Обследование мимической мускулатуры
Выполнить движения по инструкции: поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.
При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.
4 балла – проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;
3 балла– проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;
2 балла– проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;
1 балл – затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;
0 баллов - полная невозможность выполнения задания.
Методы изучения состояния просодической стороны речи
Для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.
Обследование речевого дыхания
Обследуя речевое дыхание, оценивают координацию вдоха и выдоха. Характер дыхания определяют в состоянии покоя и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ребенок носом или ртом. Выделяют три типа дыхания: поверхностное, грудное, нижнереберное.
При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи приподнимаются. При грудном - расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Определение типа дыхания проводится в состоянии покоя.
Исследуя умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание ребенку предлагается вдохнуть и выдохнуть по речевой инструкции логопеда.
Исследуя возможность целенаправленной воздушной струи ребенку предлагалось задуть свечу с первого раза.
Исследуя силу воздушной струи ребенку предлагалось подуть на карандаш, лежащий на столе так сильно, чтобы он покатился по столу.
При оценке фонационного дыхания учитывали соотношение между вдохом и выдохом во время речи, возможность дифференциации ротового и носового дыхания, характер речевого дыхания (носовой или ротовой, частоту вдохов), эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.
Задание оценивалось по следующей балльной шкале:
4 балла – речь на вдохе, объем речевого дыхания хороший;
3 балла - речь на вдохе, объем речевого дыхания ограничен;
2 балла - речь на вдохе, но ослаблен речевой выдох;
1 балл – речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации;;
0 баллов – не справляется с заданием.
Обследование темпо-ритмической организации речи
У обследуемых нами групп детей оценивалась скорость произнесения отдельных слов или фраз – выделялось три вида темпа: быстрый, нормальный, медленный. Также выявлялась способность ускорять или замедлять темп речи.В качестве материала были использованы предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры.
Ребенку предлагалось повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы. Скорость не должна мешать разборчивости слов. Детям предлагали произнести три фразы:
Инструкция №1: «Послушай фразу, запомни и повтори за логопедом».
Мальчик читает книгу. Утром звонко поют птицы. Бабушка вяжет внуку теплые носки.
Иструкция №2: «Ответь на вопросы».
Что делает мальчик? Когда поют птицы? Кому вяжут носки?
Для обследования ритма детям предлагалось прохлопать, руками с проговариванием, после показа, ритмические рисунки следующих знакомых песен:
1. «Андрей - воробей».
2. «Петушок».
Задание оценивалось по следующей балльной шкале:
4 балла - темп норма, повторил верно;
3 балла - незначительное отклонение от нормы, убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток,
2 балла- убыстренный темп, замедленный темп; темп изменяет незначительно;
1 балл-из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов; темп не может изменять, не управляет темпом;
0 баллов - задание не выполняется
Обследование восприятия и воспроизведения интонации
Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогать выразить чувства.
Материалом для исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией, и определить:
- где звучит вопрос, просьба;
- где предложение произносится спокойным ровным голосом;
- где звучит радость и восклицание в предложении.
Речевой материал:
1) Я пишу письмо другу. На улице холодно. Оля идет в парк.
2) Ты любишь играть в снежки? Кто будет убирать комнату? Ты играешь в прятки?
3) На улице идет снег! Ах, какая красивая картина! Ой, как жарко!
Предлагались задания на дифференциацию интонации в предложении, в стихах.
Предлагалось задание, где интонационные типы предложений давались в произвольном порядке. В задании предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с разной интонацией. Предложения необходимо было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию.
Речевой материал:
1. На улице холодно. На улице холодно?
2. Наступила зима? Наступила зима!
3. Завтра будет праздник! Завтра будет праздник.
Речевой материал:
Кто умеет утром сам просыпаться по часам?
Я умею по часам просыпаться утром сам.
Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?
Я умею на кроватке простыню расправить гладко.
Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?
Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.
Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.
Задание оценивалось по следующей бальной шкале:
Определяли умение воспроизводить интонацию по образцу экспериментатора.
Для обследования использовали образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержание.
Ребенку предлагалось прослушать и повторить фразу с той же интонацией, как логопед.
Речевой материал:
Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит!
Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!
Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?
Обследовали воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.
Предлагалось ответить на поставленный вопрос логопеда той же фразой, но с другой интонацией.
Речевой материал:
ЛогопедРебенок
Ночью шел снег? Ночью шел снег.
Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу.
Зимой медведь спит? Зимой медведь спит.
Аналогичное задание, только логопед произносит фразу, а ребенок задает вопрос.
Были предложены задания для обследования самостоятельного воспроизведения интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.
Предлагалось произнести одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно.
Речевой материал:
Снег идет. Мы пойдем гулять. Наступила весна.
4 балла - правильное восприятие и воспроизведение интонаций, использует все виды интонации;
3 балла - правильное восприятие интонации, но ошибки в воспроизведении интонации;
2 балла - нарушение восприятия и воспроизведения интонации, для выполнения задания требуется речевой образец;
1балл - использовал один вид интонации, преимущественно повествовательную, после помощи педагога невозможность выполнить задание;
0 баллов– задание не доступно.
Обследование восприятия и воспроизведения тембра голоса и логического ударения
Обследование восприятия логического ударения направлено на выявление понимания детьми главного по смыслу слова во фразе. Перед заданием давался образец утрированного выполнения логического ударения. Логопед проговаривал все предложения, выделяя голосом нужное слово.
Для проведения занятия использовался различный дидактический материал: предложения, стихотворные тексты. Материал подбирался в соответствии с возрастом.
Испытуемому предлагалось внимательно прослушать одинаковые предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопросы логопеда: «Сколько предложений было произнесено? Чем они отличаются? Какое слово было выделено в первом предложении? Во втором? В третьем?».
