Тема: ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ
2. Цель занятия:Познакомить студентов с острыми и хроническими гломерулонефритами. Научить обследованию больных с данной патологией почек. Подчеркнуть роль лабораторно-инструментальных показателей функции почек в диагностике данных заболеваний.
3. Базисные знания:
1) Строение почки
2) Строение нефрона и его кровоснабжение.
3) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
4) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).
5) Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности.
6) Патоморфологические изменения при острых и хронических гломерулонефритах
7) Определение острого гломерулонефрита.
8) Патогенез острого и хронического гломерулонефрита. Значение иммунного звена патогенеза.
9) Основные клинические синдромы при остром и хроническом гломерулонефрите (остронефритический синдром, нефротический синдром).
4. Основные вопросы темы:
Острый гломерулонефрит:
1. Классификация острого гломерулонефрита.
2. Клинические формы и варианты течения.
3. Лабораторные и инструментальные методы обследования при остром гломерулонефрите.
4. Критерии диагноза. Течение. Исходы. Прогноз.
5. Лечение острого гломерулонефрита (режим, диета, гормональная, иммуносупрессивная и другая медикаментозная терапия).
Хронический гломерулонефрит
1. Классификация хронического гломерулонефрита.
2. Особенности течения хронического гломерулонефрита.
3. Лабораторно-инструментальные методы исследования при хроническом гломерулонефрите.
4. Течение. Исходы болезни.
5. Лечение: режим, диета, стероидная, антиагрегантная, антикоагулянтная терапия.
Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Перечень препаратов для выписки рецептов:альбумин,амлодипин,ампициллин, амоксициллин, бензилпенициллин натрия, верапамил, гипотиазид, дилтиазем, допегит, капотен, эналаприл, индометацин, курантил, гепарин, аспирин, фуросемид (т, р-р), преднизолон.
7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить, данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.
4. «Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.
5. Гломерулопатия и тубулопатия: этиология, патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.
6. А.В. Виноградов Дифференциальный диагноз внутренних болезней М., "Медицина", 1999
7. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1. Тема: ДИАГНОСТИКА НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА. ДИАГНОСТИКА МОЧЕВОГО СИНДРОМА. АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК.
2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска при выявлении нефротического синдрома и мочевого синдрома. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять симптомы нефротического синдрома и мочевого синдрома. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов.
Базисные знания.
1) Строение нефрона и его кровоснабжение.
2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
3) Возрастные особенности структуры и функции почек
4) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).
5) Нормальные составные части мочи
6) Патологические составные части мочи при различных заболеваниях.
7) Критерии нефротического синдрома и патогенез основных его симптомов.
4. Основные вопросы темы:
Нефротический синдром:
1) Заболевания, приводящие к развитию нефротического синдрома.
2) Клиника. Лабораторная диагностика (селективная и неселективная протеинурия).
3) Современная терапия нефротического синдрома (диета, мочегонные, иммуносупрессоры, цитостатики, антикоагулянты, НПВС, показания к гемосорбции и плазмаферезу).
Мочевой синдром:
1) Диагностические критерии заболеваний, проявляющихся преимущественно гематурией, пиурией, протеинурией.
2) Возможности лабораторно-инструментальных методов исследования.
3) Показания для пункциональной биопсии почек.
4) Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни.
Амилоидоз почек:
1) Определение. Этиология амилоидоза.
2) Классификация (идиопатический, приобретенный, наследственный).
3) Клиника. Стадии течения.
4) Лабораторная диагностика.
5) Значений пункциональной биопсии почек, исследования слизистой оболочки десны и кишечника для правильного диагноза.
6) Лечение по стадиям. Возможность обратного развития амилоидоза. Исходы.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Перечень препаратов для выписки рецептовфуросемид, гипотиазид, альбумин (р-р), эналаприл, амоксициллин, ампициллин, бензилпенициллин натрия, цефазолин, цефалексин, цефатаксим, цефтриаксон, норфлоксацин, курантил, ловастатин, холестирамин, колхицин, диметилсульфоксид.
7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8.Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.
4. «Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.
5. Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.
6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.
7. Л. Грачева Осложнения при хроническом гемодиализе // Русский мед. журнал, № 1 , 1998, С.46
8. Р. Хэгглин Дифференциальная диагностика внутренних болезней Изд-во "Инженер", 1993, с. 661-667
9. А.В. Виноградов Дифференциальный диагноз внутренних болезней М., "Медицина", 1999
10. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1. Тема: ОСТРАЯ и ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ГЕМОДИАЛИЗ.
2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии.
Базисные знания.
1) Строение нефрона и его кровоснабжение.
2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
3) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).
4) Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности.
5) Основные клинические синдромы при ОПН и ХПН.
4. Основные вопросы темы:
ОПН:
1. Этиология ОПН.
2. Механизм развития ОПН.
3. Клиника в зависимости от стадии ОПН.
4. Лечение по стадиям. Исходы.
5. Показания к гемодиализу и гемосорбции.
ХПН:
1. Этиология ХПН. Патогенез.
2. Стадии ХПН.
3. Возможности дифференциальной диагностики основного заболевания в период терминальных стадий ХПН.
4. Лечение (режим, диета, водно-солевой режим, симптоматическое лечение).
5. Показания к гемодиализу и его возможности.
6. Трансплантация почек.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Перечень препаратов для выписки рецептов: реополиглюкин, энтеродез, допамин, фуросемид, гипотиазид, курантил, лактулоза, гидрокарбонат натрия (р-р), эуфиллин, глюконат кальция.
7. Практические навыки: Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3.Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.
4.«Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.
5.Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.
6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.
7.Филипенко П.С., Моисеенкова Н.Н. Консервативная терапия хронической почечной недостаточности журнал «Клиническая медицина» 2005- № 12: стр.: 9-15.
8. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №4
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням