На заключительном этапе особое значение приобретает функциональная тренировка для повышения уверенности в себе.
Функциональные тренировки, описанные в работах А.И. Захарова (1977), Н.М. Асатиани (1979), А.С. Слуцкого (1979), являются основной частью поведенческой психотерапии (Свядощ А.М., 1982; Карвасарский Б.Д., 1985, и др.), основная цель которой - практическая адаптация больного к ситуации, вызывающей опасения.
Функциональные тренировки начинаются еще со второго этапа преимущественно в условиях кабинета. На заключительном этапе этот прием лого - и психотерапевтической коррекции проводится как в кабинете, так и в реальных жизненных условиях. Применяя методику функциональных тренировок, учитывается принцип постепенного усиления эмоциональной значимости ситуации речевого общения или «ступенчатого приближения к объекту страха» (по Н.М. Асатиани). Существует несколько видов функциональных тренировок.
1. В начальном периоде данного этапа реализуются приемы имаготерапии (Вольперт И.Е., 1979, 1981).
Имаготерапия – метод тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью.
Физиологический механизм воздействия заключается в выработке устойчивой системы доминант и динамических стереотипов, а также в затормаживании невротического стереотипа.
Психологический механизм имаготерапии заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих нормализации системы отношений личности. Важное значение имеют и такие частные факторы, как отвлечение, уход пациента от невротической фиксации на своем «Я», обогащение его новым содержательным интересом, общение с творческим коллективом, укрепление и развитие логического мышления, развитие речи, воспитание памяти, чувства уверенности в себе.
Конечная цель - перестройка отношений личности - требует длительной систематической тренировки в воспроизведении образа, улучшение субъективного состояния больного под влиянием этих частных психологических факторов наступает нередко быстро, а иногда и неожиданно быстро. Благоприятным моментом в этом отношении оказываются определенные типологические особенности личности больного: преобладание свойств художественного типа высшей нервной деятельности, повышенная внушаемость. Такие больные не только активно включаются в занятия, но вскоре констатируют и улучшение самочувствия.
По Станиславскому, суть сценического перевоплощения актера заключается в том, что он ведет себя так, как если бы сам оказался в ситуации, заданной драматургом. Актер на сцене - это его «Я» в предложенных драматургом обстоятельствах. При имаготерапии это положение полностью сохраняет свое значение, иначе вся работа теряет свой терапевтический смысл.
Имаготерапевтическая группа - не театр в обычном смысле и не кружок самодеятельности. Здесь не актер отбирается в соответствии со своими данными для воспроизведения образа, а, напротив, образ в соответствии с его психологическим содержанием подбирается как лечебный фактор для больного. Если в театре профессиональном или самодеятельном, спектакль есть основная и конечная цель работы, то при имаготерапии спектакль, который может быть поставлен только на высшей ступени работы, имеет значение не основной и конечной цели, а лишь вспомогательного средства углубления и усиления имаготерапевтического эффекта. Имаготерапия - это своеобразный групповой или индивидуальный «театр для себя».
Моделируя различные ситуации речевого общения этот прием по своей сути напоминает психодраму, которая впервые была предложена в 30-х годах XX века Дж.Морено как диагностический и корригирующий метод групповой психотерапии. Применение приема моделирования основано на принципе усиления эмоциональной насыщенности упражнений, которые варьируются в диапазоне: приятная ситуация - эмоционально индифферентная ситуация - конфликтная ситуация. Моделирование поведения предполагает воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Это может быть проигрывание ответственных действий перед их претворением в жизнь и усовершенствование существующих навыков. План разыгрываемой ситуации (примерные темы: покупатель - кассир – продавец; начальник - подчиненный; конфликт с соседями и т.д.) намечается руководителем. При моделировании и проигрывании тех или иных ситуаций учитываются определенные эгоцентрические тенденции (нервно-психический фон) разных категорий больных (с истероидной акцентуацией, с неврозом навязчивых состояний, акцентуированных по психастеническому типу и т.д.), при этом необходимо помнить об использовании тех или иных логопедических приемов (моноритмизация, расстановка пауз и пр.).
Подготавливая к «игре» заикающихся, страдающих выраженной логофобией в ситуации «покупатель - кассир», в качестве отвлечения больных от неприятных переживаний используют следующий прием. Ожидая своей очереди, больной громко (в реальной ситуации – про себя) читает стихотворение, стараясь максимально сосредоточить свое внимание на его содержании. Такое громкое, ритмичное, по возможности эмоциональное чтение стихов отвлекает больного от предстоящего обращения к «кассиру», успокаивает и является «трамплином» для начала речевого акта. В данных ситуациях возможны вариации, например, замена чтения стихов произнесением речевых эталонов.
