Принципы, основные направления и методы коррекционной работы над просодической стороной речи у детей с врожденным гипотиреозом в комплексной системе преодоления заикания у детей
Целью коррекционно-логопедической работы является обеспечение благоприятных условий лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка и максимально возможное преодоление нарушения просодических компонентов речи с использованием музыкальной терапии у заикающихся детей с врожденным гипотиреозом.
При разработке системы дифференцированной логопедической работы учитывались следующие общедидактические принципы:
- принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего курса коррекции просодики у заикающихся с использованием музыкотерапии, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса;
-принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения;
-принцип доступности и индивидуального дифференцированного подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса.
А также научность и последовательность в работе. Работа, строилась с максимальной опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы с включением биологической обратной связи.
Большое значение в процессе организации обучающего эксперимента имели основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику разрабатываемой проблемы:
- принцип учета механизма нарушения темпо-ритмической организации речи;
- принцип комплексного воздействия – проявляется с одной стороны во взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия (дети с врожденным гипотиреозом постоянно находились под наблюдением эндокринолога, невропатолога, по необходимости кардиолога, отоларинголога, гастроэнтеролога, при этом регулярно получали логопедическую помощь), с другой стороны предполагает воздействие на все нарушения, выявленные в процессе эксперимента;
-онтогенетический принцип - учет общих и специфических закономерностей развития просодических компонентов речи у детей и подростков с заиканием;
- принцип дифференцированного подхода – учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с врожденным гипотиреозом, наличие отклонения в психофизическом развитии, степень нарушения темпо-ритмической организации речи, интонационно-мелодических компонентов;
- принцип поэтапности – сначала формировались условия для коррекции просодических компонентов речи, затем осуществлялась система упражнений для преодоления данного нарушения.
- принцип активности и сознательности обучения реализовывался через систему игровых приемов, которые способствовали выработке у детей активной позиции, положительной направленности на занятия с логопедом и стойкой мотивации к деятельности на уроке.
- результативность модели коррекционного воздействия достигалась благодаря базированию на принципах этапности и концентричности. Программа обучения предполагала работу в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. На каждом следующем этапе задачи усложнялись.
- наиболее важным являлся принцип индивидуального подхода, так как дети с врожденным гипотиреозом неоднородны по своему составу.
Музыкально-терапевтическая программа должна строиться на основе нескольких основополагающих принципов:
- принцип этнокультурного соответствия. При составлении музыкально-терапевтической программы необходимо учитывать особенности музыкального восприятия и использовать музыкальный материал привычный и понятный детям;
- принцип эмоционального комфорта. Прослушиваемая музыка непременно должна вызывать удовольствие и душевный комфорт. Хорошо комбинировать музыкально-терапевтические программы со звуками природы: шум морского прибоя, пения птиц и т. д.;
- принцип духовности и нравственности. Торжество любви, гармонии с самим собой, добра и оптимизма. Именно эти чувства должны доминировать в лечебной музыке;
- принцип функционального соответствия. Лечебная музыка должна, по возможности, снимать психоэмоциональное напряжение, если таковое выявляется в результате диагностики;
- принцип умеренности. Огромное значение имеет интенсивность звучания.
Для проведения занятий или упражнений по коррекции просодической стороны речи с использованием музыкотерапии необходимы психолого-педагогические условия:
· создание благоприятной психологической атмосферы проведения занятий;
· постоянное привлечение внимания детей;
· пробуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.
В основу методики коррекционной работы были положены модифицированные приемы устранения нарушений голоса Е.С. Алмазовой. В работе использовались также методические рекомендации И.И.Ермаковой, Е.В. Лавровой, О.С.Орловой; методика коррекционной работы по устранению заикания с помощью синхронизации речи с движением пальцев кисти ведущей руки (Л.З.Артюнян-Андроновой); методика коррекционной работы с заикающимися на логоритмических и музыкально – двигательных занятиях Г.А. Волковой. При разработке приемов развития артикуляционной моторики применялись упражнения, описанные в работах Л.В.Лопатиной, З.А.Репиной, Е.Ф.Соботович, О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева. При развитии мелкой моторики – комплексы, разработанные Е.А.Нефедовой, Н.И.Озерецким, Н.А.Скрипниковой, О.В.Узоровой.
В коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Используются различные приемы:
· наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов, использование наглядных пособий;
· тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных пособий. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося;
· наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются различные приемы:
· краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления заикающегося;
· пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
· указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнения;
· беседа при введении новых упражнений и подвижных игр;
· вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий;
· команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики;
· образно-сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ;
· словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
3.2 Организация и содержание обучающего эксперимента
Исходя из данных, полученных на первом этапе исследования: изучения причин заикания, результатов констатирующего эксперимента, рекомендаций научно-методической литературы и существующих методик по исправлению заикания и коррекции просодической стороны речи, были определены содержание и организация обучающего эксперимента.
Эксперимент проводился на базе Центра эндокринологи РАМН. В эксперименте участвовали дети от 9 до 17лет с врожденным гипотиреозом, страдающие заиканием различной степени тяжести. Экспериментальная группа состояла из 7 человек (4 девочки и 3 мальчика).
Все занятия с заикающимися детьми школьного возраста проводились в коллективе, так как именно коллектив оказывает положительное влияние на поведение ребенка, в коллективе у детей постепенно вырабатывается чувство товарищества, уверенность в себе, смелость, организованность. Но при составлении занятий учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка: особенности речи, моторики, уровень доступной формы речи.
Логопедическая работа с заикающимися детьми предусматривала коррекционно-развивающее обучение и воспитание, была многоплановой и включала не только традиционные логопедические методы и приемы, но и элементы музыкальных и физкультурных занятий.
Занятия проводились поэтапно, с учетом задач логопедической коррекции. Продолжительность коррекционных занятий определялась этапами работы. Структура занятий предусматривала в каждой его части новый вид деятельности, что с одной стороны, не вызывало у детей утомления, а с другой, помогало им длительное время сосредоточенно заниматься. Мы считали, что наиболее рациональной является такая организация обучения, когда преобладающее количество занятий проводится со всеми детьми одновременно с учетом специфических особенностей развития каждого ребенка.
В экспериментальной работе мы выделили 3 этапа:
Подготовительный.
Тренировочный.