Методика психофармакотерапии у больных инфарктом миокарда.
Психофармакотерапию психических расстройств у больных инфарктом миокарда проводят с использованием всех четырех основных классов психотропных средств (анксиолитики, антидепрессанты, антипсихотики — нейролептики, ноотропы), что создает возможность лечения широкого круга психопатологических проявлений, выступающих у рассматриваемого контингента пациентов.
Используются как традиционные (нейролептики: галоперидол, хлорпротиксен — труксал и др., трициклические антидепрессанты: амитриптилин, имипрамин — мелипрамин), так и новые препараты (атпичные нейролептики: рисперидон — рисполепт, кветиапин — сероквель, оланзапин — зипрекса и др., антидепрессанты: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина СИОЗС (циталопрам-ципрамил), обратимые ингибиторы МАО—А, селективные стимуляторы обратного захвата серотонина).
Преимущество, однако, отдают препаратам, обладающим минимальным влиянием на функции сердечно-сосудистой системы, вес тела, наименьшей поведенческой токсичностью (вялость, сонливость, торможение когнитивных и двигательных функций), низкой вероятностью взаимодействия с медикаментозными средствам, использующимися в терапии заболеваний сердечно сосудистой системы.
К таким показанным для применения в общесоматической практике препаратам перового ряда относятся транквилизаторы, ноотропы, а также некоторые антидепрессанты (ципрамил) и нейролептики [Смулевич А.Б. и соавт. 2001].
В частности, безопасность использования транквилизаторов (анксиолитиков) связана с отсутствием неблагоприятных влияний на сердечно-сосудистую систему, а также интеракций с кардиотропными препаратами (за исключением варфарина).
Что касается нежелательных эффектов транквилизаторов — сонливости в дневные часы, нарушений внимания и координации движений — они нередко нивелируются при снижении дозы или ее перераспределении.
Психофармакологические свойства ноотропов делают их почти «идеальной» группой препаратов для использования у больных инфарктом миокарда.
Действительно, такие медикаментозные средства практически не влияют на функции сердечно-сосудистой системы, вес тела, не обладают поведенческой токсичностью.
Ноотропы, как правило, не вступают во взаимодействие с кардиотропными препаратами, безопасны при передозировке, могут назначаться в фиксированных дозах.
Широкому использованию ноотропов способствует благоприятный спектр побочных эффектов.
Так, назначение рассматриваемых препаратов может быть сопряжено лишь с некоторым понижением порога судорожной готовности и транзиторными нарушениями сна.
К антидепрессантам (тимолептикам) первого ряда относятся некоторые современные антидепрессанты, сочетающие мягкий тимолептический эффект с хорошей переносимостью: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС: циталопрам-ципрамил обладает наибольшей селективностью, флуоксетин — прозак, сертралин — золофт, пароксетин — паксил, циталопрам — ципрамил), препараты двойного действия (милнаципран — иксел, миртазапин — ремерон), обратимые ингибиторы МАО—А (пиразидол), селективные стимуляторы обратного захвата серотонина (ССОЗС: тианептин — коаксил), препараты растительного происхождения: гелариум гиперикум, новопассит и др.
В ходе ряда клинических исследований, выполненных сотрудниками отдела по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств НЦПЗ РАМН [Дробижев М.Ю. и соавт. 2001, 2002], показано, что эти препараты не вызывают снижения АД, ортостатической гипотензии, тахикардии, нарушений ритма сердца и проводимости. Рассматриваемые антидепрессанты практически не вступают в терапевтически значимые взаимодействия с кардиотропными средствами.
За счет высокой селективности ципрамила, он хорошо переносится и безопасен у наиболее уязвимых групп больных (пожилых пациентов, больных с сопутствующей патологией нервной системы).
Их преимущество — возможность назначения в фиксированных суточных дозах (СИОЗС), либо минимальная потребность в титровании (ССОЗС, миртазапин).
К нейролептикам первого ряда относятся некоторые производные фенотиазина (перфеназин — этаперазин), тиоксантена (хлорпротиксен, флупентиксол-флюанксол), бензамиды (сульпирид — эглонил, тиаприд — тиапридал), а также атипичные антипсихотики (риспери-дон — рисполепт, кветиапин — сероквель, оланзапин — зипрекса и др.).
Такие медикаментозные средства при использовании в минимальных дозах, как правило, практически не влияют на функции сердечно-сосудистой системы, лишь незначительно увеличивают вес тела, не обладают поведенческой токсичностью.
При использовании психотропных препаратов целесообразно ограничиться рамками монотерапии, назначать лекарства в малых (по сравнению с используемыми в психиатрии) дозах.
Для установления индивидуальной переносимости и минимизации побочных эффектов увеличение суточного количества препаратов проводится постепенно.
В процессе терапии производят подбор адекватных доз, а при необходимости и смену препаратов.
Так, осуществляется замена антипсихотических средств транквилизаторами, миртазапина на селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС — пароксетин, ципрамил и т.д.), анксиолитиков и ноотропов на препараты растительного происхождения (новопассит, персен, настойка пустырника, плод лимонника, корень женьшеня, экстракт ливзеи жидкий, экстракт радиолы и др.).
Продолжительность психофармакотерапии определяется в первую очередь динамикой психопатологических расстройств.
Чаще всего для их купирования достаточно кратковременного курса лечения.
Лишь в некоторых случаях, когда психические нарушения приобретают затяжной характер (ипохондрические и параноические развития, дистимии), необходимость в приеме психотропных средств сохраняется, и по выписке из стационара (при этом лечение целесообразно продолжить в амбулаторных условиях).
В случаях психопатологической незавершенности клинических расстройств (субсиндромальные состояния), их нестойкости и эпизодической манифестации, как правило, достаточно назначения препаратов из группы транквилизаторов.
Лечение соматогений
Для купирования симптоматических психозов, протекающих с явлениями психомоторного возбуждения и помрачения сознания, показано парентеральное (внутривенное или внутримышечное) введение транквилизаторов и антипсихотиков (диазепам — реланиум 20—40 мг, галоперидол 5—20 мг).
При этом лечение целесообразно производить в условиях соматопсихиатрических отделений, а при их отсутствии (или в связи с невозможностью перевода из-за тяжести соматического состояния) под наблюдением психиатра.
Лечение невротических реакций
При лечении нозогенных невротических реакций в первую очередь показаны производные бензодиазепинового ряда (феназепам 0,5—2 мг в сут., альпразолам 1—3 мг в сут., диазепам или хлордиазепоксид по 5— 20 мг в сут., лоразепам 2—4 мг в сут.).
В случаях необходимости интенсифицировать терапию (нарастание тревожных опасений, ипохондрических и агрипнических расстройств) транквилизаторы сочетают с антидепрессантами (СИОЗС, препараты двойного действия) либо антипсихотиками (хлорпротиксен — труксал, сульпирид, рисперйдон и др.) первого ряда.
Используют также внутримышечное и внутривенное капельное введение препаратов (диазепам, сульпирид и др.).
Лечение патохарактерологических реакций и диснозогнозий.
Нозогении, протекающие с преобладанием психопатических проявлений, а также ипохондрические и параноические реакции в структуре диснозогнозий купируются с помощью антипсихотических средств.
Эффективны такие препараты, как галоперидол по 1,5—5 мг с утра, трифлуоперазин по 5—10 мг в сут., рисперидон по 2—4 мг в сут., кветиапин 150—300мг в сут., при необходимости сочетающиеся с транквилизаторами.