Формирующаяся медицина, виды медицины, медицина как явление культуры
История СГМА
1. Смоленская губерния к началу XX века оставалась типично аграрной. Более 90% ее жителей проживало в деревне и занималось сельским хозяйством, городское население составляло чуть более 120 тыс. человек. В начале ХХ века в Смоленске работало два образовательных института. Археологический был открыт в 1910 году на частные средства как филиал московского. Учительский институт работал с 1912 года, высшего образования не давал. Вопрос о создании в Смоленске университета для подготовки педагогов и врачей обсуждался еще до начала первой мировой войны. Одна из таких попыток была предпринята в 1909 году, о чем свидетельствуют архивы Смоленской земской Управы. Удобная для этого ситуация была связана с планами правительства перевести в глубь России Императорский Варшавский университет. Преподавание в нем велось русскими профессорами, на русском языке. В процессе национально-освободительного движения, в 1905 году польская молодежь, исторически составлявшая 60-70 % его студентов, объявила бойкот русского вуза. В период первой мировой войны недостаток врачей в губернии стал еще более явным. В 1915 году медицинский факультет Варшавского университета в связи с военными действиями был переведен не в Смоленск, а в Ростов-на-Дону. В том же году Смоленское земство предпринимало попытку организации эвакуации в город медицинского факультета Юрьевского университета. Но помешали обстоятельства чисто военного характера. Смоленск также был прифронтовым городом: с 1915 года здесь располагались тыловые части, а позднее – и штаб Западного фронта Русской армии. Решением правительства медицинский факультет из Юрьева в 1918 году был эвакуирован в Воронеж.
2. Положение Смоленской губернии с 1914 по 1920 годы оставалось крайне тяжелым. Кроме продовольственных, топливных, транспортных проблем большую угрозу представляли эпидемии сыпного и брюшного тифа, сифилиса и других инфекционных заболеваний. Усугубилась проблема недостатка медицинских, в особенности врачебных, кадров. С осени 1917 года здесь, вначале на добровольных началах, а затем и в связи с принятием в октябре 1918 года декрета о всеобщей воинской повинности, началась массовая мобилизация населения в Красную Армию. Четыре такие мобилизации на протяжении 1918-1920 года привели к тому, что учреждения здравоохранения остались практически без врачей. Периоды становления СГМА: 1факультетский(4 апреля 1920-1929),2становления(1929-41),3СГМИ в годы войны(1941-45),4восстановления и дальнейшего развития(1944-94),5академический(15 июня 1994)
3. На первых порах медфак испытывал огромные трудности: недостаток профессорско-преподавательских кадров, помещений, оборудования, а также финансовые, топливные и продовольственные затруднения. Только в сентябре 1920 года сделали набор на первый курс, как отступающие войска Западного фронта чуть было не лишили зданий будущих медиков и других студентов Смоленского университета. Дошло даже до прямого обращения учёных к Ленину. Владимир Ильич категорически запретил военным выселять университет, а те помещения, которые были уже заняты, приказал вернуть.
4. Далее количество трудностей отнюдь не убавилось. Свидетельство эпохи: когда в 1923 году медицинский факультет лишили госфинансирования и перекинули на местный бюджет, смоленские власти выделили студентам и работникам вуза… подсобное хозяйство Александровка, что в ближнем пригороде по Краснинскому шоссе. В нём было четыре лошади и пять коров. Профессора и молодёжь своими силами обрабатывали землю. А ещё большим событием тогда стало открытие бани в университетском дворе.Ректор СГУ В.К.Сережников, Первый декан медфака Б.Л.Пацевич, Декан медфака М.А.Дыхно. Уже в период организации смоленского медфака (1919-1923) большинство кафедр возглавили по-настоящему опытные и знающие специалисты – ученые и педагоги. Так, организатором и первым профессором кафедры анатомии в 1920 году явился один из крупнейших специалистов того времени, профессор Московского университета П.И.Карузин. Его преемником – еще один ученик профессора П.Ф.Лесгафта В.В.Бутыркин. Первым деканом медицинского факультета СГУ и профессором кафедры микробиологии стал ученик Г.Н.Габричевского Б.Л.Пацевич, который, будучи помощником директора первого в стране Московского Бактериологического института, переехал в 1911 году в Смоленск, чтобы организовать здесь подобное учреждение. По рекомендации профессора И.П.Павлова на кафедру физиологии обсуждалась кандидатура доктора медицины, профессора Новочеркасского педагогического института Н.А.Попова, позднее ее возглавил ученик Н.Е.Введенского Д.С.Воронцов. Кафедры факультетской и оперативной хирургии возглавил ученик профессора С.И.Спасокукоцкого Б.Э.Линберг. По рекомендации М.В.Яновского, Ф.Г.Яновского, Д.Д.Плетнева руководителями трех терапевтических кафедр в Смоленске стали ученики профессора М.В.Яновского Г.Я.Гуревич, А.И.Иванов, К.В.Пунин.
