Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи
Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, синхронизируя движение речи с движением пальцев ведущей руки. Речевой материал проговаривается с выделением первого слога во фразе.
Использовали следующие упражнения:
● Ах ты, Лешка, простота,
Купил лошадь без хвоста.
●...И тихо дремлют рощи,
И шорох по лесам...
●...Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные...
● Напевание песни «Улыбка» под фонограмму, используя метод синхронизации движения пальцев ведущей руки с речью:
От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется…
Голосовая гимнастика
● «Голосовая горка». Произносится гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».
● Произносятся гласные звуки и слоги, повышая / понижая тональность на каждом последующем звуке / слоге. Образуется своеобразная лестница.
● Напевание колыбельной. Полунапевно, изменяя высоту голоса.
бай бай люли
баю-баю баю-баю Ай, люли-люли
«Раскачав» слова, «бросать» вверх без напряжения.
● Произносятся сочетание звуков с различной силой голоса (то близко, то далеко).
● Напевание отрывков песен, изменяя тональность произведения в сторону повышения или понижения, опорой служит пример логопеда:
Во поле береза стояла…
Ой, ты Порушка Пораня…
● «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).
● Упражнения на подражание голосам сказочных персонажей, животных. Использовались фонограммы песен: из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»; из мультфильма «Бременские музыканты», «Летучий карабль».
Интонационные упражнения
● При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящие интонации) и ответный возглас (нисходящая интонация).
● Произнесите словосочетание «Прекрасная погода» с разной интонацией.
• Восторженно
• Спокойно и блаженно
• Категорически
• Вопросительно
• Задумчиво
• Скорбно
• Дерзко
• С сожалением
● Тренировка логического ударения с одного слова на другое.
Например:
Вы мне утром звонили?
Вы мне утром звонили?
Вы мне утром звонили?
Вы мне утром звонили?
Дыхательная гимнастика
1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.
Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Упражнения выполняются в сопровождении музыкальных произведений Р. Клаудермана.
Пример упражнения:
● Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
2. Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха.
● «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.
● Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10–12–15 и более секунд.
● «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить «ху»). Повторить 7–40 раз.
● Проделать упражнение «форсированный выдох», но выдох делится порционно от 3 до 12 раз.
3. Упражнение для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.
Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха, сочетаясь с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:
● Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т. д. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.
● На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе,
а) полунапевно произносить на выдохе:
ммаммоммуммэммиммы
ннанноннуннэнниннунна
б) разговорно произносить на выдохе:
мму! ммо! мма!
ммэ! мми! ммо!
4. Дыхательные движения, сочетающиеся с голосом и движениями.
● Поворачивая голову вправо – влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.
● «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.
● «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «Спустить мяч» используются только разные звуки: вперед – звук ж, назад - з, в стороны – ш, вверх – с.
5. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.
Рекомендации при выполнении упражнений:
- обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;
- придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме;
- при чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.
● Упражнение 1. Цель упражнения – научить правильно, быстро и незаметно делать добор воздуха.
Пример: Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завела.
В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.
● Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе. Пример: Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся обойтись без докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Невербальный тренинг
Главная задача: восстановление согласованного взаимодействия разных уровней психической деятельности, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка невербального общения.
● Развитие координации движений.
Установка: координация – пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.
Инструкция: Пришел домой, положил портфель на стол, снял пиджак, повесил его на спинку стула, открыл портфель, достал книгу и тетрадь и начал делать выписки.
● «Встреча инопланетян» Работа в паре.
Инструкция: Оба являются инопланетянами, которые общаются с использованием речевых эталонов (с использованием эталонов «АОУИ»), выражая свои эмоции. Один выражает агрессивность, другой – покорность и т. д.
● «Зеркало». Участники встают напротив друг друга.
Поочередно изображают мечтателя, уверенного в себе человека, неуверенного или агрессивного человека с помощью жестов, позы. «Отражение» угадывает, кто изображен, и передает соответствующее состояние.
● Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти.
а) подростки двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).
● « Музыканты»
Инструкция: Все участники модная популярная группа, приехавшая на гастроли. Вам нужно провести генеральную репетицию. Каждый выбирает себе роль: гитариста, клавишного, барабанщика, скрипача, балалаечника, трубача, саксофониста. Прослушивается фонограмма и после этого при втором предъявлении каждый имитирует действия с тем или иным инструментом под музыку.
