Степени ограничения жизнедеятельности
1 (умеренное) – способность сохраняется, но при условии большей затраты времени, дробности выполнения, сокращения расстояния, объема деятельности, и использовании при необходимости вспомогательных средств
(Умеренное ограничение способности к выполнению трудовой деятельности – это способность к работе в обычных условиях, при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации).
2 (выраженное) – способность сохраняется, но с регулярной частичной помощью других лиц
(Выраженное ограничение способности к выполнению трудовой деятельности – это способность к работе в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и с помощью других лиц)
3 (значительно выраженные) – неспособность и полная зависимость от других лиц
(Трудовая деятельность как правило противопоказана, или невозможна)
Ведущим звеном процесса МСЭ, предшествующим принятию решения об установлении инвалидности, является реабилитационно-экспертная диагностика. Это совокупность диагностических процедур, приемов и методов изучения биопсихосоциального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности гражданина для получения объективных данных для вынесения экспертного решения. Основными видами реабилитационно-экспертной диагностики являются:
· Клинико-функциональная диагностика
· Психологическая
· Социальная
· Профессионально-трудовая
· Психофизиологическая
Основными задачами клинико-функциональной диагностики являются:
- Определение потенциала болезни и её последствий (нозология, осложнения заболевания, характер течения) и формулировка на основе полученных данных клинико-функционального диагноза;
- Определения потенциала выздоровления (объем и способность к восстановлению сохранившихся клеточных и тканевых структур поврежденного органа, состояние здоровых органов и систем, уровень физического развития, и др. резервы организма);
- Определение клинического реабилитационного прогноза.
Основными задачами психологической диагностики являются:
- Состояние высших психических функций и состояние умственной работоспособности;
- Состояние эмоционально-волевой сферы;
- Особенности личности (мотивации, самооценка, ценностные ориентации)
Социальная диагностика направлена на оценку социального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности (образовательный статус, общественное, семейное, материальное положение и т.п.)
Основные задачи профессионально-трудовой диагностики:
- Изучение профессионально-трудового статуса;
- Оценка условий рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса;
- Оценка требований, предъявляемых работой в основной профессии к психофизиологическим функциям и качествам работника;
Задачами психофизиологической диагностики являются оценка:
- Состояние профессионально значимых функций, необходимых для выполнения работы по основной профессии;
- Других психофизиологических функций и качеств – для определения способности (пригодности) инвалида работать по другой профессии.
Результаты реабилитационно-экспертной диагностики: оценки последствий болезни, травмы или увечья в виде нарушения функций, ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и нуждаемости в мерах социальной защиты – служат основой для вынесения решения об инвалидности.
Критерием для установления 1 группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию 3 ст., передвижению 3 ст., ориентации 3 ст., общению 3 ст., контролировать свое поведение 3 ст.) или их сочетанию, и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления 2 группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию 2 ст., передвижению 2 ст., ориентации 2 ст., общению 2 ст., контролировать свое поведение 2 ст., обучению 2 ст., трудовой деятельности 2 ст.) или их сочетанию, и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления 3 группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничением одной из следующих категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию 1 ст., передвижению 1 ст., ориентации 1 ст., общению 1 ст., контролировать свое поведение 1 ст., обучению 1 ст.) или их сочетанию, и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии ОЖД любой категории и любой из трех степеней выраженности (которое оценивается в соответствии с возрастной нормой), вызывающее необходимость социальной защиты.