5. В 1898 году Спасокукоцкий начинает самостоятельную хирургическую деятельность в Смоленской губернской больнице. В 1898 году Сергей Иванович защитил по пластическим ампутациям диссертацию на степень доктора медицины. Разработанная им техника применения 8-образных съемных швов получила широкое распространение в хирургической практике.
6. Славные традиции, сформировавшиеся и заложенные в основу деятельности медицинского факультета СГУ в результате поистине героических усилий его первых профессоров позволили пережить трудности этапа становления и оказаться в середине 30-х годов среди крупнейших высших медицинских школ СССР.
7. С февраля 1934 года по 15.3.1937 возглавлял Наркомат здравоохранения РСФСР и одновременно с 1935 года главный санитарный инспектор СССР, а с 20.7.1936 по 25.6.1937 также ещё возглавлял и Наркомат здравоохранения СССР. Вместе с Н. А. Семашко являлся основоположником профилактического направления советской медицины. Среди медиков поддерживал близкие отношения с И. П. Павловым, С. Г. Левитом и другими.В июле 1935 года имя Г. Н. Каминского было присвоено Смоленскому медицинскому институту; его имя также носили некоторые другие учреждения.
8. В 1930 году в соответствии с решением центрального правительства Смоленский государственный университет разделился на два отраслевых вуза: педагогический и медицинский институты. Последний перешёл в систему Народного комиссариата здравоохранения. Так началась история СГМА как самостоятельного учебного заведения. В Смоленском мединституте был создан один факультет – лечебно-профилактический – с двумя отделениями, дневным и вечерним. Первым директором института назначили доцента Фёдора Степановича Быкова, который руководил вузом до 1938 года. Позже на этом посту его сменил Василий Абрамович Батанов, который руководил вузом до 1950 года. К 1933 году были организованы два новых факультета: санитарно-профилактический с эпидемиологическим отделением и факультет охраны материнства и младенчества с двумя отделениями – педиатрическим и акушерско-гинекологическим.
9. В годы Великой Отечественной войны сотни выпускников, студентов, сотрудников и преподавателей Смоленского мединститута работали в медсанбатах и госпиталях, участвовали в сражениях, партизанили, погибали под обстрелами и на передовой. Осенью 1967 года в их память на территории вуза был установлен обелиск. На граните выбиты имена тех, кто не вернулся с фронта. Вечная слава медикам – участникам и ветеранам войны! Часть профессорско-преподавательского состава была эвакуирована и работала в различных институтах страны, продолжая готовить врачебные кадры. Имущество вуза перевезли в Саратов. Когда Красная Армия освободила Смоленск, обнаружилось, что за исключением главного здания, которое было взорвано, но не сгорело, учебная и общежитская база мединститута уничтожена. Также были уничтожены и здания большинства лечебных учреждений города, которые являлись клиническими базами. Из действующей армии был срочно отозван Василий Батанов. Весной 1944 года ему приказали немедленно приступить к восстановлению Смоленского государственного мединститута. С осени 1944 года были возобновлены занятия не только на первом, но и на последующих курсах. Первый послевоенный выпуск врачей состоялся в июле 1945-го.