Инструкция звучала следующим образом: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении».
Речевой материал:
Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.
Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.
Емеля поймал щуку. Мама сшила новое платье.
Задание оценивалось следующим образом:
4 балла - правильно определяет логическое ударение;
3 балла – определяет логическое ударение с ошибками, но после повтора предложения исправляет ошибки;
2 балла – после повторного произнесения предложения ошибки не исправляет;
1 балл – путается в определении логического ударения;
0 баллов - не выполняет задание.
Обследование воспроизведения логического ударения направлено на определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе.
Предлагалось прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом, или предлагали ребенку ответить на вопросы одним предложением по предложенной ему картинке голосом, выделяя нужное слово.
Для исследования использовался следующим материал: предложения, произнесенные логопедом; предложения для отраженного воспроизведения; сюжетные картинки.
Маша идет в школу.
Что делает Маша? Маша идет в школу.
Кто идет в школу? Маша идет в школу.
Куда идет Маша? Маша идет в школу.
У Вани маленький щенок. В горшке распустилась роза.Весной тает снег. Осенью улетают птицы. Дети поют песни.
Задание оценивалось следующим образом:
4 балла - верно определяет и использует логическое ударение в предложениях;
3 балла – верно определяет логическое ударение, но ошибается в воспроизведении логического ударения;
2 балла – ошибается в определении логического ударения, но ошибки исправляет, в воспроизведении логического ударения ошибки не исправляет;
1балл –ошибается в определении и воспроизведении логического ударения. ошибки не исправляет;
0 баллов– не выделяет логическое ударение.
Обследование модуляций голоса по высоте
Обследование было направлено на выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.
Для проведения исследования были использованы следующие материалы: звуки, звукоподражания, предметные картинки.
Инструкция звучала следующим образом: « Покажи, как гудит большой пароход и маленький, как подают голос животные и их детеныши».
Речевой материал:
У - большой (низкий) голос У - маленький (высокий) голос)
МУ - корова МУ - теленок
АВ - собака АВ - щенок
МЯУ - кошка МЯУ - котенок
Задание на исследование умения поступательно повышать и понижать голос на гласных звуках с опорой на движение руки: вверх – повышение высоты; вниз – понижение высоты.
Инструкция к заданию звучала следующим образом: « Попробуй голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О,У».
Следующее задание поможет определить способность изменения высоты голоса попеременно.
Инструкция: « Покажи как укачивают ребенка, куклу».
« Покажи, как стучат часы».
«Покажи, как звенит колокол».
Задание оценивалось по следующей бальной шкале:
4 балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;
3 балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;
2 балла – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;
1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
Обследование модуляций голоса по силе
Целью данного обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса.
Для исследования использовался следующий материал: звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки с изображением транспортных средств.
1. Задание на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.
Инструкция: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина, если они далеко, и как гудят, если они близко? Как подают голоса различные животные, насекомые, птицы»?
Речевой материал:
Самолет (У) - близко - далеко; Жук (ЖЖЖ) – близко - далеко;
Пароход (Ы) - близко - далеко; Комар (ЗЗЗ) – близко - далеко;
Поезд (О) - близко - далеко; Кукушка(КУ-КУ) - близко – далеко;
Корова (МУ-МУ) - близко.
2. Задание на воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса.
Инструкция: «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина. Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина. Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».
Задание оценивалось по следующей бальной системе:
4 балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;
3 балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;
2 балла – задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;
1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
2.4 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты обследования общего речевого развития
После проведенного исследования общего речевого развития у детей с врожденным гипотиреозом были получены следующие результаты:
У 1 человек – помимо заикания присутствует псевдобульбарная дизартрия и ОНР III уровня речевого развития, нарушение произношения звуков «р», «р’»;
У 1 человек – помимо заикания присутствует псевдобульбарная дизартрия и ОНР IV уровня речевого развития, нарушение произношения звуков «р», «л»;
У 1 человека - помимо заикания присутствует стертая форма дизартрии и ЗПР;
У 1 человека - помимо заикания присутствует стертая форма дизартрии, ОНР IV уровня развития, нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
У 1 человека – помимо заикания отмечена псевдобульбарная дизартрия, интеллектуальная недостаточность, нарушено произношение сонорных звуков «р», «л».
И лишь у 2 человек – чистое заикание.
Большинство испытуемых занимаются с логопедами в настоящее время. Отмечено, что дети с врожденным гипотиреозом обращаются за логопедической помощью в любом возрасте (от 2 до 18 лет). Это связано с тем, что речевые нарушения у детей без эндокринной патологии после восьми – девяти лет в основном отсутствуют, в группе детей с врожденным гипотиреозом сохраняется процент пациентов с логопедическими нарушениями.
Среди дефектов произношения, встречающихся у детей данной группы, самыми распространенными являются нарушения звуков «р, р’, л» – 4 человека, «ш, с, з» – 1 человек.
При обследовании понимания речи было отмечено, что лица с врожденным гипотиреозом даже в среднем и старшем школьном возрасте часто неточно выполняют инструкции, понимают значения предлогов, числа, рода, падежа, снижен уровень обобщений (особенно у детей с нарушением интеллекта). Их лексический словарь отличается скудностью, они испытывают затруднения при поборе антонимов, синонимов, для большинства пациентов, не зависимо от наличия или отсутствия нарушения интеллекта характерны трудности при объяснении значений фразеологических оборотов. В результате обследования грамматического строя речи выявлялись плохо сформированные навыки словообразования и словоизменения. Дети испытывали затруднения при составлении рассказа покартинке, по серии картин, пересказ носил схематический характер.