Обязательным моментом является подведение итогов: совместный анализ игры, успехов и неудач, рекомендации по внедрению достигнутых результатов в жизнь.
Более сложное задание в системе функциональных тренировок - участие в концертах художественной самодеятельности и «гастроли». Программа концерта также составляется с учетом нервно-психических и речевых особенностей исполнителей.
Приемы, используемые на данном этапе:
● Предлагается подготовить чтение стихов, рассказов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова используя мелодекламацию. Музыка сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения. Больному, акцентуированному по астеноневротическому типу, отличающемуся неуверенным слабым голосом, эмоциональной скованностью, предлагается работа над жизнеутверждающими произведениями, которые насыщены яркими образами и эмоциями (например, «Мчатся тучи, вьются тучи...», «Буря мглою небо кроет...» и т.п.). Использовалась фонограмма музыкальных произведений из сборника «Времена года».
● Музыкальные номера с предварительным развернутым пояснением. Непрофессиональная оценка выступлений зрителями оказывает большое активизирующее влияние на лечебную группу, создает эмоциональный стимул для дальнейшей работы над речью.
●Литературный монтаж с хоровым чтением стихов (самостоятельное чтение каждым больным 2–3 стихотворных строчек).
Другой вид функциональной тренировки - телефонный тренинг.Такие занятия помогают пациентам с тревожно-мнительными чертами характера.
Специалист разъясняет больным, что в основе боязни телефона лежат механизмы патологической условно-рефлекторной связи, закрепляемые каждой неудачной попыткой речи в данной ситуации. Для ослабления патологического условного рефлекса и воспитания качественно новых эмоциональных и речевых реакций можно прибегнуть к следующему приему: создать модель телефонного разговора, в котором будет отсутствовать основной отрицательный условно-рефлекторный раздражитель - голос живого собеседника:
• Звонки на автоответчик снимают эмоциональное напряжение, так как больной понимает, что будет говорить наедине с собой (пока в телефонной трубке слышатся гудки, он ритмично, без привычного волнения, задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?» Услышав ответ, спокойно благодарит). При многократном повторении таких упражнений вырабатывается навык четких, свободных движений, связанных с осуществлением телефонного разговора. Таким образом вырабатывается положительная условно-рефлекторная цепочка, что является отправной точкой для спокойного начала разговора с реальным собеседником.
• Разговор со справочными службами (основная мысль: «Меня там никто не знает»). Больные помнят о необходимости соблюдать слитность слов во фразе, спокойный темп, паузы между вопросами и ответами.
• Работа в подгруппах в соседних кабинетах, оснащенных телефонами. По желанию каждый выбирает себе партнера для предстоящей тренировки речи. Собеседники намечают примерный круг вопросов, который будут обсуждать. Такая работа предполагает участие всех больных для автоматизации навыка телефонного разговора
Функциональные тренировки целесообразнее проводить в магазинах, на рынке, беседовать с прохожими на улице и в транспорте, выступление в караоке-баре, а также проводить экскурсии в музеи, на выставки, в зоопарк. Главным требованием к проведению экскурсии является свободная речевая импровизация, создание образа уверенного в себе специалиста в данной области. Предварительно проводится подготовительная работа: проходит установочная беседа, намечаются задачи, примерные пути их реализации. Первые занятия проводятся под руководством специалиста. В случае неудачи он активно вступает в беседу, тем самым отвлекая внимание постороннего человека от заикающегося. Постепенно руководитель как бы уходит на второй план. Далее пациенты продолжают свои тренировки по указанной методике.
На этапе функциональных тренировок важное значение придается введению приобретенных речевых навыков в жизнь. Необходимо перешагнуть психологический барьер и преодолеть страх речи в эмоционально и социально значимых ситуациях.
Ролевой тренинг
Примеры упражнений:
● Постановка сказки «Теремок» изменяя голос в зависимости от роли рассказчика (мышка, кошка, волк, лиса, заяц, медведь, комар) с использованием имаготерапии и музыкального оформления.
● «Гастроли» – концертная программа в учреждении с использованием караоке.
В программе:
– сольное и хоровое исполнение песен;
– чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);
– постановка сцен из спектаклей;
– монологи;
– инсценировка песен;
– инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.;
– пародии на постановку оперы и балета.
