Общая характеристика обследуемых детей
Констатирующий эксперимент проводился на базе Эндокринологического Центра РАМН, в детском стационарном отделении эндокринологии. В эксперименте участвовала группа из 7 человек: 3 мальчика и 4 девочки в возрасте от 9 до 16 лет с врожденным гипотиреозом. Все исследуемые дети относятся к группе инвалидов и находятся на постоянной поддерживающей гормональной терапии.
Прежде чем приступить к обследованию изучены основные симптомы, характеризующие детей с данной патологией. Врожденный гипотиреоз наблюдается при полном или частичном отсутствии щитовидной железы. Известен и такой врожденный дефект, когда нарушена функция образования щитовидной железой тироксина. Возможны также нарушения функции щитовидной железы в связи с внутриутробным ее повреждением.
Врожденный гипотиреоз оказывает наиболее сильное влияние на развитие головного мозга ребенка именно в первые месяцы жизни. Помимо функциональных нарушений, отчетливо задерживается рост и развитие, наблюдаются определенные изменения ряда органов и систем, отмечается вялость обменных процессов. Определенную диагностическую ценность представляет симптом врожденной и затянувшейся физиологической желтухи у новорожденных, страдающих врожденным гипотиреозом. Детям, с врожденным гипотиреозом, характерны общая мышечная слабость, что особенно отражается на развитии статических функций, и быстрая утомляемость. У детей наблюдается мышечная гипертрофия, состояния нервно-мышечного аппарата больных гипотиреозом отмечается патологическая мышечная утомляемость, у ряда больных - изменения мышечного тонуса в виде гипотонии. Прорезывание, как молочных, так и постоянных зубов запаздывает. Задерживается период полового развития у детей. При сборе анамнестических данных нередко обращает на себя внимание: крупный вес детей при рождении; позднее отпадание пупочного канатика; недостаточная прибавка в весе; затруднение глотательных движений при приеме пищи; сниженный аппетит, сонливость, вялость, склонность к запорам. Особого внимания заслуживает комплекс респираторных симптомов: затруднение или полное отсутствие носового дыхания, шумное «храпящее» дыхание, симулирующее врожденный стридор. У детей этой группы особо выражены изменения сердечно-сосудистой системы; отмечаются приглушение тонов сердца и, как правило, выраженная брадикардия. Отмечаются такие симптомы как кардиомегалия, глухость сердечных тонов, сердечные шумы, снижение систолического артериального давления, уменьшение пульсового давления, замедление сердечного ритма.
Выраженными при гипотиреозе являются симптомы, связанные с изменением функционального состояния центральной нервной системы. К этим симптомам относится замедление психической деятельности, заторможенность, задержка развития головного мозга, в некоторых случаях стойкие поражения с дегенеративными изменениями нервных клеток.
При врожденном гипотиреозе наблюдается отставание в развитии моторики: они вялые, поздно начинают сидеть и ходить. Резко задерживается речевое развитие. В области особенности интеллектуальной деятельности и структуры интеллектуального дефекта при врожденных гипотиреозах у детей имеется отчетливое снижение темпа интеллектуальной деятельности (брадифрения), ее нестойкость. Могут наблюдаться все степени умственной недостаточности - от очень тяжелых до едва заметных «замедленного умственного развития. Неврологические изменения идут, как правило, параллельно умственной недостаточности. При тяжелых формах гипотиреоза могут наблюдаться спастические параличи, общий тремор, повышение сухожильных рефлексов.
У детей выявляются характерные особенности в эмоционально-волевой сфере. Они пассивны, молчаливы, замкнуты, как бы погружены в свой мир. Интересы детей не по возрасту инфантильны.
Отмечены изменения органов голосообразования при гипотиреозе у детей.
При обследовании отмечается утолщение голосовых связок, что вызывает появление грубого голоса, а имеющееся утолщение языка и губ еще больше изменяет голос и речь. Язык утолщен, не уменьшается во рту, на краях имеются вдавления от зубов. Слизистый отек дыхательных путей может вызвать у детей стридорозное дыхание (шумное, свистящее дыхание).
Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.
На первом этапе мы проводили анализ медицинской и психолого - педагогической документации, изучали анамнестические данные детей.
В ходе второго этапа осуществлялся выбор диагностических методик и критериев оценки выполнения заданий.
Третий этап предусматривал проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов с целью разработки программы обучения.
В данном эксперименте использовались индивидуальные формы обследования, так как без учета индивидуальных особенностей детей, их личностного развития невозможно правильно подобрать индивидуальную коррекционную программу работы с ребенком.
