Я работаю над собой, но не чувствую никаких изменений. Как мне определить, сколько я уже сделал?
Определять не надо. Продолжайте работать.
У меня эпилепсия. Насколько я себя помню с детства, постоянно терзает уныние. Когда начинаю молиться, чувствую вокруг себя замкнутый круг. Почему?
Уныние есть глубинное недовольство собой и судьбой, т. е. это постоянная агрессия по отношению к любви. Эпилепсия и есть результат глубинного уныния. Обращаться к Богу нужно тогда, когда Вы отрешились от всего человеческого, от всех проблем, переживаний, страхов и уныния.
Если человеческое держит слишком крепко, можно начинать с аутогенной тренировки. Можно повторять:
- Все создано Богом, и я это в душе принимаю. Я никем и ничем не управляю, и я все принимаю. Я не сожалею о прошлом, не переживаю о настоящем, не боюсь будущего. Меня абсолютно ничего не волнует. Я всех прощаю. В моей душе радость, свет и любовь. Для первого шага это достаточно эффективно.
Меня бросил муж с маленькими детьми. Сейчас дети выросли и говорят, что у них отняли детство и осуждают отца. Что мне им сказать?
У Ваших детей зависимость от любимого человека, идеалов и отношений намного превысила опасный уровень. И спасти их можно было через унижение отношений и идеалов. Если бы у них не отняли детство, то у них отняли бы жизнь. Когда они это поймут, я думаю, они простят отца.
Вчера услышал о том, что в России началась эпидемия новой формы туберкулеза, который не поддается лечению. На исследования нужны огромные деньги, которых нет. Что можно сделать в этом случае каждому из нас?
Туберкулез - это жесткие обиды на себя и на судьбу. Это недовольство страной, в которой мы живем, обиды на чиновников, обиды на весь окружающий мир. В России на сегодняшний день происходит самая сильная дестабилизация сознания. Без этого, судя по всему, невозможно выйти на новый уровень мышления. Чтобы сделать решительный шаг к Божественному, нужно "расшатать" все человеческое. Не случайно Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне. Еще недавно Россия молилась на нищету. Планы, принципы и цели - это было главное божество России. Ничего не получилось. Россия переболела социализмом и выздоровела. Сейчас страна пытается молиться на богатство, и верховным божеством у нас стало личное благополучие. Мы и этим должны переболеть. Для того, чтобы у нас были идеи и деньги, мы не должны внутренне зависеть ни от того, ни от другого. Насколько быстро в наших душах произойдут благотворные изменения, настолько быстро Россия создаст общество, в котором деньги не будут убивать духовность, а принципы и идеалы не станут приводить к нищете. И насколько мы не будем чувствовать внутренне закономерности того, что происходит с Россией, настолько будет больше неизлечимых болезней и эпидемий.
У меня часто спрашивают: "И все-таки что же делать, если обида не проходит? Вот я хочу простить человека, но как вспомню, что он сделал, все, остановка - это выше моих сил."
- Вам не надо его прощать, --- объясняю я, - когда Вы поймете, что он не виноват и что он ни при чем, обида сама начнет уходить. Насколько Вы будете видеть и чувствовать Божественную волю во всем, настолько остро почувствуете вторичность и иллюзорность воли человеческой. И тогда все меньше усилий нужно будет прикладывать для того, чтобы обида ушла из Вашей души и душ Ваших потомков. Чтобы видеть во всем Божественную волю, нужно работать над собой тяжело и долго. Если нам вдруг выдали большую премию, мы легко здесь видим Божественную волю и благодарим Бога. Когда через несколько дней у нас эту премию украли, почувствовать в этом случае Божественную волю гораздо тяжелее. А когда еще через пару дней нас ни за что избили в парадной, здесь увидеть Божественную волю может не получиться. Но от того, насколько постоянно мы стремимся видеть Божественное вокруг и, соответственно, внутренне сохраняем любовь ко всему, что вокруг нас, настолько Божественное начинает разворачиваться и в нашей душе. Насколько мы видим Божественное в каждом человеке и внутренне сохраняем любовь к нему, настолько мы приближаемся к Божественному, и тогда в нас не распадается, а активно развивается все человеческое. Примеров можно приводить много. Я приведу тот пример, который всем знаком.
Я раньше пытался понять, почему так написан Новый Завет?
Четыре Евангелия, и в каждом изложена своя версия возвышения и гибели Христа. Не проще ли собрать все его заповеди и поучения и неуклонно следовать им? Потом я понял: часто ситуации, взаимосвязь событий несут ту информацию, которую мы не можем сначала осмыслить, но которую воспринимаем нашими чувствами и подсознательно все-таки делаем выводы. Попробуем, с точки зрения человеческой логики, посмотреть на поведение учеников Иисуса Христа и их характеры. Если мы спросим себя, кто самый трусливый из Апостолов, то выяснится, что это Апостол Петр. Он трижды малодушно отрекался от своего учителя. И одновременно он единственный, кто бросился защищать своего учителя. Странная смесь трусости и мужества. Когда Христос шел по воде, именно Петр двинулся к нему навстречу и именно Петр усомнился и не поверил в Христа, после чего стал тонуть. Что получается: безверие в Петре было намного сильнее веры: трусость намного сильнее мужества. Почему же тогда именно ему Христос отвел главную роль среди всех своих последователей?
Теперь обратимся к Иуде. Судя по всему, он был самым полевым и принципиальным из всех Апостолов. Чем больше у человека воли, интеллекта и духовности, тем жестче он может среагировать на любую несправедливость. А поведение Христа перед распятием, с человеческой точки зрения, было нелогичным и несправедливым. Он начал делать то, что делали очень богатые люди. Позволял омывать себе ноги драгоценным маслом. Иуда создал у себя в душе образ невероятно талантливого, умного и бескорыстного учителя. И вдруг этот образ разрушился. И Иуда уже не хотел служить тому, кто предал и оскорбил его идеалы. Все ученики критиковали Иисуса Христа за неподобающее поведение, но как самый сильный и волевой Иуда эту критику довел до конца. Нужно было остановить моральное разложение учителя, сохранить его светлый образ перед теми, кто ему верил. А для этого нужно было его уничтожить. И тридцать сребреников были здесь не банальным желанием обогатиться, а выражением тенденции, которая существует в душе каждого из нас.
Если оскорблено все самое святое, то тогда плевать на всю духовность и надо жить деньгами, т. е. поступок Иуды был символическим отречением от попранной духовности и обретением новой точки опоры - денег как смысла всего. Кончают жизнь самоубийством обычно гордые люди. Но почему же Иуда решил прекратить свою жизнь? Неужели так быстро разочаровался и в деньгах тоже? Но за такое короткое время разочароваться в деньгах невозможно. Значит, была какая-то другая причина. Но тогда какая?
Сопоставим еще раз этих двух Апостолов, причем каждый из них олицетворяет две тенденции. Итак, принципиальный, умный и волевой человек пришел к жизненному краху и самоубийству. Трусливый, малодушный, сомневающийся стал главнейшим проповедником и носителем идеи христианства. В чем же все-таки причина произошедшего и чем же они так разительно различались? Оказывается - одним. Когда Христос спросил у учеников: "Кто я такой, кем вы меня считаете?" - все Апостолы стали говорить, что считают его пророком, ясновидящим и т. д. Они видели в нем только человеческое, и лишь один Петр увидел в нем Сына Божьего, т. е. почувствовал Божественную сущность за покровами человеческого.
Насколько мы видим Божественное в другом человеке, настолько Божественное вызревает в нашей душе. И тогда слабое, немощное человеческое начинает крепнуть и развиваться.
Трагедия Иуды в том, что, чувствуя себя лидером по сравнению с другими, он все больше концентрировался на своих способностях, интеллекте, духовности. И человеческое все сильнее заслоняло в нем Божественное. Он стал жить и поклоняться логике человеческой. И в Христе он видел только человеческое. И, когда это человеческое его подвело, он отрекся от него.
Что произошло потом? Иуда увидел, как вел себя Христос после того, как был арестован. Он был уверен, что когда начнет разрушаться человеческое Иисуса Христа, то будет только боль II мука, ненависть и обида. И, когда покровы человеческого начали спадать с Христа, вместо ненависти, отчаяния и страха Иуда увидел ту же любовь, которую видел раньше. Человеческое рассыпалось, и Иуда наконец-то увидел Божественное. И тогда он понял, что предавал он не человеческое, а Божественное и что не справедливость он восстанавливал, а растаптывал Божественное в своей душе. Это и толкнуло его на самоубийство. Иуда был подобен разрушающейся горе, Петр -. растущему холму. Христос знал, что при таком мировоззрении Иуда обречен на предательство и отречение от любви. Иуда был носителем тенденции, которая живет до сих пор в каждом из нас. Поэтому Христос сказал ему: "Иди и делай то, что задумал". И одновременно Христос видел, что слабый, сомневающийся Петр, но умеющий видеть Божественное, сможет повести за собой остальных. И в нем человеческое будет расцветать, а не распадаться, как у Иуды.
Апостол Павел, которого называют тринадцатым Апостолом, прошел свой жизненный путь, начав его, как Иуда, не видя Божественного в других людях, следуя только человеческой логике со все большей жестокостью, получил потом откровение, смог прикоснуться и увидеть Божественное в окружающем его мире. И после этого он пошел путем Апостола Петра, преодолев путы сознания и почувствовав, что Бог есть любовь.
Мы сегодня читаем Библию, смеемся и высокомерно относимся к Иуде. Нужен кто-то плохой, чтобы почувствовать себя хорошим. В какой-то момент мы перестаем чувствовать Божественную волю во всем происходящем, мы перестаем видеть Божественное в каждом человеке, мы становимся рабами человеческого и идем к разрушению и убийству. Один сумел преодолеть в себе человеческое и повел за собой к счастью и спасению других. Другой - не сумел, и это его привело к трагедии. Каждую секунду мы или отрекаемся от Божественного, или идем к нему. Мы либо подавляем свою любовь, либо спасаем и сохраняем ее. И здесь очень многое зависит от каждого из нас.