Вречавание и медицины др. греции

1. История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный (XI—IX вв.до н. э.), 3) полисный (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.). В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты (табл. 8).

3.

9. Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так :ложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за "ределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских поселениях. Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в зосточной части Эгейского моря) и ки-ренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения : них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон ^а юге современной Италии), книд-::<ая (г. Книд на западном побережье Малой Азии), силицийская (о. Сици-юя) и косская (о. Кос в восточной =асти Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.Кротонская врачебная л ко л а достигла своего расцвета уже г VI в. до н..Книдская врачебная шко-л а стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представля-лость как результат их благоприятного смешения (греч. eukrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyskrasia) расценивалось как причина большинства болезней. Сицилийская врачебная школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта (греч. Ет-pedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.) и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Нвброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания.



8. В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой

древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока:

египетской, вавилонской, индийской.

Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на

эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов,

заклинаний, магических приемов и т. п.”

6. В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая. 7. Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции иукрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, чтоявилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периодуистории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовоймедицины.Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VIIв. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнутыпервые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, ониносили “лечебно санаторный характер”.В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщаютболее чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилищеАсклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленныеархитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовоймедицине Древней Греции.На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня,библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюдувозвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники,воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались текстыо случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежнобольным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозныеправила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением илисмертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносилжертву богам.После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытыхгалереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушенияи гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих сновсоставляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главнымисредствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодныеомовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаевне упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошопроверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали своиприемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецычасто приглашали на помощь светских врачей.В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частейсвоего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены

5.Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея.В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия.Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем.

2. Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Древний Рим

18.В конце первого – начале второго века во всех подразделениях (легионах, когортах, аллах и во всех родах римских войск) появились врачи-профессионалы. В каждом легионе (легионы комплектовались из состоятельных римских граждан из провинций; их служба хорошо оплачивалась, и после отставки они получали расчетную сумму и участок земли, в каждом легионе состояло по 5-6 тыс. человек; каждый легион состоял из 10 когорт) был легионный врач, каждая когорта имела четырех врачей. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных – валентрудии по одному на каждые три-четыре легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовались для ухода за больными. Эти врачи, в сущности, представляли собой обыкновенных солдат, принадлежавшим к низшим ступеням должностной лестницы и находившимся в непосредственном подчинении у трибунов легиона.Гораздо более высокое положение занимали врачи тех войсковых частей, которые составляли гарнизоны столицы, в особенности врачи преторианцев, врачи, служившие в предназначенной для обороны Рима врачи войск полиции. Кроме того, можно считать несомненным, что наряду с военными врачами в собственном смысле слова, в частях войск работали также вольнопрактикующие врачи, которые, не занимая официального положения в армии, отдавали ей свой досуг, наподобие врачей-консультантов.

19. Цельс--Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Artes» («Искусства»),1 составленной Авлом Корнелием Цельсом (Ce'sus, Aulus Cornelius, 30/25 гг. до н. э. — 45/50 гг. н. э.) на латинском языке. До нас дошли лишь восемь томов (VI—XIII), посвященных медицине («De medicina», рис. 57); они были обнаружены в середине XV в. (ок. 1443 г.) и впервые изданы во Флоренции в 1478 г. Будучи широкообразованным человеком и богатым рабовладельцем, Цельс привлек большой штат переводчиков и копиистов, которые переводили многочисленные труды по философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу греческих, александрийский, индийских и других авторов; многие из этих сочинений до наших дней не сохранились, и мы знаем о них только благодаря Цельсу (например, о трудах Герофила и Эразистрата — без трактата Цельса в истории александрийской врачебной школы был бы существенный пробел).

20. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда ошибочных положений этого учения потребовали многих столетий. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80 Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние.органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Прежде всего это справедливо в отношении древнегреческой философии. вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (Lucretius Carus, Titus, ок. 96—55 гг. до н. э.). Его поэма «О природе вещей» («De rerum natura») в шести книгах (переведенная на русский язык с подробными комментариями) явилась энциклопедией того времени. В поэме «О природе вещей» Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц — атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает свои представления о заразных болезнях:

16. Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов — эдилов (от лат. aedes — храм), которые не были врачами. Эдилы следили за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100—44 гг. До н.э.) о муниципиях посвящает этому ряд параграфов. В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков (от лат. aqua — вода, ductus— проведение), так как подземные источники уже- не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак в IV в. до н. э. была настолько загрязнена, что использование ее в качестве питьевой запрещалось законом. Первый акведук в столице республики г. Риме . Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов. Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук. Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. В произведении неизвестного поэта в следующих словах говорится о целебных свойствах бани:

17. В Древнем Риме закон предусматривал ответственность врача только за "грубые ошибки".Таким образом, в Древних Греции и Риме уже имела мес-это государственная регламентация врачебной деятельности в отличие от Вавилонии, где медицинская помощь зависела только от социальной принадлежности.

Наши рекомендации