10. В 1950 году решением Мини стерства здравоохранения РСФСР ректором СГМИ назначен Григорий Михайлович Стариков (1908-1978). Выпускник мединститута (1935), ординатор, затем ассистент кафедры оториноларингологии, доцент. Стариков внёс большой вклад в развитие вуза, его материально-технической базы, строительство учебных корпусов и общежитий. При его непосредственном участии были открыты стоматологический и педиатрический факультеты, подготовительное отделение. В это время СГМИ возрождается как один из крупнейших медицинских вузов страны, выводит материально-техническую базу на современный уровень, делает большие шаги в научной и образовательной работе. В 1994 году Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию преобразовал Смоленский государственный медицинский институт в Смоленскую государственную медицинскую академию (СГМА).С 1970-х годов и поныне СГМА является центром медицинской науки, подготовки врачебных кадров и лечебно-профилактической деятельности. Академия осуществляет подготовку врачей для Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Калининградской и других областей Российской Федерации, а также для зарубежных стран. По всем параметрам и оценкам СГМА входит в тройку ведущих вузов региона, причём чаще всего занимает первое место в этой тройке. Обучаться в медакадемии непросто, но престижно. Диплом СГМА котируется на профильном рынке труда.
11. В 1995-2008 гг. пост ректора медакадемии занимал Владимир Григорьевич Плешков. Выпускник СГМИ (1968). С 1986 года - ассистент, с 1988 года – доцент, с 1993 года - завкафедрой общей хирургии с курсом повышения квалификации врачей-хирургов. В 1989-1993 гг. – декан педиатрического факультета. В 1993-1995 гг. – проректор по учебной работе. В 1995-2008 гг. – ректор СГМА. С 2008 года В.Г. Плешков – президент СГМА. Доктор медицинских наук, профессор. Академик РАЕН, заслуженный работник высшей школы. Награждён медалью Альберта Швейцера. Лауреат премии Петра Великого. Ректор года-2005 среди руководителей медвузов России по версии «Медицинской газеты».Ныне ректор Смоленской медицинской академии – Игорь Викторович Отвагин, доктор медицинских наук. На этот пост он избран с должности начальника областного Департамента здравоохранения в 2008 году, ранее более 20 лет отдал вузу. Выпускник СГМА. В марте 2010 года И.В. Отвагин стал депутатом Смоленского городского Совета с самым высоким избирательским рейтингом в областном центре. Академия имеет в своем составе пять специализированных факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, факультет высшего сестринского образования) и два дополнительных (факультет иностранных учащихся, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов). Обучение студентов проходит на 65 кафедрах вуза, расположенных на учебных базах академии и в лечебных учреждениях Смоленска. Академия имеет прочные международные научные контакты, является организатором ряда интернациональных научных симпозиумов и конференций. Мировое признание академии подтверждается избранием учёных вуза членами зарубежных и международных академий. СГМА активно сотрудничает с учреждениями РАН и РАМН.
12. Научно-исследовательская работа проводится на всех кафедрах академии и в четырёх научных подразделениях: научно-исследовательском институте антимикробной химиотерапии (НИИ АХ), центральной научно-исследовательской лаборатории, проблемной научно-исследовательской лаборатории клинической биофизики и метаболической терапии, проблемной научно-исследовательской лаборатории ультразвуковых исследований и малоинвазивных технологий. В академии издаются научные журналы «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия», «Вестник Смоленской медицинской академии», «Медицинские вести регионов», интернет-журналы «Головная боль» и «Математическая морфология». В академии функционируют два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. В этом году будет открыт ещё один такой совет.