Анамнестические сведения.
В результате исследования было выявлено:
У 2 человек (28,5%) – отрицательные факторы пренатального периода развития токсикозы первой и второй половины беременности.
У 3 человек (42,8%) – в пренатальном периоде: легкие респираторные заболевания матери во время беременности, натальный период: стремительные роды, повышенное внутричерепное давление, ПЭП.
У 2 человек (28,5%) – в пренатальном периоде развития в 1 триместр беременности проводилась апендектомия у матери.
У 3 человек (42,8%) – родовая травма, угроза выкидыша.
У 1 человека (14,2%) – был выявлен логоневроз.
У 1человек (14,2%) – гипоксия плода, судорожные приступы, симптоматическая эпилепсия.
У 2 человек (28,5%) – поражение ЦНС, задержка психомоторного развития.
У 3 человек (42,8%) - нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы: пролапс митрального клапана.
1 человек (42,8%) – нарушения со стороны зрения: частичная атрофия зрительного нерва, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, затяжная желтуха.
У 2 человек (28,5%) – отрицательных факторов пренатального, натального и постнатального периодов не выявлено.
У всех детей в анамнезе заболевания врожденный гипотириоз, аплазия щитовидной железы, диагноз был поставлен в поздние сроки развития ребенка. Данные специалистов свидетельствуют о том, что у всех детей (7 человек) состояние органов слуха и зрения в норме.
2. Раннее речевое и моторное развитие.
Со слов родителей было выявлено:
У 3 человек (42,8%) – задержка моторного развития разной степени.
У 6 человек (85,7%) - задержка моторного (3 человек) и речевого развития:
гуление – 6 – 8 месяцев;
лепет – 9 – 12 месяцев;
первые слова – 2 – 3 года;
простая фраза – 2.5 – 5года;
развернутая фраза – после 3.5 лет.
2.3 Описание экспериментальных методик
Констатирующий эксперимент был направлен на исследование следующих функций: моторных (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика); мимических; речевых; дыхательных; интонационных; исследование темпа и ритма речи, исследование степени выраженности заикания в различных видах речевой коммуникации.
Обследование общего речевого развития
Изучение общего речевого развития детей проводилось по общепринятой в логопедии методике, разработанной Р.Е.Левиной (1964,1968), Г.В.Чиркиной (1969,1983); Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой (1989). Обследование проводилось во время беседы с ребенком, в результате которой составлялось общее представление о разборчивости речи, об особенностях произношения и возможностях связного высказывания ребенка, а также об общем развитии пациента. Дидактический материал подбирался в соответствии с возрастом.
Обследование понимания речи: выполнение инструкций, понимание значения предлогов, для детей школьного возраста понимание числа, рода, падежа.
Обследование звукопроизношения осуществлялось путем называния звука изолированно и в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине слова, на конце слова и в стечениях согласных). При отборе слов учитывалось: доступность слова пониманию детей, позиция стечения в слове (позиция начала, середины и конца слова), качество составляющих стечения звуков, включающих звуки разного способа и места образования.
Данные произношения фиксировались в протокольных записях.
Обследование структуры слова включало определение количества, последовательности и качества составляющих звуков и слогов в слове.
Обследование состояния фонематического слуха проводилось на материале слов, слогов и фонем. Детям предлагались для называния предметные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фонемами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и способу образования. Проводилась игра «Найди ошибку» (правильные слова чередовались с асемантическими звукосочетаниями). Детям предлагалось повторить ряды слогов, состоящих из оппозиционных звуков и звуков, близких по акустическим признакам. При анализе полученных результатов оценивалось нарушение в различении звуков, близких по способу и месту образования, близких по акустическим признакам. Дифференциация звуков.
Обследование лексического развития позволяло получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и употребление ребенком в активном словаре знаменательных частей речи). 1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов;
б) показ и называние частей предметов;
в) уровень обобщений;
2.Словарь признаков:
1. а) подбор прилагательных к существительным:
б) подбор антонимов;
в) образование прилагательных от имен существительных;
г) образование притяжательных прилагательных.
3. Глагольный словарь:
а) кто что делает;
б) кто какой голос подает? И т.п.
В результате обследования грамматического строя речи выявлялись навыки словообразования и словоизменения:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа
б) образование уменьшительно-ласкательной формы
в) префиксальное словообразование
г) согласование прилагательных с существительными
д) согласование существительных с числительными
е) предложно-падежные формы
Обследование связной речи включало: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ из личного опыта ребенка.
Оценку речевого развития проводили согласно классификации, предложенной Т.Б. Филичевой в своей работе «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».