Нарушение темпа и ритма речи

Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.

Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым,скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным,когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым,когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метриче­скую организацию речи, т.е. ритм. Ритм речи - это ее упорядоченность, зако­номерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н.И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/сек или 0,2 сек.).

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координиро­ванная речь. Синоним - брадифразия. По мнению некоторых авторов, в пато­генезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормоз­ного процесса, который доминирует над процессом возбуждения. Проявляется замедленностью темпа внутренней и внешней речи, замедленность письма, монотонность, паузы между словами и звуками. Чаще всего является синдромом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

Тахилалия - патологическое убыстрение темпа речи. Синоним — тахифразия. Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидивам. Внешние проявления: расстройство речевого внимания; запинки; повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы. Наряду с нарушением внешней и внутренней речи наблюдаются расстройства чтения и письма, быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность, гиперактивность.

Баттаризм или кляттеринг - патологически обусловленное убыстре­ние речи, при котором слова произносятся нечетко, не договариваются. Рече­вое дыхание нарушено. Все это делает речь неразборчивой. А.Куссмауль от­мечал, что в этом случае у человека нет времени ясно разделить слова и звуки, он глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, сами фразы заменяются бормотанием.

М.Е.Хватцев писал, что при этом расстройстве «...звуки слова извергаясь из уст логопата в бешенной погоне друг за другом, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются. Целый каскад зву­ков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха».

Полтерн (нем.), то же, что тахилалия, при резком возбуждении лиц, стра­дающих ею, то есть патологически убыстренная речь с наличием прерывистости речи не судорожного характера. М.Зееман (1965) уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия». Основ­ным симптомом «тахилалии - полтерна» он считает интервербальное (внутрисловесное) ускорение, вторичными и сопутствующими симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.

Прерывистый темп речи характеризуется запинками, спотыканиями, необоснованными паузами в словах и фразах.

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками судорожного и несудорожного характера. К запинкам судорожного характера можно отне­сти логоневроз и заикание, несудорожного-полтерн и физиологические ите­рации (запинки несудорожного характера).

Запинки несудорожного характера (физиологические итерации), как отмечает М.Зееман, часто наблюдаются в детской речи и являются физиологическим признаком определенного периода развития детской речи. Если нет осложнения, это повторение проходит, как только речевые условные рефлексы ребенка укрепляются и он может с достаточной уверенностью вы­ражать свои мысли посредством речи.

У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдаются и запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук - все это может быть причиной не­обоснованных пауз, спотыкания, повторений [10].

Фазы развития заикания

Многие авторы считают, что нет общей последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Изменения в речи происходят достаточно медленно и последовательно, имеют свои закономерности и индивидуальные временные особенности.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. По­степенно появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбо­ра и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приво­дят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя внутренний порочный круг, усиливающий заикание. Более детально этот процесс рассматривается при описании фаз заикания (О. Bloodstein, 1965).

Я Фаза развития заикания

Эта фаза заикания характеризуется:

1) эпизодичность заикания; периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, сама выраженность заикания флюктуирует по тяжести. В поздних периодах первой фазы заикание становится более постоянным и выраженным;

2) запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В на­чале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруднения ис­ключительно при произнесении первого слова в предложении;

3) запинки возникают в основном при произнесении кратких частей речи, особенно предлогов, союзов и т.д.;

4) заикание усиливается под воздействием так называемого «комму­никативного давления», то есть самые большие затруднения ребенок испыты­вает, когда он возбужден, торопится и пытается о чем-либо рассказать;

5) ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать кратко­временная эмоциональная реакция. Но беспокойства, тревожности, страха ре­чи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении.

Я фаза развития заикания

Для этой фазы характерны следующие особенности:

1) нарушение речи становится хроническими, иногда тяжесть заика­ния меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать;

2) заикание проявляется при быстрой речи или в состоянии эмоцио­нального возбуждения, чаще всего происходит на многосложных словах, зна­чительно реже запинки встречаются на местоимениях и односложных словах.
Они могут оставаться на первых словах предложения, но это уже не обязатель­ные и вероятные места запинок.

3) речевой дефект осознается, дети считают себя заикающимися, но еще говорят свободно в любых ситуациях.

В этой фазе могут наблюдаться затруднения в контактах, сопутствующие движения. Расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые считают, что в особенно важных для них ситуациях могут «контролировать» свою речь, замедлять темп речи и тем самым уменьшить количество запинок. И, наоборот, речь ухудшается в момент расслабления, при общении с друзьями.

3-я фаза развития заикания

Эта фаза характеризуется следующими особенностями:

1) определенные ситуации становятся трудными для общения, и это чётко осознается заикающимися;

2) возникают постоянные трудности, связанные с произнесением оп­ределенных слов и звуков, сознательная антиципация.

В этой фазе, несмотря на уже сформировавшиеся симптомы более слож­ных расстройств речи, крайне редко встречаются пациенты с выраженным пе­реживанием страха речи или какой-то неловкости, чаще всего отсутствует тенденция избегания речи.

Третья фаза развития заикания – это практически полное становление судорожного синдрома, но без избегания ситуаций и страха речи.

O. Bloodstein отмечает весьма характерную особенность заикающихся в 3-й фазе. Это парадоксальная установка на спокойствие, несмотря на, сформировавшееся выраженное заикание. Пациент использует практиче­ски любую возможность для общения. Предложение начать лечение не вызы­вает энтузиазма и поддержки. Это характерно для детского и подросткового возраста, когда еще отсутствует мотивация для лечения, требующая волевых усилий и напряжения для систематического посещения занятий, а также зави­сящая от личностных особенностей.

Я фаза развития заикания

На этой стадии заикание вырастает в большую личностную проблему. Можно указать следующие характерные его черты:

1) возникает яркая антиципация (ожидание) заикания;

2) становятся стандартными трудности при произнесении определен­ных слов, звуков в определенных ситуациях и при определенных слушателях;

3) появляются уклончивые ответы; появляются частые замены слов;

4) отмечается избегание определенных речевых ситуаций;

5) наблюдаются другие затруднения и проявления страха речи.

Отличительная черта четвертой фазы — наличие выраженных эмоцио­нальных реакций на заикание, важнейшим проявлением чего становится избе­гание речевой ситуации. В этой фазе заикающийся предпочитает проехать не­сколько лишних остановок, чем спросить впередистоящих людей, выходят ли они на следующей остановке. Пациент испытывает выраженный страх перед кассиром в магазине, при разговоре по телефону. Особенно большое напряже­ние и страх он испытывает в школе, ожидая на уроке возможного вызова для ответа. Даже в компании друзей старается говорить меньше, чтобы избежать заикания. «Трудные» звуки и слова в этой фазе сопровождаются страхом, и если раньше заикающийся заменял слова от случая к случаю, то теперь он это делает систематически, чтобы избежать заикания. В этой фазе заикающиеся больше внимания начинают обращать на то, как окружающие реагируют на их речь, как они сами выглядят в глазах окружающих и собеседников.

Эта фаза характерна для подростков и взрослых, однако ряд особенностей и черт этой фазы наблюдаются и у детей в возрасте 10-11 лет и детей 5-7 лет [7].

Наши рекомендации