Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
Одним из самых важных факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании его личности, и отношений с внешним миром, является его семья. И главными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, выступают:
- искренняя любовь к ребенку,
- последовательность в поведении,
- единство требований со стороны окружающих взрослых,
- адекватность воспитательных мер, наказаний,
- не включение в конфликтные отношения взрослых.
Все эти условия обеспечат ребенку спокойную, стабильную атмосферу в семье, его внутреннее спокойствие и стабильность психики.
Причины негармоничного воспитания различны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но, как правило, основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:
1. Гиперпротекция потворствующая и доминирующая:
· Гиперпротекция потворствующая Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы, часто приводит к формированию демонстративных черт личности.
· Гиперпротекция доминирующая Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.
2. Гипопротекция потворствующая и доминирующая.
· Гипопротекция потворствующая Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. Это приводит к отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка, часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
· Гипопротекция доминирующая. За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.
3. Повышенная моральная ответственность. Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери.
Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! У ребёнка формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.
4. Эмоциональное отвержение. Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в такой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.
Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.
5. Жестокое обращение.На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности.
6. Воспитание в культе болезни.Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании, родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
7. Противоречивое воспитание. Резкая смена приемов воспитания.
Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному – и наоборот.
Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
8. Нескоординированное воспитание.Это беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать.
Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.
Итак, тип воспитания влияет на формирование определенных черт характера.
Например,
- Воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость;
- Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого:
- Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения.
И только теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого. Мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами взаимодействия в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у ребенка.
Задача специалистов, работающих с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, состоит в раскрытии последствий негармоничного воспитания на личность ребенка и оказании помощи родителям по его оптимизации.
Вопросы для самопроверки
Ø Назовите проблемы изучения личности в социальной психологии.
Ø Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни.
Ø Охарактеризуйте сферы в которых осуществляется процесс социализации человека.
Ø Перечислите стадии процесса социализации.
Ø Какие институты социализации Вы знаете?
Ø В течение какого времени продолжается социализация человека?
Ø Где дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, нормы и ценности? Приведите примеры.
Ø Дайте определение Я-концепции.
Ø Как называют описательную составляющую Я-концепции, с чем она связана?
Ø Что влияет на формирование Я-концепции?
Ø Охарактеризуйте основные функции Я-концепции.
Ø Дайте определение понятиям установка, убеждения, стереотип, предрассудки.
Ø Какие составляющие имеет социальная установка личности?
Ø В чём кроется основная причина формирования предрассудков?
Ø Что означает понятие стереотипное мышление?
Ø При каких действиях медсестры стереотипное мышление будет ей мешать и наоборот? Приведите примеры.
Ø Охарактеризуйте роль семьи как института социализации.
Ø Какие факторы семьи, как социально-психологического феномена, оказывают влияние на формирование «Я-образа» ребёнка?
Ø Назовите типы неадекватного семейного воспитания. Какое влияние на формирование личности ребёнка они оказывают?
ТЕМА 4. Психология групп
Содержание:Группы как социально-психологический феномен. Классификация групп. Групповые процессы. Конформизм. Факторы, влияющие на структуру группы. Психологическая совместимость. Социально-психологический климат группы.