Лечение ранней постинфарктной стенокардии
У части больных после купирования болевого приступа стенокардия не возобновляется месяцы и даже годы, однако у многих в госпитальном периоде лечения острого инфаркта миокарда могут возникать приступы стенокардии напряжения и покоя.
Редкие приступы стенокардии напряжения можно отнести к неосложненному течению инфаркта миокарда.
Частая ранняя постинфарктная стенокардия является указанием на значительную вероятность рецидива инфаркта миокарда или внезапной смерти.
Лечение во многом зависит от механизма возникновения стенокардии (см. главу 7).
При наличии остаточного стеноза инфарктсвязанной коронарной артерии, особенно после успешной тромболитической терапии, появление ранней стенокардии обычно свидетельствует о высоком риске ре-тромбоза с расширением зоны инфаркта миокарда.
Развитие стенокардии в данном случае обусловлено наличием «осложненной бляшки» (с наличием разрывов интимы и обнажением тромбогеноактивной поверхности в результате лизиса тромба) с тромбоцитарным субокклюзирующим тромбом.
При этом степень остаточного стеноза, обусловленного собственно бляшкой, может колебаться от умеренного до субтотального.
Клинически этот вариант постинфарктной стенокардии часто носит характер спонтанной стенокардии (покоя) и обычно сопровождается ЭКГ-динамикой в зоне инфаркта миокарда (чаще преходящая реэлевация сегмента ST).
Основным методом лечения при этом варите стенокардии являются применение антитромбоцитарных средств (дезагрегантов) и внутривенная капельная инфузия гепарина. Обычно в качестве дезагреганта используется аспирин в дозе 160—325 мг.
В этом случае он является препаратом выбора, поскольку обеспечивает достаточно быстрое в течение часа после приема) и стойкое подавление функции тромбоцитов, однако следует принимать во внимание, что у некоторых пациентов существует резистентность к аспирину, связанная с особенностями структуры ферментов цикла метаболизма арахидоновой кислоты.
Тиклопидин в дозе 500 мг/сут. вряд ли может в этой ситуации рассматриваться как адекватная альтернатива аспирину, поскольку его дезагрегационный эффект развивается только на пятые сутки от начала применения.
Вместе с тем возможно совместное применение аспирина и тиклопидина, что может потенцировать дезагрегантный эффект в связи с различными точками приложения действия этих препаратов.
Совместно с дезагрегантами используется капельная внутривенная инфузия гепарина в дозе 600—1200 ЕД/ч (после болюса в 5000 ЕД) под контролем АЧТВ (необходимо увеличение в 1,5—2 раза по сравнению с нормой).
В качестве симптоматического лечения также показана внутривенная капельная инфузия нитроглицерина (25—200 мкг/мин) или изосорбида динитрата (1,5—15 мг/ч) под контролем ДЦ, и прием β-адреноблокаторов в максимально переносимых дозах.
Эти препараты не способны предотвратить коронарный ретромбоз, однако частично устраняют симптомы ишемии миокарда.
Кроме того, β-адреноблокаторы препятствуют развитию фатальных аритмий во время ишемических эпизодов.
Если на фоне проводимой терапии приступы стенокардии рецидивируют, необходимо проведение экстренной коронарной ангиопластики, предпочтительно с одновременной установкой коронарного стента или операция аортокоронарного шунтирования.
Стенокардия, обусловленная многососудистым поражением коронарных артерий, клинически проявляется как стенокардия напряжения, появляющаяся при расширении двигательного режима в реабилитационном периоде.
При этом ЭКГ-признаки преходящей ишемии миокарда развиваются в не инфарцированной зоне.
Иногда преходящие ЭКГ-изменения могут появляться и в зоне инфаркта.
В этом случае можно думать о наличии «стабильного» остаточного стеноза при сохранении жизнеспособного миокарда в сосудистом регионе «инфарктсвязанной» коронарной артерии.
Существенную диагностическую информацию в этом случае может дать проведение стресс-эхокардиографии.
Если при ее проведении развиваются нарушения локальной кинетики вне зоны инфарцирования, то речь идет о многососудистом поражении с гемодинамически значимым стенозом «инфарктнесвязанной» коронарной артерии.
Прогностически этот вариант стенокардии относительно благоприятен.
