения была выбрана в связи с ее максимальным обучающим потенциалом, а также содержательным соответствием предмету коммуникативные навыки.
Следующий критерий актуальности преподавания коммуникативных навыков представляют проблемные ситуации, возможные в процессе общения с пациентами и их родственниками. Способы регулирования этих зачастую трудноразрешимых ситуаций будут отрабатываться в специальных тренингах, в которых студенты научатся наиболее продуктивным стратегиям решения проблем.
Реализация указанных стратегий развития коммуникативной компетентности возможна в рамках тесного взаимодействия между кафедрой коммуникативных навыков, другими клиническими и теоретическими кафедрами и Центром коммуникативных навыков. Это –принципиально новая констелляция, развитие и совершенствование которой требует оригинальных подходов, креативных и нестандартных решений. Настоящая книга представляет собой первый шаг Университета в указанном направлении.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ НАЧАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА НА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
Осваиваемые практические навыки по дисциплинам 1 курса | Осваиваемые коммуникативные навыки по дисциплинам 1 курса |
Анатомия -1 Оценка анатомического строения тела человека, морфофункциональная характеристика кожного покрова. Определения места расположения и проекции органов, крупных сосудов, владение анатомической терминологией на латыни. | Осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса; Понимание и использование невербальных сигналов «на языке тела»; |
Введение в клинику-1 Проведение термометрии; контроль диуреза; подсчет пульса; подсчет дыхательных движений; измерение артериального давления анероидным тонометром. | Осознанное целостное восприятие слов, интонации и артикуляции пациента. Концентрация внимания на основных моментах полученной от пациента информации и последующее ее осмысление. |
УПП «Помощник младшей медсестры» Оценка функционального состояния пациентов. | Эффективное общение с пациентами, персоналом, коллегами с использованием устных, письменных и электронных методов коммуникации. |
Анатомия -1 Определения места расположения и проекции плечевой и подколенной артерий. | Использование и расшифровка невербальных средств общения. |
Введение в клинику – 1 Подсчет частоты пульса; измерение артериального давления анероидным тонометром. | Установление положительных эмоционально-личностных взаимоотношений с собеседником, независимо от его личностных качеств, убеждений, социального происхождения и др. показателей. |
Анатомия -1 Оценки анатомического строения ротоглотки, трахеи, бронхов, легких. Введение в клинику – 1 Навык подсчета частоты дыхательных движений. УПП «Помощник младшей медсестры» Оценка функционального состояния пациентов, определение показаний для проведения искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос». | Соблюдение темпа беседы: студент общается насколько возможно быстро, но при этом не выглядит торопливым или суетливым. Эмпатия (проявление сочувствия, сопереживания); Резюмирование полученной от пациента информации. |
Анатомия -1 Определение места расположения и проекции органов, крупных сосудов. | Информирования пациента в доступной форме о проведении манипуляции. |
Анатомия -1 Навык оценки анатомического строения ротоглотки, пищевода, желудка. Навык определения проекции пищевода, желудка на поверхности тела, определения длины пищевода, желудка. | Правильное информирование и инструктирование пациента в доступной форме при проведении процедуры. |
Анатомия 1 Навык определения места расположения и проекции органов, крупных сосудов, костных образований на поверхности тела | Информирование пациента в доступной форме при проведении процедуры. Наблюдательность (Навык аналитического характера, позволяющий объединить и эффективно использовать информацию, поступающую в ходе коммуникации: настрой собеседника, его готовность к содействию, степень доверия, эмоциональный фон.) Эффективное использования открытых и закрытых вопросов. Правильное, корректное задавание неприятных, личных, интимных вопросов. |
Введение в клинику-1 Подсчет частоты пульса; подсчет частоты дыхательных движений; измерение артериального давления. | Правильное информирование пациента при проведении процедур |
Анатомия -1 Определение анатомии грудной клетки. Медицинская биофизика Использование физико-химических законов для объяснения процессов, протекающих в организме человека при проведение регистрации ЭКГ в стандартных отведениях Коммуникативные навыки -1 Навык информирования пациента в доступной форме о процедуре | Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни. |
Химия Качественный и количественный анализ неорганических веществ, используемых в лабораторной диагностике. | Понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни. |
Основы психологии Оценка поведенческих факторов риска наиболее распространенных терапевтических заболеваний. | Владение приемами аргументированной речи. Достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента. Готовность к профессиональному диалогу. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТА НА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
Осваиваемые практические навыки по дисциплинам 2 курса | Осваиваемые коммуникативные навыки по дисциплинам 2 курса |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпации артериального пульса, спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания, остроты зрения, остроты слуха, термометриии, эстезиометрии, ольфактометрии Процессов | Личностно-центрированное отношение к субъекту своей деятельности, осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса; Понимание и использование невербальных сигналов «на языке тела». |
