Лекция 2. Логопедия как наука о нарушениях речи(4ч.)

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Принципы и методы логопедии.

3. Значение логопедии.

4. Актуальные проблемы современной логопедии.

1.Логопедия— это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специ­ального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений ре­чевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: ло­гос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе озна­чает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедиикак науки являются нарушения речии процесс обученияи воспитаниялиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек(индиви­дуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматри­вает их под определенным углом зрения в соответствии с це­лями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассмат­ривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структурусовременной логопедиисоставляет дошкольная, школьнаялогопедия илогопедия подростков и взрослых.

Лекция 2. Логопедия как наука о нарушениях речи(4ч.) - student2.ru Основной целью логопедияявляется разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания иперевоспита­ния лиц с нарушениями речи, а также предупреждения рече­вых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выде­лить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различ­ных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и сте­пени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного раз­вития детей с нарушением речевой деятельности, а также ха­рактера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различ­ных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двига­тельного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симпто­матики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики рече­вых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых рас­стройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической по­мощи.

2. Лекция 2. Логопедия как наука о нарушениях речи(4ч.) - student2.ru Принцип (от лат. principium - начало, основа) - основное, исход­ное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеж­дения человека.

Принципы анализа речевых нарушений являются основой клас­сификации речевых нарушений. По данным современной психолого-педагогической литературы направление и содержание исследований нарушений речи у детей определяются принципами анализа нарушений:

•принципом развития;

•принципом системного подхода •принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникнове­ния дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может прояв­ляться в нарушениях различных компонентов речевой деятель­ности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюда­ются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи.

Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы:наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

3. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практи­ческое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мыш­лению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в ка­кой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психи­ческого развития ребенка возникает сложное, качественно но­вое единство — речевое мышление, речемыслительная деятель­ность. Значение лого­педии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть ре­чевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всесто­роннее его развитие.

4. В настоящее время отмечается заметный прогресс в разви­тии логопедии. На основе психолингвистического анализа полу­чены важные данные о механизмах наиболее сложных форм ре­чевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных де­фектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внед­ряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопе­дии с клинической медициной, детской невропатологией и пси­хиатрией.

Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Наши рекомендации