В этом случае лечение не отличается от такового при стабильной стенокардии с применением β-адреноблокаторов, нитратов, дезагрегантов.
По окончании этапа стационарной реабилитации целесообразно проведение пробы с нагрузкой для решения вопроса о необходимости выполнения коронарографии с последующей коронарной баллонной ангиопластикой или аортокоронарным шунтированием.
Стенокардия, обусловленная постинфарктным ре-моделированием и повышением давления заполнения левого желудочка, чаще всего клинически проявляется как «декубитальная» стенокардия.
При этом ангинозные приступы возникают, как правило, ночью, в положении лежа, и быстро устраняются в сидячем положении или после приема нитратов.
Приступы стенокардии покоя не сопровождаются стойкими изменениями ЭКГ.
Стенокардия напряжения при этом может быть выражена незначительно или вообще отсутствовать.
Вместе с тем, как правило, выявляются клинические и/или рентгенологические симптомы сердечной недостаточности.
Верификации генеза стенокардии в значительной степени помогает эхокардиография, которая выявляет дилатацию левого желудочка, снижение фракции выброса, нарушения диастолической функции левого желудочка по рестриктивному типу.
При этом варианте стенокардии основное внимание уделяется лечению сердечной недостаточности: используются ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, диуретики. Хороший эффект отмечен при назначении пролонгированных форм изосорбида ди- или мононитрата перед сном.
Ранняя постинфарктная стенокардия должна рассматриваться как один из наиболее неблагоприятных вариантов нестабильной стенокардии.
Ее лечение требует тщательного наблюдения за больным, так как побочные эффекты антиангинальных средств особенно опасны при свежем инфаркте миокарда.
Повторные приступы спонтанной стенокардии покоя с преходящим подъемом сегмента ST обычно предвещают рецидив инфаркта миокарда в соответствующей зоне.
Упорная ранняя постинфарктная стенокардия — показание для безотлагательного проведения коронарографии и ЧТКА или хирургического вмешательства на коронарных артериях.
С другой стороны, при отсутствии приступов стенокардии к назначению препаратов антиангинального действия после первых дней инфаркта миокарда следует подходить более дифференцированно.
Так, блокаторы β-адренергических рецепторов и верапамил могут быть назначены в качестве антиаритмических средств, нитраты и β-адреноблокаторы — в комплексной терапии сердечной недостаточности, β-адреноблокаторы и антагонисты кальция — при повышенном АД.
В отсутствие же всех этих показаний применение препаратов упомянутых групп может быть сведено к минимуму: за исключением β-адреноблокаторов, назначаемых, как правило, на длительный срок.
Лечение больного с ранней постинфарктной немой ишемией миокарда проводится по тем же принципам, но оценка эффективности лечения значительно усложняется и возможна лишь при повторном (неоднократном) холтеровском мониторировании и нагрузочных тестах.
Лечение тромбоэмболии
Интенсивность лечения тромбоэмболических осложнений определяется их локализацией, степенью нарушения кровообращения в соответствующем регионе, сроком от начала возникновения тромбоэмболии, тяжестью развивающихся расстройств системной гемодинамики.
При инфаркте миокарда основной проблемой являются тромбоэмболии в системе легочной артерии.
При отсутствии противопоказаний внутривенно вводят 10 тыс. ЕД гепарина и затем продолжают внутривенную инфузию со скоростью 1000 ЕД в час или же вводят 5000—7500 ЕД каждые 4 ч; индивидуальные дозы подбираются под контролем частичного тромбопластинового времени.
Обычная продолжительность курса гепарина — около недели.
После окончания курса гепарина непрямые антикоагулянты назначают на срок 3—6 мес.
Показаниями для введения стрептокиназы являются массивная легочная эмболия, возникновение острой сердечной и дыхательной недостаточности.
Стрептокиназу вводят внутривенно в количестве 250 тыс. ЕД в течение 30 мин, а затем по 100 тыс. ЕД в час в течение суток.
Урокиназу вводят в количестве 4400 ЕД/кг/ч в течение 10 мин, затем со скоростью 4400 ЕД/кг/ч в течение 12—24 ч.
Возможно введение стрептокиназы в меньших дозах непосредственно в легочную артерию; в последнем случае тромболитическая терапию проводят в сочетании с полными дозами гепарина.
По окончании тромболитической терапии продолжают лечение гепарином, а затем — непрямыми антикоагулянтами.
Дополнительные лечебные мероприятия включают оксигенотерапию (через носовой катетер), ненаркотические и наркотические анальгетики; вязкость крови отчасти уменьшается благодаря введению жидкостей — растворителей тромболитиков и гепарина.
Одновременно при необходимости проводят по общим принципам лечение нарушений сердечного ритма и острой сердечной недостаточности.
Профилактически, не дожидаясь возникновения пневмонии (инфарктной, застойной), начинают введение антибиотиков.
В течение нескольких дней целесообразно применение нестероидных противовоспалительных препаратов (обезболивающее, противовоспалительное и отчасти антиагрегантное действие).
Хирургические методы лечения тромбоэмболии легочной артерии в остром периоде инфаркта миокарда применяют лишь в исключительных случаях.
Шансы на успех в этой ситуации крайне малы.
Тромбозы и тромбоэмболии в артериях большого круга кровообращения подлежат интенсивной тромболитической или гепаринотерапии при закупорке магистральных и менее крупных артерий нижних и верхних конечностей; наиболее целесообразно введение тромболитиков непосредственно в пораженную артерию.
Дополнительно одновременно внутривенно вводят ксантинола никотинат (компламин, теоникол) и другие сосудорасширяющие препараты.
Эффект ксантинола никотината основан на устранении сопутствующего тромбоэмболии спазма.
Внутривенно капельно вводят 10 мл 15% раствора ксантинола никотината в 500 мл 5% раствора глюкозы; инфузия продолжается 3—4 ч.
Менее эффективны инъекции папаверина (но-шпа).
Даже в первые дни инфаркта миокарда может быть произведена эмболэктомия, если возникает реальная угроза гангрены.
Тромбоэмболия ветвей почечной или селезеночной артерии обычно не требует специальной терапии; больше преимущественно нуждаются в анальгетиках в течение нескольких дней.
При тромбоэмболии мозговых артерий лечение проводят по обычным принципам терапии нарушений кровообращения.
Лечение кровотечений
Применение тромболитических препаратов и антикоагулянтов может сопровождаться кровоизлияниями в кожу и слизистые оболочки, кровотечениями в желудочно-кишечном тракте, гематурией.
В большинстве случаев при кровотечениях в желудочно-кишечном тракте имеются нераспознанные язвенные поражения (язвы желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки, хронический эрозивный гастрит и др.) и другие заболевания, но возможно и появление острых язв и эрозий, чему способствуют расстройства кровообращения и гипоксия слизистых; последние могут стать причиной кровотечений и без применения антикоагулянтов и тромболитиков.
В более позднем периоде желудочное кровотечение может быть следствием приема аспирина.
О применении антидотов при передозировании тромболитических средств и антикоагулянтов, методах контроля говорилось в главе 12.
Те же средства применяются при массивных кровотечениях любого происхождения.
Однако в большинстве случаев достаточно прекратить применение упомянутых препаратов и ограничиться наблюдением за больным с многократным повторным контролем количества гемоглобина и эритроцитов в крови, гематокрита, наличия крови в каловых массах и в моче.
При отсутствии мелены анализ кала на скрытую кровь делается после каждой дефекации, а гематологические показатели и наличие микрогематурии проверяются ежедневно.
При продолжающемся массивном кровотечении инфаркт миокарда даже в первые дни не является абсолютным противопоказанием для эндоскопических исследований, тем более что при их проведении могут осуществляться и местные воздействия на источник кровотечения.
Хирургическое вмешательство в остром периоде инфаркта миокарда является исключительной мерой, но не должно чрезмерно откладываться, если все другие методы неэффективны.
Следует учитывать, что значительная кровопотеря сопровождается ухудшением кровоснабжения миокарда, расширением зоны некроза и ишемии.
Тахикардия и умеренная артериальная гипотония при кровотечениях не требуют обычно симптоматической терапии.
При отсутствии тяжелой гипотензии не следует вводить вазопрессоры, так как это может усилить кровотечение.
В этих случаях лечение следует начинать с увеличения объема циркулирующей жидкости с помощью плазмы, плазмозаменителей, крови.