Патологические сдвиги постнагрузки как звено патогенеза застойной сердечной недостаточности
Под постнагрузкой понимают силу сокращений саркомеров миокарда при преодолении левым желудочком сопротивления выбросу крови в аорту. Это сопротивление складывается из аортального импеданса и общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС).
Рост аортального импеданса, обусловленный изменением механических свойств стенки аорты вследствие старения и атеросклероза, а также возрастание общего периферического сосудистого сопротивления в результате спазма резистивных сосудов, повышают силу сокращений стенки левого желудочка, необходимую для адекватного потребностям организма выброса крови в аорту, то есть повышают его постнагрузку. Увеличение работы сердца, вызванное ростом его постнагрузки, через прогрессирование гипоэргоза кардиомиоцитов может привести к необратимым падению сократительной способности сердечной мышцы и ; острой сердечной недостаточности.
Одно из ведущих звеньев патогенеза застойной сердечной недостаточности - это стойкий рост постнагрузки, основная причина которого — длительное патологическое повышение ОПСС.
Рост ОПСС у больных с застойной сердечной недостаточностью -это результат устойчивого спазма сосудов сопротивления вследствие прямой нервной симпатической стимуляции гладкомышечных элементов сосудистой стенки, гиперкатехоламинемии, высокой действующей концентрации в крови ангиотензинов и аргинин-вазопрессина. Усиление секреции вазопрессина происходит в результате супрасегментарной стрессорной активации центральной нервной системы, вследствие роста в циркулирующей крови концентрации ангиотензина II, а также в ответ на возбуждение барорецепторов предсердий при росте в них конечно-диастолического давления крови. Рост секреции натрийуретического предсердного пептида, снижающего тонус сосудов сопротивления и повышающего почечную экскрецию натрия, у данного контингента больных не в состоянии предотвратить патогенный рост ОПСС и постнагрузки левого желудочка. Интенсификация нейрогуморальных системных сосудосуживающих влияний активирует на периферии местные системы ауторегуляции, функционирование которых в данной ситуации направлено на предотвращение падения локального кровотока. Так в
тканях растут синтез и высвобождение простагландинов Е2 и Ь, чье сосудорасширяющее действие противостоит системным вазоконстрикторным влияниям и росту ОПСС как фактору прогрессирования недостаточности сердца. На уровне почек эти простагландины вместе с ангиотензином II расширяют приводящие артериолы почечных клубочков, то есть сохраняют скорость клубочковой фильтрации, несмотря на выраженность системных защитно-патогенных сосудосуживающих влияний. Кроме того, этот эффект почечной простагландиновой стресс-лимитирующей системы направлен на предотвращение избыточной активации ренин-ангиотензин-альдостеронового механизма вследствие падения объемной скорости кровотока через клубочки нефронов. Поэтому назначение больным с застойной сердечной недостаточностью нестероидных противоспалительных средств, угнетающих синтез простагландинов-вазодилятаторов во всем организме, может привести к обострению сердечной недостаточности через усиление активации ренин-ангиотензин-альдостеронового механизма и увеличение постнагрузки сердца.
Патофизиология нарушений сократительной способности сердца у больных с застойной сердечной недостаточностью
Сократимость сердца - это его способность повышать силу сокращений в ответ на системную и местную нервную адренергическую стимуляцию, гиперкатехоламинемию и действие средств с положительным инотропным эффектом (сердечные гликозиды, бета-одип-адреномиметики и др.).
Системная нервная адренергическая стимуляция и гиперкатехола-минемия представляют собой защитную реакцию в ответ на снижение УИ и,СИ, которая у больных с застойной сердечной недостаточностью быстро приобретает прямо патогенное значение. Этот защитно-патогенный сдвиг системной регуляции резко повышает потребность кар-диомиоцитов в кислороде и свободной энергии, вызывая:
« рост преднагрузки сердца вследствие спазма емкостных сосудов (вен); » повышение частоты сердечных сокращений и сократимости как
детерминант потребности сердца в кислороде; » рост постнагрузки, обусловленный возрастанием ОПСС, который повышает давление в левом желудочке в фазу изгнания, а значит и среднюю величину напряжения его стенок в период систолического сокращения как фактор роста потребности сердца в кислороде (то есть обостряет гипоэргоз кардиомиоцитов). Одновременно адренергическая нейрогуморальная стимуляция сердца, вызывая тахикардию и снижение суммарной длительности диа-
столических интервалов за минуту, снижает объем артериальной крови, протекающей через субэндоардиальный слой миокарда левого желудочка за минуту.