Физиология 1 Проведения физиологических исследований: пальпации, определение частоты артериального пульса. Введение в клинику –2 Мониторинг состояния пациентов с нарушением ритма и изменением АД. | Осознанное целостное восприятие слов, интонации и артикуляции пациента. Концентрация внимания на основных моментах полученной от пациента информации и последующее ее осмысление. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: определение минутного объема дыхания. проведения искусственного дыхания «рот в рот» и «рот в нос». | Эффективная коммуникация с пациентами, персоналом, коллегами (устные, письменные и электронные методы коммуникации). |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпация, определение частоты артериального пульса. Патологическая физиология 1 Навык распознания патологических процессов при гипоксии | Использование и расшифровка невербальных средств общения. Использование выразительных и ободряющих замечаний, например: «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю». |
Введение в клинику 2, Техника выполнения внутрикожных, подкожных, внутримышечных инъекций, внутривенных капельных инфузий и болюсных введений лекарств. | Установление положительных эмоционально-личностных отношений с собеседником, независимо от его личностных, социальных и других качеств. Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Патологическая физиология 1 Навык распознания основных типовых патологических процессов при отравлении | Соблюдение темпа беседы: студент общается насколько возможно быстро, но при этом не выглядит торопливым или суетливым. Эмпатия (проявление сочувствия, сопереживания); Резюмирование полученной от пациента информации. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпация артериального пульса. | Понимание и использование невербальных сигналов. Техники релаксации (снятие общего напряжения, расслабление мышц плечевого пояса, снятие напряжения зрения и т.д.). Гимнастические упражнения, возможные к выполнению на рабочем месте. |
Патологическая физиология-1 Распознавание основных типовых патологических процессов, являющихся компонентами болевого синдрома | Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания. | Правильное информирование и инструктирование пациента в доступной форме при проведении процедуры. Информирование пациента в доступной форме о проведении инъекционной манипуляции. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: пальпации, определение частоты артериального пульса. Патологическая физиология-1 Распознавание основных типовых патологических процессов при гипоксии мозга. | Правильное информирование пациента в доступной форме при проведении процедуры Осознанное восприятие (навык, позволяющий слушать с намерением понятьсобеседника). Наблюдательность (навык аналитического характера, позволяющий объединить и эффективно использовать информацию, поступающую в ходе коммуникации: настрой собеседника, его готовность к содействию, степень доверия, эмоциональный фон.) Уметь видеть проблему с точки зрения другого. Эффективное использование открытых и закрытых вопросов. Правильное, корректное задавание неприятных, личных, интимных вопросов. |
Физиология 1 Проведение физиологических исследований: ЭКГ в стандартных отведениях в норме. | Достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента. Информирование пациента в доступной форме о проведении процедуры. |
Биологическая химия Выполнения экспресс-методами оценки углеводного, липидного и азотистого обменов: содержание глюкозы, общего белка, билирубина, амилазы в крови и моче, холестерина, липопротеидов, триглицеридов, патологических компонентов мочи (тест-полоски). Физиология 1 Навыки проведения методов физиологических исследований: динамометрии, спирометрии, пневмотахометрии, определения минутного объема дыхания, должного основного обмена при помощи таблиц, полей зрения, остроты зрения, цветового зрения, остроты слуха, термометрия, эстезиометрия, ольфактометрия, интерпретировать и проводить анализ показателей крови; Патологическая физиология 1 Навыки интерпретации результатов клинико-лабораторных исследований при основных типовых патологических процессах при терапевтических заболеваниях. | Передача адекватной информации и аргументированное убеждение собеседника. Принятие решений в группе (обсуждение индивидуальных и общих потребностей, интересов); согласование определенных правил; презентация общих результатов работы; владение коммуникативными стратегиями; понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); оперирование терминами на латыни; объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); понимание вербальных, формальных (формулы, графики) и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным). |
Физиология 1 Определение должного основного обмена при помощи таблиц, составление пищевого рациона. | Объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специальностей, медсестрами и людьми, не имеющих отношения к медицине); аргументированная речь; достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия пациента; готовность к профессиональному диалогу. |
КН Специальность ОМ 3 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Интеграция дисциплин по модульной системе | Наличие множественной сочетанной патологии и состояние хронического стресса | 1. Навык повышения доверия, развития убедительной речи врача терапевта. 2. Навык поиска причин дискомфорта пациента 3. Навык анализа неблагоприятных эмоций (агрессия, сексуальное влечение, тревога и т.д) 4. Навык поиска аргументов в пользу своей позиции. | Применение методов эмоционального от реагирования в клинической практике врача терапевта. | |
