Современный аспект изучения заикания
На протяжении многовековой истории изучения и устранения заикания специалисты высказывают самые различные точки зрения по вопросу сущности этого нарушения речи, его этиопатогенетической основы, методов и приемов коррекции.
В 60-х – начале 80-х годах XX века наиболее известны исследования Р. Е. Левиной и ее сотрудников, методические рекомендации и статьи В.М. Шкловского, коллективный труд «Заикание», написанный отечественными учеными совместно с немецкими исследователями под редакцией Н. А. Власовой и К. – П. Беккер, а также работы В. А. Куршева, А. И. Богомоловой, В. И. Селеверстова, А. В. Ястребовой, Г. А. Волковой и ряда других исследователей, посвященные проблеме заикания.
Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение исследователями общего речевого развития ребенка, состояние его фонетического и лексико-грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р.М. Боскис, Е. Пишон, Б.Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И. Ю. Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего: коммуникативного намерения, программы речи, принципиального умения говорить нормально[6].
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы: при алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.). Так, Е.Пишон выделяет первая форму по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство, расценивая органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е. Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Баранова, 1963, и мн. др.)[5].
До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970).
Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное левое полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского. Он полагает, что к особому виду речевой апраксии следует отнести заикание, которое можно расценивать как своеобразное нарушение реципрокного взаимодействия полушарий. Автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникшим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у взрослого часто становятся доминирующими[7].
А. И. Богомолова (1977), являющаяся представителем чисто дидактического подхода считала, что невротические проявления - это следствие заикания и полностью зависит от состояния речи. В процессе логопедических занятий невротические наслоения исчезают, по мере того как наступает улучшение речи. В ее работе недооценивается роль предрасполагающих заболеваний нервной системы в этиопатогенезе этой сложной речевой патологии. Согласиться с подобными утверждениями -значит перечеркнуть все прогрессивные взгляды на теорию и практику лечения заикания, которые высказывались в трудах Х. Лагузена, И. А. Сикорского и многих других и современных исследователей [8].
Монография В. А. Ковшикова, написана с позиций учитывающих многообразие этиопатогенетических факторов и клинических особенностей заикания. Автор считает, что в развитии большинства случаев заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие факторы действуют опосредованно через психическое травмирование.
В некоторых случаях заикание развивается за счет нарушения нейродинамических механизмов. Такое представление о причинах заикания совпадает с точкой зрения многих авторов, рассматривающих заикание как одну из форм невроза.
В этот же период в России публикуется ряд научных трудов, основанных на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикания. Это работы В. М. Шкловского, статья В. А. Ковшикова, глава из «Логопедии» К.П. Беккер и М. Совак.
Глубокий научно обоснованный анализ нервно-психического фона, на котором протекает заикание, приводится в монографии «Заикание», изданной под редакцией Н. А. Власовой и К.П. Беккер.
В главе «Этиология заикания» авторы высказывают правильные теоретические положения о роли в этиопатогенезе заикания и выделяют так называемое эволюционное заикание, возникающее у детей в период формирования речи. Этот вид расценивается во всех случаях как невроз.
Так же как Н. П. Тяпугин и М. Е. Хватцев и другие исследователи, подробно анализируют причины заикания (органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность, наследственность и другие), определяя их как индивидуальную предрасположенность, которую они вполне правомерно связывают с развитием характерологических особенностей личности. Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт.,1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполушарных отношениях.
Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;
2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания.
В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.
Механизмы возникновения заикания многообразны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). В других случаях - как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство[5].
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать вывод, что по своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство и нельзя утверждать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства общей и речевой моторики, нервной системы заикающихся, их физического здоровья, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Эти отклонения в психофизическом состоянии заикание заикающихся детей в разных случаях проявляется по-разному. Тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных.
Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца всей сути проблемы.
Большинство отечественных ученых относит заикание к неврозам. При этом одни исследователи склонны рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский), другие — как особую форму будущего невроза (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, С.С.Ляпидевский Н.И.Жинкин и др.).
Патогенез заикания, условно обозначаемого как органическое, состоит в нарушении координации процессов дыхания, голосоведения и артикуляции.
По мнению Н.И. Жинкина, М. Зеймана, В.М. Шкловского механизм заикания представляет собой случай специфической патологической формы срыва индукционных отношений между корой головного мозга и подкорковыми структурами.
В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.
Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества больших полушарий головного мозга. Она представляет собой скопление серого вещества, образующее базальные ядра. С развитием головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчинение к коре головного мозга. Она обеспечивает фон «предуготовности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцируемые движения. Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. Иными словами, необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движений в процессе обучения приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов.
Заикание является следствием динамических нарушений стриопаллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если этот регулятор блокируется, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений по типу тика или тонического спазма. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство речевого автоматизма и повышается тонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.
По мнению Т.Г. Визель, в некоторых случаях причина заикания заключается в ненормативном характере взаимодействий полушарий мозга, возникает межполушарный конфликт. В борьбу за приоритет вступают правополушарный способ говорения - ритмизированная речь и левополушарный способ - неритмизированная, апериодическая речь. У заикающихся каждое полушарие в отдельности функционирует нормально. Со стороны левого полушария не отмечается дефектов речевого развития. Правое полушарие также способно к ритмическим видам деятельности: к музыке, рисованию и т.д. Речь детей в просодическом отношении ритмически правильно организована и нюансирована. Функциональная состоятельность каждого полушария и приводит к конфликту в «борьбе за лидерство». Правое полушарие должно подчиниться смысловой программе левого, т.е. смысл должен стать доминантным, а ритм субдоминантным. «Сопротивление» правого полушария переходу на субдоминантное положение и является основным механизмом развивающегося в этих случаях заикания. Таким образом, причиной заикания является нарушение нормативных закономерностей полушарной материализации ритмического компонента просодии [1].
В настоящее время можно выделить две группы причин заикания предрасполагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать возникновению заикания, так и непосредственно вызывать его.
Этиология заикания
Если рассматривать этиологию заикания с позиции прошлых веков, то еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные заболевания, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствии инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс 1931) [5].
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.).
Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности ребенка многообразны. Так, расстройства могут быть вызваны частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими организм ребенка в целом. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой. Такое бывает в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.
Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности ребенка является педагогическая запущенность, неправильные приемы его воспитания.
Сюда относится неблагоприятная нервозная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может нанести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание.
На наличие нервозной обстановки в семьях, где впоследствии развивается у детей заикание, указывают многие авторы: Н.А.Власова, К.П.Беккер, Л.Я.Миссуловин, М.И.Иогихес, Р.Е.Левина и др.
Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Но неправильно будет считать, что нервные потрясения, вызванные испугом - единственная причина заикания.
Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: страшный сон, собака и т.п., однако, заикаются, как мы видим, далеко не все.
Заикание может возникнуть от запинок несудорожного характера (интерация) по типу зафиксированного патологического рефлекса.
Физиологические итерации (от лат.- повторять), по мнению некоторых авторов (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт), свойственны 80% детей в период активного формирования у них фазовой речи (2-5 лет), когда развитие мышления опережает развитие речевых возможностей. Если нет осложнений, эти повторения проходят, как только ребенок приобретает укреплением речевыхусловных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.
Как было сказано выше, в настоящее время можно выделить две группы причин заикания - предрасполагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие: невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3 - 4 года); повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.
Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссияподражание заикающимся; переучивание леворукости; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания [5].
Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с изменением социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный период, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте и т.д.). Таким образом, на возникновение заикания влияет не одна причина, а сложный комплекс условий.
Симптоматика заикания
Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психологические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.
На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).
К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, и все-таки приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. И.А. Сикорским было выделено 16 форм судорог. Судороги различаются по формеречевые судороги могут быть (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: «т - ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-поль».
При смешанных судорогах одновременно встречаются клонические и тонические судороги: «т-то-то-поль». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикулляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей Ц.Н.С. и он, следовательно, работает как нерасчленимое целое.
В зависимости от места возникновения, речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.