Все это заставляет считать адренергическую нейрогуморальную стимуляцию сердца фактором прогрессирования сердечной недостаточности, который действует через усиление гипоэргоза кардиомиоцитов вследствие усиления несоответствия потребности клеток сердца в кислороде доставке к ним О2.
В этой связи использование средств с положительным инотропным действием, пусть даже действующих избирательно через возбуждение только бета-один-адренорецепторов, следует считать опасным усилением недостатка свободной энергии в кардиомиоцитах и его следствиями, аритмиями и необратимой сердечной слабостью.
При острой сердечной недостаточности, обусловленной инфарктом миокарда, вследствие гипоэргоза, гибернации и станнита кардиомиоцитов (см. главу, посвященную инфаркту миокарда) в ишемизированной зоне сердца усиления сокращений саркомеров миокарда в ответ на действие бета-один-адреномиметиков и других лекарств с положительным инотропным действием не происходит. Такая ареактивность насосной функции всего сердца возникает при распространении угнетения сократительной функции кардиомиоцитов в пределах определенной массы рабочего миокарда. Кроме того, данные многочисленных клинико-патофизиологических исследований свидетельствуют, что существует верхний предел роста сократимости под влиянием средств, увеличивающих силу сердечных сокращений, который не зависит от природы и фармакодинамики используемого препарата. В такой ситуации положительный результат терапии обычно связан с коррекцией артериальной гипоксемии, устранением сердечных аритмий, ацидоза и гиповолемии.
Связь патогенеза застойной сердечной недостаточности и симптомов лево- и правожелудочковой сердечной недостаточности
Первыми симптомами низкой насосной функции левого желудочка выступают клинические признаки сердечной недостаточности и жалобы, связанные с недостаточным транспортом в органы на периферию кислорода и энергопластических субстратов. Часто первоначальные симптомы левожелудочковой недостаточности - это повышенная утомляемость и мышечная слабость. Сниженная объемная скорость кровотока на периферии, обусловленная низким ударным объемом левого желудочка, проявляет себя холодными и бледными кожными покровами, что особенно выражено в области нижних третей голеней. Кожные покровы
на ощупь влажные в результате повышенного потоотделения. Усиление потоотделения представляет собой следствие системной адренергиче-ской стимуляции в ответ на циркуляторную гипоксию и падение эффективного внутрисосудистого объема крови. Время от времени низкий уровень снабжения артериальной кровью головного мозга проявляет себя забывчивостью. Из причин забывчивости не следует исключать нарушения внутрицентральных отношений под влиянием сдвигов в системной афферентации, вызванных недостаточной насосной функцией левого желудочка и всего сердца. Гипоэргоз нервных окончаний на периферии ведет к снижению их чувствительности и проявляет себя жалобами на онемение кожи в дистальных сегментах конечностей, которое связано и с сердечными отеками. По мере прогрессирования цир-куляторной гипоксии к симптомам застойной сердечной недостаточности последовательно присоединяются признаки дисфункций печени, почек и органов системы пищеварения и, наконец, цианоз кожных покровов и трофические язвы нижних конечностей.
У больных с недостаточной насосной функцией левого желудочка тахикардия как симптом свидетельствует о компенсаторной реакции, направленной на удержание МОК на минимально достаточном уровне через рост частоты сердечных сокращений при низком УИ. Рост ОПСС как следствие ряда защитно-патогенных сдвигов в регуляции тонуса резистивных сосудов ведет к снижению пульсового давления, повышая диастолическое артериальное давление. Кроме того, пульсовое давление падает в результате снижения систолического артериального давления из-за низкого УИ. Размеры сердца и степень патологических изменений его границ варьируют в зависимости от этиологии дисфункций и болезней сердца. У больных с застойной сердечной недостаточностью выявляют нечеткость, «смазанность» первого тона, которую предположительно можно связать с ростом объема крови, который левый желудочек содержит в конце диастолы.
Патологические третий и четвертый тоны - это проявления роста давлений крови в левом желудочке в фазу диастолического наполнения. Возникновение третьего тона связано с быстрым заполнением кровью во время диастолы левого желудочка, содержащего повышенный конечно-систолический объем крови. В результате роста конечно-систолического объема левого желудочка его диастолическое заполнение завершается почти в начале опорожнения предсердия. Причина четвертого тона - это рост скорости возрастания давления крови в левом желудочке в конце его диастолического наполнения вследствие высокого конечно-диастолического объема желудочка. По мере прогрессирования сердечной недостаточности вследствие сердечных пороков шумы, обычно выслушиваемые как их симптомы, теряют свою интенсивность, что
связывают с дилатацией сердечных камер, ростом их объемов и падением силы сокращений саркомеров миокарда. Так у больного в терминальной стадии развития митрального стеноза перестает выслушиваться диастолический шум. Наоборот, систолический шум как свидетельство инфаркта сосочковых мышц и недостаточности митрального клапана начинают выслушивать по мере восстановления насосной функции левого желудочка. О низких ударном объеме левого желудочка и скорости возрастания давления в крови в левом желудочке в фазу изгнания свидетельствует слабый и «размытый» сердечный толчок.
Первый признак легочной венозной гипертензии, вторичной по отношению к недостаточности насосной функции левого желудочка, - это одышка (диспноэ), то есть ощущение нехватки воздуха, которое не устраняет произвольное увеличение частоты и глубины дыхания. Ор-топноэ - это одышка в положении лежа, ослабевающая в вертикальном положении. Одышку в положении лежа обуславливает рост давления в легочных венах и капиллярах вследствие увеличения под влиянием силы тяжести общего венозного возврата, с которым «не справляется больное сердце».
Патогенез пароксизмального ночного диспноэ во многом можно свести к обструктивному расстройству внешнего дыхания, которое вызывают:
« отек слизистой оболочки бронхов вследствие застоя крови в бронхиальных венах при легочной венозной гипертензии;
« усиление вагальных суживающих бронхи влияний во время ночного сна.
Тахипноэ у больных с застойной сердечной недостаточностью может быть следствием артериальной гипоксемии в результате патологического падения вентиляционно-перфузионного отношения на уровне всех легких вследствие легочной венозной гипертензии.
По мере прогрессирования легочной венозной гипертензии растет гидростатическое давление в легочных капиллярах и ультрафильтрация плазмы в интерстиций легких. Поэтому у больных над легкими выслушивается все больше звучных влажных хрипов, и ультрафильтрат, содержащий незначительное количество альбумина, появляется в плевральной полости. Первоначально хрипы выслушивают над базальными отделами легких, где в течение суток уровень давления в легочных венах и капиллярах под влиянием силы тяжести чаще выше, чем в других отделах. При острой левожелудочковой сердечной недостаточности для рациональной лечебной коррекции пред- и постнагрузки левого желудочка может возникнуть необходимость в непрерывном слежении за величинами давлений крови в левом предсердии, в легочных венах и в легочных капиллярах, что невозможно без катетеризации легочной артерии. Показаниями для катетеризации легочной артерии служат:
« выраженная и прогрессирующая застойная сердечная недостаточность;
» кардиогенный шок или устойчивая артериальная гипотензия;
» нарастающая недостаточность митрального клапана.
Кардиогенный отек легких высокого давления выступает конечным и часто фатальным результатом вторичной легочной венозной гипертен-зии у больных с застойной сердечной недостаточностью.
Недостаточность насосной функции правого желудочка ведет к росту давления крови в емкостных сосудах, что обуславливает возрастание гидростатического давления в капиллярах нижних конечностей, печени и других органов живота. Рост гидростатического давления в микросб-судах данной локализации вызывает интерстициальный отек, нарушающий периферическое кровообращение и вызывающий отеки и асцит. При этом у больных набухшие наружные яремные вены заметны не только в горизонтальном положении. По мере прогрессирования право-желудочковой недостаточности дилатация правого желудочка вызывает недостаточность трехстворчатого клапана, которая проявляет себя волнами «а» и «Ь» на кривой венозного пульса.
Нарушения периферического кровообращения в печени вызывают гипоэргоз и нарушения ионного состава гепатоцитов и других клеток печени, что приводит к печеночной недостаточности, циррозу и портальной гипертензии.
Сердечная недостаточность при высоком МОК
Отдельно выделяют сердечную недостаточность при высоком минутном объеме кровообращения. У больных с такой сердечной недостаточностью МОК выше минутного объема кровообращения у здоровых людей в условиях покоя, но низок относительно потребностей организма в транспорте кислорода, энергопластических субстратов или в самом росте МОК.
У части больных с сердечной недостаточностью причина угнетения насосной функции сердца - патогенно высокий уровень его работы, которую повышает возрастание внутрисосудистого объема. При сердечной недостаточности такого происхождения сократительная способность сердечной мышцы исходно не угнетена, но со временем падает из-за несостоятельности компенсации. Возникновение несостоятельности компенсации ускоряют отрицательные нейрогуморальные влияния на сердце.
Потребность в росте МОК как таковом у организма возникает тогда, когда он представляет собой защитную реакцию, направленную на под-
держание артериального давления, несмотря на низкий уровень общего периферического сосудистого сопротивления. Кроме того, рост МОК выступает необходимым условием эффективности системной реакции компенсации снижения кислородной емкости крови при анемии. Про-грессирование сердечной недостаточности такого происхождения может приводить к синдромам лево- и правожелудочковой недостаточности, несмотря на МОК, устойчиво превышающий уровень минутного объема кровообращения нормальный для здоровых людей в условиях покоя.
Выделяют «физиологические стимулы» для устойчивого возрастания МОК как причины сердечной недостаточности. Их следует рассматривать и как раздражители, действие которых вызывает патогенную стрессорную реакцию, обуславливающую нейродистро-фию миокарда:
» высокие температура и влажность окружающей среды;
« физическая нагрузка;
» отрицательный психоэмоциональный стресс;
« лихорадка;
» анемия.
При эссенциальной артериальной гипертензии, которая у значительной части больных приводит к снижению внутрисосудистого объема, рост минутного объема кровообращения как звено патогенеза гипертонической болезни и причина сердечной недостаточности - это не только следствие нарушений внутрицентральных отношений, но и защитно-патогенная реакция на снижение объема циркулирующей плазмы.
Образование патологических артерио-венозных сосудистых анастомозов снижает общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС). Снижение ОПСС служит стимулом для предотвращающего артериальную гипотензию значительного и длительного роста МОК, приводящего ко вторичной кардиомиопатии и застойной сердечной недостаточности при ряде заболеваний:
« болезнь Педжетта (образование артерио-венозных анастомозов в длинных трубчатых костях);
« гломерулонефрит;
» гемангиоматоз.
Падение ОПСС вследствие шунтирования крови из артерий в вены при проведении гемодиализа вызывает рост МОК для удержания артериального давления в нормальных пределах, который может обострять сердечную недостаточность у больных с падением экскреторной функции почек. При алкогольной гепатопатии, связанный с ней дефицит тиамина, снижая ОПСС, ведет к росту МОК, усиливающему падение сократимости сердца вследствие хронической алкогольной интоксикации. У больных с тиреотоксикозом действие на сердце высокой дейст-
вующей концентрации трийодтиронина в циркулирующей крови повышает частоту сердечных сокращений и МОК через увеличение чувствительности бета-один-рецепторов сердца к адреналину. Одновременно тиреотоксикоз увеличивает потребление кислорода организмом, что также повышает МОК. Постоянно повышенная работа сердца по поддержанию МОК на высоком уровне и его избыточная адренергическая стимуляция приводят к миокардиодистрофии и вторичной кардиомио-патии. МОК на высоком уровне у больных с гипертиреозом удерживает и компенсаторная реакция роста насосной функции сердца, направленная на предотвращение артериальной гипотензии, несмотря на снижение ОПСС под влиянием трийодтиронина.
Сердечная недостаточность при высоком МОК может развиваться как компенсаторно-патогенная реакция в ответ на возникновение ведущего звена патогенеза cor pulmonale, легочной артериальной гипертензии.
Редкими причинами сердечной недостаточности при высоком МОК являются фиброзная дисплазия костей (болезнь Альбрихта) и карцино-идный синдром, связанный с серотонин-продуцирующими метастазами злокачественных опухолей в печень.