● Постановка мюзикла «Красная шапочка». Все диалоги ведутся напевно, мелодично, с мягкой голосоподачей. В постановке участвуют все испытуемые.
Речевой тренинг
● Чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением).
Речевой материал:
Не красна изба углами,/
А красна – пирогами.//
Терпение и труд/ всё перетрут.//
–––
Стеша спешила,/ рубашку шила,//
Да поспешила/ – рукава не пришила.//
Улов у Поликарпа/ –
Три карася, три карпа.//
–––
Труба трубит,/ труба поет,/
Трубач по улице идет.//
● Чтение текстов и стихов используя мелодекламацию, отражающую эмоциональное содержание произведения:
ЗАПОЗДАЛЫЙ РУЧЕЙ
В лесу тепло.// Зеленее трава:/ такая яркая/ среди серых кустов! Какие тропинки!// Какая задумчивость,/ тишина!//
Кукушка начала первого мая/ и теперь осмелела.// Бормочет тетерев.//
Звезды,/ как вербочки,/ распухают в прозрачных облаках.// В темноте белеют березки.// Растут сморчки.// Осины выбросили червяки свои серые.//
Весенний ручей запоздал,/ не успел совсем сбежать/ и теперь струится по зеленой траве,// и в ручей капает сок/ из поломанной ветки березы.//
ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ
Как рожь на полях,/ так в лугах тоже зацвели все злаки,/ и когда злачинку покачивало насекомое,/ она окутывалась пыльцой,/ как золотым облаком.// Все травы цветут/ и даже подорожники,/ – какая трава подорожник,/ а тоже весь в белых бусинках.//
Раковые шейки,/ медуницы,/ всякие колоски,/ пуговки,/ шишечки на тонких стебельках/ приветствуют нас.//
Стихов:
Лес,/ точно терем расписной,//
Лиловый,/ золотой,/ багряный,//
Веселой,/ пестрою стеной//
Стоит над светлою поляной.//
Березы желтою резьбой//
Блестят в лазури голубой,//
Как вышки,/ елочки темнеют,//
А между кленами синеют//
То там,/ то здесь/ в листве сквозной//
Просветы в небо,/ что оконца…//
Невербальный тренинг
На заключительном этапе продолжалась коррекционная работа по преодолению нарушений невербального взаимодействия. Большинство невербальных методик направлено на увеличение точности и тонкости восприятия самых разных выразительных возможностей партнеров по общению (так называемый тренинг сензитивности), отдельные направления составляют вокальные техники (включающие голосовое самовыражение и реагирование), экспрессивные танцы, пантомима и ряд других. Наиболее распространенным способом включения невербальной коммуникации в психотерапевтический процесс является психогимнастика, при которой основным средством общения становится двигательная экспрессия. В различных играх и взаимодействиях, включающих прикосновение, постепенно достигается разнообразие непосредственного физического контакта участников, что способствует уменьшению эмоциональной дистанции.
Примеры упражнений:
● «Скульптор и глина» (работа выполняется парами).
Один участник группы должен «вылепить» из другого скульптуру уверенного в себе человека, неуверенного и агрессивного, мечтателя; затем провести «экскурсию» по залам музея.
●«Музей восковых фигур».
Каждый участник должен изобразить фигуру известного человека, передать черты его характера. Члены группы должны узнать изображаемого.
● Участники задумывают предмет по выбору и изображают его.
● Выполнение действия (одевание) в разных контекстах (свидание, сбор грибов, банкет, пляж, сборы на работу/в школу и т.п.).
● Упражнения для пары:
– внести бревно и распилить его;
– внести ковер и повесить на стену;
– встреча на скамейке;
– утешение обиженного;
– встреча друзей после долгой разлуки;
– перейти по камушкам через лужу, помочь друг другу перейти через лужу.
Функциональные тренировки
На этапе функциональных тренировок важное значение придается введению приобретенных речевых навыков в жизнь. Необходимо перешагнуть психологический барьер и преодолеть страх речи в эмоционально и социально значимых ситуациях.
● Выступление перед аудиторией. Чтение стихов, рассказов. Музыкальные танцевальные номера.
● Выступление с докладом на любую тему 15-20 минут. По завершению выступления докладчику предлагаются вопросы со стороны аудитории.
● Звонки на автоответчик, разговор со справочной службой по телефону. Необходимо соблюдать слитность слов во фразе, спокойный темп, паузы между вопросами и ответами.
● Пение песен в караоке перед аудиторией с использованием имаготерапии. Устроить конкурс певцов.
● Выступление перед незнакомой аудиторией в клубе караоке.