Древний Рим
18.В конце первого – начале второго века во всех подразделениях (легионах, когортах, аллах и во всех родах римских войск) появились врачи-профессионалы. В каждом легионе (легионы комплектовались из состоятельных римских граждан из провинций; их служба хорошо оплачивалась, и после отставки они получали расчетную сумму и участок земли, в каждом легионе состояло по 5-6 тыс. человек; каждый легион состоял из 10 когорт) был легионный врач, каждая когорта имела четырех врачей. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных – валентрудии по одному на каждые три-четыре легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовались для ухода за больными. Эти врачи, в сущности, представляли собой обыкновенных солдат, принадлежавшим к низшим ступеням должностной лестницы и находившимся в непосредственном подчинении у трибунов легиона.Гораздо более высокое положение занимали врачи тех войсковых частей, которые составляли гарнизоны столицы, в особенности врачи преторианцев, врачи, служившие в предназначенной для обороны Рима врачи войск полиции. Кроме того, можно считать несомненным, что наряду с военными врачами в собственном смысле слова, в частях войск работали также вольнопрактикующие врачи, которые, не занимая официального положения в армии, отдавали ей свой досуг, наподобие врачей-консультантов.
19. Цельс--Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Artes» («Искусства»),1 составленной Авлом Корнелием Цельсом (Ce'sus, Aulus Cornelius, 30/25 гг. до н. э. — 45/50 гг. н. э.) на латинском языке. До нас дошли лишь восемь томов (VI—XIII), посвященных медицине («De medicina», рис. 57); они были обнаружены в середине XV в. (ок. 1443 г.) и впервые изданы во Флоренции в 1478 г. Будучи широкообразованным человеком и богатым рабовладельцем, Цельс привлек большой штат переводчиков и копиистов, которые переводили многочисленные труды по философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу греческих, александрийский, индийских и других авторов; многие из этих сочинений до наших дней не сохранились, и мы знаем о них только благодаря Цельсу (например, о трудах Герофила и Эразистрата — без трактата Цельса в истории александрийской врачебной школы был бы существенный пробел).
20. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда ошибочных положений этого учения потребовали многих столетий. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80 Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние.органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи. Прежде всего это справедливо в отношении древнегреческой философии. вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (Lucretius Carus, Titus, ок. 96—55 гг. до н. э.). Его поэма «О природе вещей» («De rerum natura») в шести книгах (переведенная на русский язык с подробными комментариями) явилась энциклопедией того времени. В поэме «О природе вещей» Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц — атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает свои представления о заразных болезнях:
16. Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов — эдилов (от лат. aedes — храм), которые не были врачами. Эдилы следили за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100—44 гг. До н.э.) о муниципиях посвящает этому ряд параграфов. В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков (от лат. aqua — вода, ductus— проведение), так как подземные источники уже- не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак в IV в. до н. э. была настолько загрязнена, что использование ее в качестве питьевой запрещалось законом. Первый акведук в столице республики г. Риме . Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов. Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук. Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. В произведении неизвестного поэта в следующих словах говорится о целебных свойствах бани:
17. В Древнем Риме закон предусматривал ответственность врача только за "грубые ошибки".Таким образом, в Древних Греции и Риме уже имела мес-это государственная регламентация врачебной деятельности в отличие от Вавилонии, где медицинская помощь зависела только от социальной принадлежности.
История СГМА
1. Смоленская губерния к началу XX века оставалась типично аграрной. Более 90% ее жителей проживало в деревне и занималось сельским хозяйством, городское население составляло чуть более 120 тыс. человек. В начале ХХ века в Смоленске работало два образовательных института. Археологический был открыт в 1910 году на частные средства как филиал московского. Учительский институт работал с 1912 года, высшего образования не давал. Вопрос о создании в Смоленске университета для подготовки педагогов и врачей обсуждался еще до начала первой мировой войны. Одна из таких попыток была предпринята в 1909 году, о чем свидетельствуют архивы Смоленской земской Управы. Удобная для этого ситуация была связана с планами правительства перевести в глубь России Императорский Варшавский университет. Преподавание в нем велось русскими профессорами, на русском языке. В процессе национально-освободительного движения, в 1905 году польская молодежь, исторически составлявшая 60-70 % его студентов, объявила бойкот русского вуза. В период первой мировой войны недостаток врачей в губернии стал еще более явным. В 1915 году медицинский факультет Варшавского университета в связи с военными действиями был переведен не в Смоленск, а в Ростов-на-Дону. В том же году Смоленское земство предпринимало попытку организации эвакуации в город медицинского факультета Юрьевского университета. Но помешали обстоятельства чисто военного характера. Смоленск также был прифронтовым городом: с 1915 года здесь располагались тыловые части, а позднее – и штаб Западного фронта Русской армии. Решением правительства медицинский факультет из Юрьева в 1918 году был эвакуирован в Воронеж.
2. Положение Смоленской губернии с 1914 по 1920 годы оставалось крайне тяжелым. Кроме продовольственных, топливных, транспортных проблем большую угрозу представляли эпидемии сыпного и брюшного тифа, сифилиса и других инфекционных заболеваний. Усугубилась проблема недостатка медицинских, в особенности врачебных, кадров. С осени 1917 года здесь, вначале на добровольных началах, а затем и в связи с принятием в октябре 1918 года декрета о всеобщей воинской повинности, началась массовая мобилизация населения в Красную Армию. Четыре такие мобилизации на протяжении 1918-1920 года привели к тому, что учреждения здравоохранения остались практически без врачей. Периоды становления СГМА: 1факультетский(4 апреля 1920-1929),2становления(1929-41),3СГМИ в годы войны(1941-45),4восстановления и дальнейшего развития(1944-94),5академический(15 июня 1994)
3. На первых порах медфак испытывал огромные трудности: недостаток профессорско-преподавательских кадров, помещений, оборудования, а также финансовые, топливные и продовольственные затруднения. Только в сентябре 1920 года сделали набор на первый курс, как отступающие войска Западного фронта чуть было не лишили зданий будущих медиков и других студентов Смоленского университета. Дошло даже до прямого обращения учёных к Ленину. Владимир Ильич категорически запретил военным выселять университет, а те помещения, которые были уже заняты, приказал вернуть.
4. Далее количество трудностей отнюдь не убавилось. Свидетельство эпохи: когда в 1923 году медицинский факультет лишили госфинансирования и перекинули на местный бюджет, смоленские власти выделили студентам и работникам вуза… подсобное хозяйство Александровка, что в ближнем пригороде по Краснинскому шоссе. В нём было четыре лошади и пять коров. Профессора и молодёжь своими силами обрабатывали землю. А ещё большим событием тогда стало открытие бани в университетском дворе.Ректор СГУ В.К.Сережников, Первый декан медфака Б.Л.Пацевич, Декан медфака М.А.Дыхно. Уже в период организации смоленского медфака (1919-1923) большинство кафедр возглавили по-настоящему опытные и знающие специалисты – ученые и педагоги. Так, организатором и первым профессором кафедры анатомии в 1920 году явился один из крупнейших специалистов того времени, профессор Московского университета П.И.Карузин. Его преемником – еще один ученик профессора П.Ф.Лесгафта В.В.Бутыркин. Первым деканом медицинского факультета СГУ и профессором кафедры микробиологии стал ученик Г.Н.Габричевского Б.Л.Пацевич, который, будучи помощником директора первого в стране Московского Бактериологического института, переехал в 1911 году в Смоленск, чтобы организовать здесь подобное учреждение. По рекомендации профессора И.П.Павлова на кафедру физиологии обсуждалась кандидатура доктора медицины, профессора Новочеркасского педагогического института Н.А.Попова, позднее ее возглавил ученик Н.Е.Введенского Д.С.Воронцов. Кафедры факультетской и оперативной хирургии возглавил ученик профессора С.И.Спасокукоцкого Б.Э.Линберг. По рекомендации М.В.Яновского, Ф.Г.Яновского, Д.Д.Плетнева руководителями трех терапевтических кафедр в Смоленске стали ученики профессора М.В.Яновского Г.Я.Гуревич, А.И.Иванов, К.В.Пунин.
5. В 1898 году Спасокукоцкий начинает самостоятельную хирургическую деятельность в Смоленской губернской больнице. В 1898 году Сергей Иванович защитил по пластическим ампутациям диссертацию на степень доктора медицины. Разработанная им техника применения 8-образных съемных швов получила широкое распространение в хирургической практике.
6. Славные традиции, сформировавшиеся и заложенные в основу деятельности медицинского факультета СГУ в результате поистине героических усилий его первых профессоров позволили пережить трудности этапа становления и оказаться в середине 30-х годов среди крупнейших высших медицинских школ СССР.
7. С февраля 1934 года по 15.3.1937 возглавлял Наркомат здравоохранения РСФСР и одновременно с 1935 года главный санитарный инспектор СССР, а с 20.7.1936 по 25.6.1937 также ещё возглавлял и Наркомат здравоохранения СССР. Вместе с Н. А. Семашко являлся основоположником профилактического направления советской медицины. Среди медиков поддерживал близкие отношения с И. П. Павловым, С. Г. Левитом и другими.В июле 1935 года имя Г. Н. Каминского было присвоено Смоленскому медицинскому институту; его имя также носили некоторые другие учреждения.
8. В 1930 году в соответствии с решением центрального правительства Смоленский государственный университет разделился на два отраслевых вуза: педагогический и медицинский институты. Последний перешёл в систему Народного комиссариата здравоохранения. Так началась история СГМА как самостоятельного учебного заведения. В Смоленском мединституте был создан один факультет – лечебно-профилактический – с двумя отделениями, дневным и вечерним. Первым директором института назначили доцента Фёдора Степановича Быкова, который руководил вузом до 1938 года. Позже на этом посту его сменил Василий Абрамович Батанов, который руководил вузом до 1950 года. К 1933 году были организованы два новых факультета: санитарно-профилактический с эпидемиологическим отделением и факультет охраны материнства и младенчества с двумя отделениями – педиатрическим и акушерско-гинекологическим.
9. В годы Великой Отечественной войны сотни выпускников, студентов, сотрудников и преподавателей Смоленского мединститута работали в медсанбатах и госпиталях, участвовали в сражениях, партизанили, погибали под обстрелами и на передовой. Осенью 1967 года в их память на территории вуза был установлен обелиск. На граните выбиты имена тех, кто не вернулся с фронта. Вечная слава медикам – участникам и ветеранам войны! Часть профессорско-преподавательского состава была эвакуирована и работала в различных институтах страны, продолжая готовить врачебные кадры. Имущество вуза перевезли в Саратов. Когда Красная Армия освободила Смоленск, обнаружилось, что за исключением главного здания, которое было взорвано, но не сгорело, учебная и общежитская база мединститута уничтожена. Также были уничтожены и здания большинства лечебных учреждений города, которые являлись клиническими базами. Из действующей армии был срочно отозван Василий Батанов. Весной 1944 года ему приказали немедленно приступить к восстановлению Смоленского государственного мединститута. С осени 1944 года были возобновлены занятия не только на первом, но и на последующих курсах. Первый послевоенный выпуск врачей состоялся в июле 1945-го.
10. В 1950 году решением Мини стерства здравоохранения РСФСР ректором СГМИ назначен Григорий Михайлович Стариков (1908-1978). Выпускник мединститута (1935), ординатор, затем ассистент кафедры оториноларингологии, доцент. Стариков внёс большой вклад в развитие вуза, его материально-технической базы, строительство учебных корпусов и общежитий. При его непосредственном участии были открыты стоматологический и педиатрический факультеты, подготовительное отделение. В это время СГМИ возрождается как один из крупнейших медицинских вузов страны, выводит материально-техническую базу на современный уровень, делает большие шаги в научной и образовательной работе. В 1994 году Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию преобразовал Смоленский государственный медицинский институт в Смоленскую государственную медицинскую академию (СГМА).С 1970-х годов и поныне СГМА является центром медицинской науки, подготовки врачебных кадров и лечебно-профилактической деятельности. Академия осуществляет подготовку врачей для Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Калининградской и других областей Российской Федерации, а также для зарубежных стран. По всем параметрам и оценкам СГМА входит в тройку ведущих вузов региона, причём чаще всего занимает первое место в этой тройке. Обучаться в медакадемии непросто, но престижно. Диплом СГМА котируется на профильном рынке труда.
11. В 1995-2008 гг. пост ректора медакадемии занимал Владимир Григорьевич Плешков. Выпускник СГМИ (1968). С 1986 года - ассистент, с 1988 года – доцент, с 1993 года - завкафедрой общей хирургии с курсом повышения квалификации врачей-хирургов. В 1989-1993 гг. – декан педиатрического факультета. В 1993-1995 гг. – проректор по учебной работе. В 1995-2008 гг. – ректор СГМА. С 2008 года В.Г. Плешков – президент СГМА. Доктор медицинских наук, профессор. Академик РАЕН, заслуженный работник высшей школы. Награждён медалью Альберта Швейцера. Лауреат премии Петра Великого. Ректор года-2005 среди руководителей медвузов России по версии «Медицинской газеты».Ныне ректор Смоленской медицинской академии – Игорь Викторович Отвагин, доктор медицинских наук. На этот пост он избран с должности начальника областного Департамента здравоохранения в 2008 году, ранее более 20 лет отдал вузу. Выпускник СГМА. В марте 2010 года И.В. Отвагин стал депутатом Смоленского городского Совета с самым высоким избирательским рейтингом в областном центре. Академия имеет в своем составе пять специализированных факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, факультет высшего сестринского образования) и два дополнительных (факультет иностранных учащихся, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов). Обучение студентов проходит на 65 кафедрах вуза, расположенных на учебных базах академии и в лечебных учреждениях Смоленска. Академия имеет прочные международные научные контакты, является организатором ряда интернациональных научных симпозиумов и конференций. Мировое признание академии подтверждается избранием учёных вуза членами зарубежных и международных академий. СГМА активно сотрудничает с учреждениями РАН и РАМН.
12. Научно-исследовательская работа проводится на всех кафедрах академии и в четырёх научных подразделениях: научно-исследовательском институте антимикробной химиотерапии (НИИ АХ), центральной научно-исследовательской лаборатории, проблемной научно-исследовательской лаборатории клинической биофизики и метаболической терапии, проблемной научно-исследовательской лаборатории ультразвуковых исследований и малоинвазивных технологий. В академии издаются научные журналы «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия», «Вестник Смоленской медицинской академии», «Медицинские вести регионов», интернет-журналы «Головная боль» и «Математическая морфология». В академии функционируют два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. В этом году будет открыт ещё один такой совет.
Формирующаяся медицина, виды медицины, медицина как явление культуры
1. Медицина (латинское medicina, от medicus — врачебный, лечебный, medeor — лечу, исцеляю), система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
2. Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины: 1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы; 2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться; 3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после – железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. Д.Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Следующим периодом развития было получение людьми огня. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу.Так, из поколения в поколение передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие из них можно употреблять в пищу, какие нет; какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.
3. Факторы развития чел. общества: 1труд; 2постепенное подчинение инстинктов интересам коллектива на основе введения половых ограничений.
4. Антропосоциогенез-это процесс формир-я и становления человека, как соц существа. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
5. Существование мустьерского человека в Европе и в соседних с ней странах относится ко времени максимального оледенения этих стран, к рисскому, или днепровскому, этапу ледникового периода. Чтобы наглядно представить масштабы этих событий и их значение для истории палеолитического человека, следует иметь в виду, что сплошные ледяные массивы простирались тогда от Британских островов на западе и почти до Оби на востоке. Ледяной покров достигал на территории европейской части нашей страны районов, где расположены ныне города Молотов и Киров. Таким образом, характерная для мустьерского времени подтёска нуклеусов имела большое значение в деле усовершенствования техники расщепления кремня и обеспечивала необходимую для изготовления мустьерских орудий форму заготовок — пластин и отщепов. Под конец мустьерского времени распростра няются и новые формы орудий в виде грубых резцов, предназначенных, видимо, для обработки дерева, а позже — кости. Усовершенствование техники обработки камня и усложнение набора каменных орудий наглядно отражают, таким образом, непрерывное обогащение трудовых навыков и производственного опыта людей мустьерского времени, лежавшее в основе прогрессивного развития всей их культуры.
6. Промискуите́т — беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнёрами. Применяется в двух