2. | УПП «помощник процедурной мед. сестры» | Наличие соматической патологии у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии | 1. Навык использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента 2. Навык формирования мотивации у родственников пациентов и привлечение их к участию в лечебно-восстановительном процессе. | Формирование навыков общения в процедурном кабинете с пациентами с различными эмоциональными реакциями | |
3. | Фармакология | Коммуникативная этика, при выборе, назначении лекарственного средства у пациентов находящихся на длительном лечении | 1.Навык уверенности 2.Навык формирования способов убеждения | Тренинг выработки комплаентности врача в общей практике | |
Общая гигиена | Коммуникативные навыки в области гигиены для проведения санитарно-просветительной работы | 1.Навыки эффективной самопрезентации. 2.Навык толерантного общения 3.Навык соблюдения интонации в процессе коммуникации. | Формирование навыка толерантного общения с пациентами с различных социальных групп | ||
5. | Общественное здравоохранение | Коммуникативные навыки разработки мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни | 1.Навык ведения групповой дискуссии, дебатов. 2.Навык обобщать и комментировать высказывания. 3.Навык совместного решения проблемы | Тренинг мотиваций на выбор здорового образа жизни | |
6. | Общая хирургия | 1.Болевой синдром при наличии сопутствующего соматического заболевания с определенным типом психического реагирования на собственную болезнь. 2.Болевой синдром в пожилом возрасте 3.Психология температурящего больного | А)1. Навык командообразования 2.Навык комментирования своих действий. 3.Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности. Б)1. Навык прогнозирования 2.Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам 3.Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом 4.Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами 5. Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли | Тренинг взаимодействия врача хирурга с пациентом и родственниками в кризисных ситуациях | |
7. | Пропедевтика внутренних болезней | Коммуникативные навыки при проведении общего осмотра здорового и больного человека | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг использования личностных качеств для успешного общения и оценки поведения людей |
КН Специальность ОМ 4 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Внутренние болезни | Категория психосоматических заболеваний – артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт, бронхообструктивные заболевания и т.д.) | Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения | Тренинг на осознание эмоциональных проблем у пациентов с психосоматическими заболеваниями | |
2. | Хирургия | Проведение экстренных оперативных вмешательств и тактика ведения экстренных хирургических пациентов | Умение работать в интенсивном режиме | Тренинг совладания со стрессом в условиях психоэмоционального напряжения | |
3. | Акушерство и гинекология | Этические и психологические аспекты ведения беременных и рожениц в амбулаторных условиях | Работа с медицинским персоналом, мотивация и стимулирование персонала | Тренинг по развитию и эффективному управлению беременностью | |
Детские болезни | Прием и ведение детей и подростков в условиях стационара | Установление первоначального контакта и установление отношений с детьми и подростками, а также их родителями для эффективного процесса лечения | Тренинг по развитию общения с детьми и подростками |
КН Специальность ОМ 5 курс
№ | Название дисциплины | Проблемная психологическая ситуация | Коммуникативные навыки | Название тренинга | Кол-во часов |
1. | Общая врачебная практика | Проведение сбора информации о больном и заболевании в условиях амбулаторного приема | Формирование оптимального контакта | Тренинг межличностного общения в условиях амбулатории | |
2. | Психиатрия, наркология, неврология | Сообщение печальных новостей (завершенный суицид, тяжелое психическое заболевание) | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление долговременных отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг по тактике сообщения печальных новостей | |
3. | Скорая неотложная медицинская помощь | Ведение больных в условиях скорой и неотложной медицинской помощи. | Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения | Тренинг установления немедленного и интенсивного контакта |
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
ХИРУРГИЯ
Упражнение.
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге, и сделаем это так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства".
Тренер тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, которое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.
"Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах".
После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились раньше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.
Обсуждение (1 час):
· Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?
· Какие позитивные чувства и эмоции появляются в ходе выполнения этого упражнения?
· Кто из участников группы может сказать о трудностях, напряжении, которые возникли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему?
· Что вы чувствовали, когда обращались к другому и когда обращались к вам?
· Какую установку я могу ожидать у себя в общении с коллегами и пациентами?
Упражнение.
Цель: Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.
Участники игры:
· Чиновник.
· Начальник чиновника.
· Представитель общественности.
