Я пытаюсь простить, а у меня не получается, что мне делать?
Я как-то сидел в бане с приятелем и обсуждал ситуацию, которая у меня не так давно сложилась. Меня, как это часто бывало, обманул человек, которому я помогал. Я старался снять внутренние обиды, повторяя, что это не случайно, что это дано мне свыше, но недовольство не проходило. И я продолжал пыхтеть претензиями.
- Послушай, - улыбнулся мой приятель, - ты же сам учишь, что нельзя осуждать, а чем же ты сейчас занимаешься?
- Да я не осуждаю, а просто даю логическую оценку происшедшего.
- Ну найди в нем что-нибудь хорошее, - не унимался приятель, - ну хоть одну черту, тебе легче будет!
Я попробовал и с удивлением заметил, что желание осуждать и логически "ковыряться" в случившемся уменьшилось. Поэтому предлагаю, когда Вас обидели, делать следующее:
1. попытаться оправдать человека, который Вас обидел,
2. найти в нем какие-то положительные черты;
3. постараться поставить себя на его место, т. е. отстраниться от своего "я" с его обидами и претензиями.
Дальше: насколько все Ваши силы нацелены на человеческое "я", настолько тяжелее, масштабнее и глубже будет обида. Насколько Вы будете работать над отстранением от чувства собственной значимости, уступая и соглашаясь с другими людьми, не навязывая им свою волю, периодически повторяя, что везде и во всем Вы видите и чувствуете Божественную волю, настолько постепенно станете выправлять ситуацию.
Главное - не затаить обиду глубоко первые несколько часов. Здесь важно не думать, не оценивать ситуацию. Человек ни при чем, это дано Богом, это не случайно. Дальше: насколько сильно Вы зависите от всех человеческих ценностей, настолько тяжелее будет перенести обиду. Поэтому нужно все время работать над собой для снижения такой зависимости. Если станете постоянно тренироваться, то тогда удачно выступите на соревнованиях, которые называются "сильная обида".
Еще один момент.
Как-то я пошел в универсам за покупками. Было время открытия, и перед входом стояла толпа народа. Дверь распахнулась, все пошли вперед. В этот момент кто-то больно наступил мне на пятку. Я обернулся. Невысокий мужичок равнодушно посмотрел на меня и спокойно прошествовал дальше.
"Черт возьми, - подумал я, - наступил на ногу и даже не извинился - вдвойне обидно". Потом спохватился:
"Господи, что же это я делаю?" И вот я хожу по универсаму, перебираю пакеты, перехожу от одного отдела к другому и пытаюсь простить того человека. Я молюсь и каюсь. Прошу, чтобы обида ушла из моей души, повторяю, что я не держу на него зла, повторяю, что он здесь ни при чем. Но обида не проходит. Я знаю, что главное - не впадать в претензии сейчас, потом легче будет простить. Что я буду говорить пациентам, если я в критическую минуту сам не могу привести себя в порядок? Главное здесь - не останавливаться и продолжать попытки. Упорства мне не занимать. Я могу сделать 10 попыток, 20, 100, 1000 - пока не решу проблему. Но это не тупое упрямство. Если десяток попыток проведено, а результата нет, я начинаю варьировать, искать другие подходы. Почему меня эта ситуация так больно задела? Во-первых, потому что я не был готов к ней. У меня в голове был только один вариант: т. е. дверь открывается, все спокойно входят, не мешая друг другу. Поскольку вся энергия шла на эту модель, адаптироваться к новой модели я не мог, у меня просто не было сил. И обида пошла как защита старой модели и неприятие новой. Значит, если бы я держал в голове 5-7 вариантов возможного изменения ситуации, на неприятный для меня вариант я реагировал бы иначе. Мне стало легче, но в глубине души заноза еще оставалась. "Раз этот человек ни при чем, - думал я, - то причина происшествия не в нем, а во мне. Значит, это я виноват в том, что его послали меня унизить. Следовательно, мне нужно у него просить прощения за это". "Мужик, - сжав зубы, подумал я, - прости меня за то, что я вынудил тебя так поступить".
И странно, обида тут же улетучилась. У меня теперь это дошло до автоматизма. Если кто-то меня грубо толкает или наступает на ногу, я тут же мысленно у него прошу прощения за это. Даже у того, кто тебя будет убивать, можно просить прощения за то, что ты внутренне спровоцировал его на этот поступок, за который он долго потом будет расплачиваться. В принципе, наша обида на другого человека - это самосуд. Если он действительно совершил преступление против любви и нарушил высшие законы, обидев нас, то влезать в это дело со своими обидами - это только себе вредить.
Недавно на приеме мне рассказали следующий случай.
- Пару лет назад я видела, как одна особа поощряла своего маленького сына бросать камнями в тех, кто его обидел. Рядом оказалась другая женщина.
- Что Вы делаете? - спросила она. - Вы же его характер изувечите. Он же теперь будет мстить за малейшую обиду.
- Не лезьте не в свое дело, - отрезала мать. - Я его учу защищаться.
- Вы его прощать сейчас научите, - говорила женщина. - Повзрослеет, защищаться быстро научится.
Но мать убедить было невозможно, она продолжала свою политику.
- Знаете, прошло уже два года, как я видела эту сцену. Год назад мать ребенка умерла от рака желудка.
Когда мы пытаемся под свою логическую человеческую справедливость "запихнуть" весь окружающий мир, это всегда кончается плачевно. Люди дальновидные всегда понимали, что человеческая логика нужна и справедливость тоже. Но они должны иметь свои пределы.
Я помню, мне рассказывали давнюю историю об одном купце. Он приезжал в деревни и продавал товары.
Иногда давал в долг. И вот вызывает он человека, которому в прошлый раз дал товар под честное слово, а тот обещает и клянется, что в следующий раз отдаст деньги. Приезжает в следующий раз купец в ту деревню и снова вызывает мужика. - Видишь, у меня крестик поставлен? - объясняет купец. - Я долгов не забываю, на это можешь не надеяться. Мужик опять клянется и обещает вернуть деньги. Приезжает третий раз купец, и повторяется та же самая картина. - Ты знаешь, - говорит ему купец, - в следующий раз я вызывать тебя не буду, сам приходи. И если денег не вернешь, то я крестик зачеркну. Я твой долг брать уже не буду... С тебя Бог возьмет. А Бог возьмет больше, чем человек. Из всего вышесказанного вывод следующий: сильная непреходящая обида - это уже болезнь, и достаточно тяжелая. Она свидетельствует об очень серьезном неблагополучии в организме. И когда такая болезнь развивается, то мы неминуемо получаем лекарства, которые называем "неприятностью", "несчастьем", "болезнью" или "смертью".
Художник, член Союза художников, болен с детства экземой, чешется. Причина? Можно ли ему писать иконы и реставрировать их?
Правда ли, что тараканы заводятся от плохих мыслей и мелких семейных ссор?
У Вашего мужа очень высокий внутренний уровень духовности, и подключение к высшим уровням и неземным планам делает его талантливым художником. Но механизм преодоления зацепки за высшие духовные ценности у него не выработан. Поэтому присутствует постоянная тенденция жить идеалами. Это рождает тонкий глубинный фон недовольства окружающим миром, несоответствующим тем прекрасным мирам, с которыми соприкасается его душа. Разворачивающаяся обратно агрессия останавливается экземой. Экзема унижает идеалы. Если бы ее не было, зацепка за идеалы могла бы быть около 1000 единиц. А так - не больше 20-30. т. е. экзема позволяет Вашему мужу без опасных последствии подключаться к высшим планам и черпать оттуда вдохновение. Так что иконы у него чистые. Писать и реставрировать их ему можно и даже полезно.
Насчет тараканов. Домашние насекомые активнее размножаются, когда энергетика обитателей жилища неважная. Тараканы появляются в основном, когда актуальна тема отношений, ревности, да и клопы тоже. Муравьи и комары - когда присутствует гордыня. Мне одна женщина рассказывала, как у нее в квартиры было огромное количество муравьев.
- Вы мне сказали, что у меня гордыня, я начала работать над собой. И представляете: муравьи исчезли. Прошло время, сорвалась, и они опять появились.
У меня не так давно произошла смешная история. Приехали ко мне в гости приятели из Америки, два парня, кровь с молоком, пышут здоровьем. Я пригласил к себе на дачу:
- А там комары есть? - осторожно поинтересовался один из гостей.
" Навалом, - хладнокровно ответил я. На лицах ребят был написан настоящий испуг.
" Да ты что? Нет, на дачу мы не поедем. Это будет мучение, а не отдых.
- Во-первых, я пошутил, - сказал я, - комаров там практически нет (я соврал, их было жуткое количество).
Во-вторых, ребята, вы меня недавно спрашивали, как подправить судьбу, потому что у вас у обоих неважно. Кроме того, я говорил, что у вас повышенная гордыня, а для бизнесменов это опасно. Так вот, сообщаю вам одно из лучших средств корректировки судьбы. Лечение производится комарами. Что такое комариный укус? Это мелкая неприятность по судьбе. Если вы не испытываете ненависти к комару, не раздражаетесь, не боитесь и сохраняете добродушие, то ваша зацепка за судьбу уменьшается. Далее, когда комар вас кусает, - это ваше унижение. Он в тысячу раз меньше вас, а кусает чувствительно. Опять же, не озлобляетесь - гордыня уменьшается. Так что, ребята, вам в жизни опять не повезло. Комаров на даче мало, и подрихтоваться по-настоящему вы не сумеете.
Мы поехали на дачу. Вошли в дом. Началось застолье. Через несколько часов, ближе к вечеру, я вышел на крыльцо. Воздух звенел от комаров. Если раньше комары подлетали и некоторое время кружились, выбирая место, то сейчас их траектория была ровной и прямой. Они подлетали и тут же с размаху через спортивный костюм впивались в тело. Несколько минут я поплясал, прихлопывая насекомых, но десятки и десятки новых укусов выдержать не смог и заскочил обратно в дом. Посмотрел на ребят, сидящих за столом, и подумал:
- Ну что ж, скучать вы здесь не будете! Мы пробыли на даче два дня. Комаров гости не замечали. Самое интересное: я увидел, что комары действительно их не кусали. Меня это так впечатлило, что я тоже начал работать над собой и менять отношение к комарам.
Я замечал, что раньше комар, если летал ночью в квартире, то выбирал именно меня. Причем вился именно над ухом. По 2-3 часа ночью я не спал. Лежал, злорадно ожидая, когда комар сядет на мою физиономию. Потом с размаху лупил себя по лицу или по голове, как правило, комар улетал. Но через 2-3 часа в среднем я все-таки его убивал. И после этого спокойно засыпал, правда, если не появлялся новый.
Так вот, после того случая я стал спать спокойно. Как только до меня дошло, чти комар действительно может помочь в улучшении судьбы и уменьшении гордыни, я их перестал замечать. Но хватит о комарах, вернемся к картинам.
Я часто замечал интересную особенность. У человека высокая подсознательная агрессия, неважное поле. И по логике вещей, он всю эту "грязь" должен перенести на свою картину. Но вот художник садится за мольберт - и вся "грязь" сворачивается в комок и отходит в сторону, а поле начинает красиво светиться, то есть он входит в какое-то состояние, в котором смотрит на весь мир совершенно иначе. И его картина абсолютно чистая. Но для этого нужно внутренне отрешиться от всего.
А если человек занимается творчеством и продолжает сохранять в голове и в душе все свои проблемы, переживания, страхи, сожаления, то его картина может вредить тому, кто ее повесит на стену.
Не так давно один бизнесмен пригласил меня к себе в гости. Мы сидели у него в гостиной и пили чаи.
- Ты не мог бы объяснить мне одну вещь: посмотри на люстру. В одном из рожков постоянно перегорает лампочка. Я проверял патрон - нормальный. Самое интересное, что я повернул люстру, и лампочка опять стала перегорать, но не в старом плафоне, а в новом, но на старом месте. Тут явно что-то с энергетикой, а вот в чем причина, понять не могу.
- Причина в картине, - ответил я, - вот видишь: картина находится рядом с этим местом. Здесь написано одинокое дерево с облетевшими листьями и унылый пейзаж. В картине заложена мощная программа самоуничтожения, которая распространяется на всю квартиру и на близлежащие предметы. Поэтому лампочка разрушается быстрее. У художника были сильнейшая зацепка за идеалы и нежелание жить, когда рушились идеалы, презрение к себе, недовольство ситуацией и судьбой. Все это он передал своему произведению.
- Кстати, - обратился я к гостеприимному хозяину, у тебя сейчас развал в бизнесе, и это, - показал к картину, - одна из причин.
- Хорошо, как же мне определить, что вешать на стены, что ставить по углам? -- удивленно спросил мой собеседник.
- Ты думаешь случайно на Западе работа хорошего дизайнера стоит больших денег? - спросил я. - Хороший дизайнер - это в первую очередь тот, кто видит не глазами, а чувствами! Нет хорошего дизайнера, доверь расстановку мебели и картин жене. Мужчины больший упор делают на логику, а женщины выбирают интуитивно.
- Ну ладно, - продолжал мой знакомый, - вот у тебя за спиной висят 3 иконы: Иисуса Христа. Святого мученика и Девы Марин. Скажи мне что-нибудь о них.
- У "Мученика" есть презрение к себе из-за неприятностей по судьбе плюс сильное нежелание жить Подсознательная агрессия - 220 единиц. Так что это не мученик, а просто мучающийся человек. Наверное, художник себя описывал, а не святого.
- Ну хорошо, а у "Девы Марии"? - ошарашенно спросил собеседник.
- Жуткая ревность, зацепка за отношения и идеалы. - А как тогда "Христос"?
- А здесь огромные амбиции, ненависть я презрение к людям.
Приятель сидел в кресле и молча смотрел на меня. - Эти иконы были написаны 250 лет назад, ты хочешь сказать, что тогда художник мог их так написать.
Я пожал плечами: "Я ничего не хочу сказать. Я получил информацию и сообщил се тебе. Это все".
Некоторое время мы сидели в молчании. Вдруг мой собеседник неожиданно спрашивает:
- Мне в голову пришла одна мысль: "Не так давно я отдавал иконы на реставрацию. Мог все эти программы "навешать" сам реставратор?" - Еще как мог, - ответил я.
- А ты мог бы посмотреть его дистанционно и по времени? - Конечно. Назови имя.
Приятель назвал имя, я посмотрел того человека, и мне все стало понятно.
- Ты знаешь, иконы до этого были чистые. Просто у реставратора, когда он начал работать над ними, искра любви душе не вспыхнула. Он в каком был состоянии, в таком и начал реставрировать икону, а любая картина, и особенно кона, работает как увеличительное стекло того состояния, в котором пребывал художник. Так что лучше на стенах не иметь никакой живописи, чем живопись плохую.
Я раньше не понимал, почему подлинник стоит огромные деньги, а великолепная копия - копейки по сравнению с оригиналом. Недавно понял - форма одинаковая, содержание разное. Как правило, подлинник несет богатейший объем информации тонкого плана. В подлиннике сама картина является средством для передачи того состояния, в котором находился художник. А в копии обычно картина является целью и поэтому внутренне гаснет. А все художественные училища, институты и академии учат не обретению состояния творчества, а тем средствам, которыми художник пытается выразить свое состояние.
Но дело в том, что форма определяется содержанием, и каждое новое состояние требует новых форм, через которые оно реализуется. Поэтому часто художественные заведения сначала дают мощный импульс творчеству учеников, а потом невольно начинают гасить этот импульс. Не зря 80% новаторов живописи не имели художественного образования. И если человек учится и стремится в первую очередь достичь того состояния, когда в душе постоянно начинает жить Божественное, то это состояние, которое мы называем "талантом" или "гениальностью", рано или поздно в чем-то реализует себя. Это уже вопрос второй, станет человек художником или политиком, бизнесменом или музыкантом.