Структура групповых предпочтений
Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики.
Выделяют социометрические статусы членов группы как сумму предпочтений и отвержений:
- социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены группы;
- высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
- изолированные - члены группы, у которых отсутствуют и положительные, и отрицательные выборы;
- пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое число отрицательных выборов и малое число предпочтений;
- отверженные (изгои) - члены группы, имеющие только отрицательные выборы.
Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу. При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может создавать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам.
С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, т.к. это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях. Постоянное пребывание в «звездах», «любимчиках» делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Существует опасность устойчивого пребывания в роли отверженного или изолированного - весь мир будет восприниматься в черном цвете. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, причем наименее адекватно «звезды», изолированные и отвергнутые. Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением.
Структура власти
Структура власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на положение дел в группе.
Власть реализуется с помощью различных форм влияния, среди которых наиболее изучены руководствои лидерство.
Руководство –это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, куратор, старшая медсестра отделения и т.д.).
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контрольдеятельности подчинённых и организации в целом.
Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет.
Авторитет зависит от:
- коммуникативно-организаторских способностей руководителя;
- профессиональной компетентности;
- ценностей и убеждений руководителя;
- учёта психологии подчинённых;
- стиля управления.
Стиль руководителя – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей.
Стили управления:
· авторитарный (директивный) стиль, в основе которого лежит единоначалие руководителя;
· демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимодействия между членами группы и руководителем;
· попустительский, основанный на полной групповой свободе действий, руководитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначительны.
Тип | Описание стиля |
Авторитарный (диктаторский) | Характерны: деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя – вне группы, выше группы. Дела в коллективе планируются руководителем заранее, решение принимаются единолично (что и как делать), голос руководителя – решающий. Подчиненные знаю лишь непосредственные, ближние цели, дальние – неизвестны. |
Демократический | Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений. Для него характерны: товарищеский тон, уважительное, внимательное отношение к подчиненным. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание – с советами. Позиция руководителя – внутри группы, коллектива. Мероприятия не заранее, а в группе. Решения принимаются на основе коллегиального обсуждения. За реализацию предложений отвечают руководитель и подчиненный. |
Попустительский | Для руководителя характерны: отсутствие похвалы и порицаний, полная отстраненность руководителя от дел коллектива, отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, руководитель сам является членом группы. Дела в группе идут сами по себе. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп. |
Более развёрнутая классификация управленческих стилей:
1. Авторитарный – в любом деле, прежде всего единоначалие;
2. Авральный – сначала делаем, потом будем разбираться;
3. Деловой – вся работа запланирована, рассчитана и производится по оптимальным схемам;
4. Демократический – руководитель считает, что его точка зрения одна из возможных;
5. Либеральный – стиль сплочённого коллектива единомышленников;
6. Компромиссный – руководитель добивается своих целей, уступая людям с различными интересами.
От стиля управления и авторитета руководителя зависят:
- взаимоотношения коллектива с руководителем;
- психологический климат коллектива;
- результаты работы коллектива.
Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления обществом и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс её внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления.
Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов группы для достижения цели.
Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Лидерство – управление группой через спонтанно возникающее влияние.
Концепции лидерства:
I. Теория черт - более ранний подход, в соответствии с которым лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и качествами, благодаря которым он выдвигается в лидеры.
Лидеру присущи следующие психологические качества:
- стремление к достижениям;
- упорство и инициативность;
- уверенность в себе;
- острый и гибкий ум;
- компетентность (доскональное знание своего дела);
- сильная воля, организаторские способности;
- умение понять особенности психологии людей.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.
II. Ситуационная теория лидерства, в ней делается особый акцент на аспектах ситуации, в которой функционирует группа.
Согласно этой теории, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способным оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы.
В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
III. Синтетическая теория акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и ситуативных факторов.
Лидерство того или иного члена группы определяется как ситуацией, так и личностными качествами человека, соответствующими данной ситуации.
Типы лидерства
Инструментальное лидерство цель - обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач
Экспрессивное лидерство цель - обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
Каждый тип лидерства может быть дифференцирован в соответствии с выполняемыми ролями.
Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:
· инициатор- находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы;
· разработчик - рассматривает и детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
· координатор- комбинирует идеи и предложения, пытаясь координировать деятельность других членов группы;
· контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;
· оценщик- критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;
· погонщик - стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.
Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:
· вдохновитель - поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений;
· гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, сохраняя таким образом в группе гармонию;
· примиритель - поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, чем также поддерживает в группе гармонию;
· диспетчер - создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;
· нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;
· ведомый- пассивно следует за группой, выступает как зритель или слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.
Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.
Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам.
В зависимости от определяющих функций выделяют виды лидеров:
Вид лидера | Характеристика |
Организатор | Нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует |
Творец | В работе видит новые перспективы, берётся за решение проблем кажущимися неразрешимыми. Не указывает и командует, а приглашает к обсуждению. |
Боец | Уверенный, сильный, волевой человек. Постоянно идёт на встречу с опасностью, вступает в борьбу. |
Дипломат | Отлично владеет ситуацией и её скрытыми деталями. В курсе всех дел коллектива (например, сплетен), поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. |
Утешитель | Уважает людей, относиться к ним доброжелательно. Готов поддержать в трудную минуту. |
С точки зрения масштабности решаемых задач, выделяют:
Тип лидерства | Группы |
Бытовой | Семья, школьные группы, студенческая группа, досуговые объединения |
Социальный | Производство, профсоюз, спортивные общества, творческие общества |
Политический | Государственные и общественные деятели |
Лидерство реально существует в группе лишь в момент совместной деятельности, которая выдвигает того или иного человека на роль лидера.
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы. В группе может одновременно существовать несколько лидеров.
Коммуникативная структура
Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связываюших членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.
Владение информацией – важный показатель положения члена группы.
Вопросы для самопроверки
Ø Охарактеризуйте социометрические статусы в группе.
Ø Как люди воспринимают и оценивают свой статус? Приведите примеры.
Ø Дайте определение структуры власти в малой группе.
Ø От чего зависит авторитет руководителя?
Ø Охарактеризуйте различные стили руководства.
Ø Каким образом может влиять на результаты совместной деятельности стиль руководства?
Ø Чем отличается лидерство от руководства?
Ø Кто становиться лидером согласно теории черт и ситуационной теории?
Ø Охарактеризуйте инструментальное и экспрессивное лидерство.
Ø Охарактеризуйте различные виды лидеров. Приведите примеры.