· Проситель.
· Представитель местной мафии.
· Жена чиновника.
· Совесть чиновника.
· Группа экспертов.
В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.
Игровая ситуация
1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.
2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.
3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе ("дети без отца; жена без мужа"). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.
Порядок проведения игры:
1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.
2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в "Игровой ситуации".
3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.
4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.
Обсуждение (1 час).
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
Тренинг эмпатии
Эмпатия позволяет интуитивно понимать людей. Психологический тренинг позволяет устранить предубеждения, противодействующие эмпатии, помогает освободиться от штампов в общении. Более точное восприятие партнера делает человека гибким, творческим и жизнерадостным.
Эмпатия слагается из:
- способности замечать множество существенных деталей в другом и умения разобраться в том, что скрывается за внешним обликом;
- умения на основе опыта, логического анализа и интуиции распознать тип ситуации и благодаря этому верно определить правила игры и распределение ролей;
- верного представление о своем характере, способностях, о сильных и слабых сторонах.
Любое затруднение в общении (например, неуверенность или необъяснимая антипатия) проявляется на трех уровнях: телесном, эмоциональном и умственном. Отсюда вытекают три пути повышения эмпатии: 1) освободить человека от телесной скованности, от ненужных мышечных зажимов; 2) направить человека к непредубежденному, неподдельному выражению своих чувств и 3) освободить человека от предубеждений и предрассудков, от психологических комплексов, искажающих принятие решений относительно других и самого себя.
Упражнения в парах:
«Вы меня узнаёте?» Надо договориться по телефону с незнакомым человеком о встрече в людном месте. Каждый сообщает другому пять признаков, касающихся не внешности или одежды, как обычно, а своих особенностей поведения, элементов походки, специфических жестов и т.п.
Упражнения в группе:
«Ассоциации» (метафорическое взаимное восприятие). Один выходит, группа загадывает какого-то участника, водящий пытается угадать его, задавая по кругу вопросы типа: «Если птичка, то какая?»
«Подарки»: исполнение желаний с угадыванием «запроса» участника. Подарки дарят молча по кругу так, чтобы партнер мог угадать, что он получил. Когда круг завершится, выясняют, начиная с последнего игрока, насколько совпали представления получателей с тем, что им дарили, и насколько им нравятся эти подарки.
«Кто как реагирует». Каждый по кругу произносит одну фразу в предложенной ситуации, после этого группа на основании этой фразы пытается составить мнение о каждом.
1. Вы едете в автобусе без билета, к вам подходит контролер, и вы говорите ему:
2. Собака соседа испачкала на ваш половик, вы звоните в дверь соседа, он показывается на пороге, и вы говорите ему:
3. К вам в офис вваливается недовольный и придирчивый клиент и высказывает вам необоснованные претензии; вы говорите ему:
4. В кинотеатре позади вас сидит компания подростков, и своим шумом мешает вам; вы поворачиваетесь и говорите:
5. Вы смотрите телевизор, и на самом интересном месте ваш супруг (супруга) настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу; вы говорите:
6. Учительница вызвала вас в школу по поводу плохого поведения вашего ребенка; вы считаете, что она придирается к нему и говорите:
7. Несимпатичный вам поклонник (поклонница) подсела к вам за столик во время обеденного перерыва; вы говорите
8. Ваш приятель (приятельница) отказывается вернуть долг в назначенный срок; вы говорите:
9. Ваш ребенок наотрез отказывается делать уроки, вы говорите:
10. Ваш клиент заявляет, что из-за вашего совета совершил серьезную ошибку; вы говорите:
«Бережливая жена». Бережливая жена против своего обыкновения растратила много денег и оправдывается перед строгим мужем, приводя множество причин, группа подсказывает ей.
Обсуждение (2 часа).
ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Глаза в глаза
Цель: на этапе знакомства установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.
В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Участникам предлагается в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.
При обсуждении участников можно спросить:
§ какие чувства они испытывали во время игры?
§ кому было установить зрительный контакт?
§ почему было трудно?
Спина к спине
Цель: получить опыт общения недоступный в повседневной жизни.
Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
При обсуждении спросить:
§ было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например, телефонный разговор), в чем отличия:
§ легко ли было вести разговор;
§ какой получается беседа – более откровенной или нет.
Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.
Горячий стул
Цель: адекватно реагировать на положительные и отрицательные высказывания в свой адрес.
Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге рекомендуется приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».
Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.
В обсуждении: участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.
Почему некоторые не сели на стул?
"Качества, важнейшие для межличностного общения"
Инструкция: "Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.
Перечень качеств
Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям.
Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами