Тема: эффекторные реакции врожденного и адаптивного иммунитета.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:Важной функцией иммунной системы является ее способность распознавать и уничтожать чужеродные клетки. Ведущую роль в этом процессе играют эффекторные клетки (ЦТЛ, макрофаги, NК-клетки и др.), обеспечивающие эффекторные реакции иммунитета. Знание механизмов этих реакций играет важную роль для понимания патогенеза многих заболеваний (аутоиммунных, аллергических, онкологических и др.)
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать: характеристику антителозависимых и антителонезависимых эффекторных механизмов иммунитета; механизмы цитотоксического действия эффекторных клеток врожденного и адаптивного иммунитета.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник: в 3 т. – изд. 3-е испр., доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. – 496 с.: ил. Органы кроветворения и иммунной системы, с. 246-308.
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.
· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.: ил. Глава 7. Кровь и лимфа. Кроветворения. с. 159-179. Глава 14. Система кроветворения и иммунной защиты. с. 423-450
· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Радел 7.7. Иммунная система организма.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Виды эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.
2. Классификация и характеристика эффекторных механизмов: антителозависимых и антителонезависимых.
3. Механизмы цитотоксической активeности ЦТЛ, NK, МФ, ЭФ, НФ.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 8. Эффекторные механизмы иммунитета. с. 107-114.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 8. Эффекторные механизмы иммунитета. С. 400-428.
3. Лекция.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите типы эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.
2. Перечислите антителозависимые эффекторные механизмы защиты.
3. Охарактеризуйте нейтрализацию, как один из начальных этапов освобождения организма от антигенов.
4. Охарактеризуйте механизмы собственной (реликтовой) активности антител.
5. Назовите основные компоненты АЗКЦ, условия ее реализации, механизмы.
6. Перечислите Т-лимфоцитзависимые эффекторные механизмы иммунитета.
7. Назовите основные этапы реализации ГНТ.
8. Объясните механизм цитотоксического действия ЦТЛ, NK.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1. Нарисуйте схемы:
· антителозависимых эффекторных механизмов (нейтрализация, опсонизация, связывание комплемента).
· гиперчувствительности немедленного типа.
· гиперчувствительности замедленного типа.
· АЗКЦ с участием эозинофилов.
ТЕМА: КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:Успехи иммунологии широко используются в лечебной практике, иммунология становится ключевой дисциплиной современной медицины, поэтому будущему врачу необходимы глубокие знания об особенностях строения и функционирования иммунной системы, как в условиях нормы, так и при различных патологический состояниях.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы, студент должен знать:понятие об иммунологии как предмете, строение иммунной системы, особенности ее функционирования, отличительные особенности и характеристику клеток врожденного и адаптивного иммунитета, свойства цитокинов и их роль в регуляции иммунного ответа, виды иммунного ответа, этапы его развития, особенности клеточного и гуморального иммунного ответа, механизмы регуляции иммунного ответа, характеристику антителозависимых и антителонезависимых эффекторных механизмов иммунитета.
В результате изучения раздела «Основы иммунологии» студенты должны овладеть профессиональными компетенциями: ПК-1, ПК-31.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник: в 3 т. – изд. 3-е испр., доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. – 496 с.: ил. Органы кроветворения и иммунной системы, с. 246-308.
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244.
· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.: ил. Глава 7. Кровь и лимфа. Кроветворения. с. 159-179. Глава 14. Система кроветворения и иммунной защиты. с. 423-450
· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Радел 7.7. Иммунная система организма.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Проведение компьютерного тестирования.
2. Собеседование по изученным темам.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература:
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. Для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. Для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. И доп.- М. : Медицина, 2010. – 750 с. : ил. – (Учеб. Лит. Для студентов мед. Вузов и ун-тов).
3. Лекции.
Дополнительная литература:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.
2. Иммунология : практикум : учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил.
3. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определение понятия "иммунология". Основные этапы развития.
2. Иммунная система: определение, особенности, основные феномены, определяющие ее свойства (специфичность, чувствительность, иммунологическая индивидуальность, клональный принцип организации, иммунологическая память, толерантность, способность к регенерации, способность клеток к рециркуляции, феномен «двойного распознавания», регуляторное действие на другие системы организма).
3. Понятие об иммунитете: виды, особенности врожденного и приобретенного иммунитета.
4. Современные лабораторные иммунологические методы исследования (проточная цитометрия, ПЦР, ИФА, ХЛ).
- Особенности иммунной системы и ее функции.
- Особенности центральных и периферических органов иммунной системы, их функции.
- Лимфоидная ткань: строение, функции.
- Характеристика гемопоэтической стволовой клетки.
- Лимфоцит – как основная структурная единица иммунной системы.
- Особенности врожденного и приобретенного иммунитета, их взаимосвязь.
- Врожденный иммунитет: определение, основные отличительные признаки системы врожденного иммунитета, компоненты и функции врожденного иммунитета.
- Миелопоэз.
- Клетки врожденного иммунитета: миелоидные клетки – основа врожденного иммунитета; нейтрофилы; эозинофилы; тучные клетки и базофилы; моноциты и макрофаги; дендритные клетки; эпителиоциты, эндотелиоциты; NK клетки; NKT-клетки; АПК (антигенпрезентирующие клетки).
- Рецепторы врожденного иммунитета.
- Молекулы адгезии.
- Хемотаксические факторы и хемокины.
- Фагоцитоз, стадии фагоцитоза.
- Бактерицидность (кислородзависимая, кислороднезависимая).
- Гуморальные факторы врожденного иммунитета.
- Основные компоненты системы цитокинов, классификация по биологической активности, свойства цитокинов.
- Характеристика свойств наиболее важных цитокинов, роль в регуляции иммунных реакций в норме и при патологии.
22. Этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов. Строение TCR- и BCR-рецепторов, особенности распознавания антигенов.
23. Строение и свойства антител. Получение моноклональных антител, их применение в клинике с диагностической и лечебной целью.
- Строение и функции HLA системы.
- Характеристика генов и антигенов HLA I, II и III классов.
- Роль HLA-системы в реакциях иммунитета.
- Механизмы связи HLA с болезнями человека.
- Методы типирования HLA- антигенов.
- Иммунный ответ: определение, стадии развития, связь с факторами врожденного иммунитета.
- Гуморальный иммунный ответ на тимусзависимые и тимуснезависимые антигены.
- Иммунный ответ клеточного типа.
- Механизмы взаимодействия клеток в иммунном ответе.
- Иммунологическая память.
- Динамика продукции антител при первичном и вторичном иммунном ответе
- Регуляция иммунного ответа ( антитела, регуляторные Т-лимфоциты).
- Виды эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета.
- Классификация и характеристика эффекторных механизмов: антителозависимых и антителонезависимых.
- Механизмы цитотоксической активности ЦТЛ, NK, МФ, ЭФ, НФ.