Ролевой тренинг
Целью является выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях, тренировка общения, повышение социальной уверенности пациентов. Методами работы являются: ролевой тренинг - имаготерапия.
● Творческий конкурс. Ведущий предлагает играющим различные творческие задания. Участники игры, уяснив их смысл, тут же начинают действовать, придумывая диалоги и разыгрывая сценки.
Инструкция: один - агент по продаже надувных игрушек, а другой - пассажир электрички. Другой вариант: один выступает в роли продавца газет и журналов. Цель - уговорить кого-нибудь купить ваш товар.
Идет конкурс исполнителей анекдотов, одни - члены комиссии, другие - претенденты, борющиеся за победу.
● Тренинг «Музыкальные радиостанции».
По кругу ставятся стулья, на них располагаются участники тренинга, а также ведущий в центре. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает музыкальную радиоволну» и тот соответственно поет отрывок песни любого отечественного певца или певицы, через 20–30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую частоту» и игрок поет отрывок любой детской песни.
● Пародийная реклама сказочного инвентаря:
– ковер-самолет;
– сапоги-скороходы;
– скатерть-самобранка;
– шапка-невидимка;
– живая и мертвая вода;
– ступа Бабы-Яги.
● «Тест». Упражнение выполняется в паре.
Инструкция: дайте ответ (неуверенный, агрессивный, уверенный, достойный), обращаясь к собеседнику в следующих ситуациях.
а) ситуация: друг занимает ваше время разговором, а вам надо уйти. Вы говорите...
б) ситуация: ваш знакомый не возвращает вам долг, взятый на месяц. А прошло уже три. Вы обращаетесь к нему...
в) ситуация: друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории из вашей жизни. Вы заявляете ему...
● Упражнение «Диалог».
Один участник – лидер контакта, другой – пассивный.
Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.
Третий заключительный этап коррекции просодической стороны речи при заикании рассчитан на выработку навыка публичной речи. Этот этап направлен на закрепление навыков плавной и слитной речи, закрепление речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях. Продолжительность около месяца.
Основные задачи: закрепление нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев кисти ведущей руки и совершенствование всех сформированных функций.
В процессе коррекционно-двигательной работы решались следующие задачи: продолжать развивать мелкую моторику рук (объем, точность, скорость, чередование движений), внушение общего мышечное расслабления, правильности речи, продолжать работу над темпом, ритмом и координацией движений.
Коррекционно-психологическое направление работы включало: закрепление новых положительно окрашенных форм, переживаний своих речевых успехов, обогащение приемов общения с окружающими, дальнейшее развитие положительных качеств личности, обработка и закрепление новых форм адекватного поведения.
Коррекционно-речевая работа: обучению рационального речевого выдоха, закрепление сформированного нового речевого навыка в монологической речи, закрепление умение соблюдать просодические компоненты речи: паузацию, интонацию, ударение, модуляцию голоса. Использовались упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением с использованием мелодекламации), различные ролевые тренинги с использованием имаготерапии, функциональные тренировки для повышения уверенности в себе.
Способность играть чужую роль помогает лучше приспособиться к окружающему миру. Под ролевыми играми мы понимаем поведение, к которому прибегает играющий по своему сознательному решению или по просьбе окружающих. Для участников действия, однако, ролевые игры – это способ самовыражения.
Ролевое поведение в реальной жизни может проявляться в виде ритуалов, отмечающих особые события, светские и религиозные, реальные или вымышленные, но всякий раз выполняющие культурную функцию для всего общества.
Моделирование поведения - это воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Причины применения этого метода могут быть самыми разными. Например, они включают попытки создания новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, начальную оценку адекватности этих решений, повторное проигрывание ответственных действий до их претворения в жизнь и усовершенствование существующих навыков. Сюда же относится разыгрывание конкретных примеров моделей, разногласий, дилемм, процессов.
Ролевые игры - это осязаемое проявление поведенческого компонента. Ролевые игры могут принимать разные формы: от простых (минимальных) действий до сложных наборов действий. Ролевые игры не ограничены пространством и целью.