Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце.
Внутренние болезни.
1. Методические указания для подготовки к практическим занятиям.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце.
2. Цель занятия: Научить клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все критерии диагностики. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов и индивидуализированную терапию.
Базисные знания.
1.Нормальная физиология (обмен газов в легких и тканях, транспорт газов кровью, регуляция дыхания, особенности дыхания в разных условиях)
2. Недостаточность внешнего дыхания (нарушение вентиляции легких, нарушение диффузии газов, изменение газового состава крови)
3. Недостаточность внутреннего дыхания (нарушение транспорта кислорода и углекислоты, гипоксия, компенсаторные реакции при гипоксии).
4. Строение сердца.
5. Определение эмфиземы. Основные клинические синдромы у больных с эмфиземой легких (синдром эмфиземы, синдром дыхательной недостаточности).
4. Содержание темы:
1 Этиология эмфиземы, классификация.
2. Лабораторные и инструментальные методы диагностики эмфиземы легких, лечение.
3. Определение и классификация легочного сердца.
4. Патогенез легочного сердца.
5. Клиническая картина, основные клинические синдромы.
6. Дополнительные методы исследования, ЭКГ, ЭХО-КС – признаки легочного сердца.
7. Принципы лечения в стадию компенсации и декомпенсации.
5. Перечень препаратов для выписки рецептов:капотен, престариум, фуросемид, гипотиазид, верошпирон, коринфар, верапамил, амлодипин, дилтиазем, бромгексин, амброксол (лазольван), амоксиклав, аспирин, гепарин, молсидомин, нитросорбид, изосорбида мононитрат, моночинкве, ипротропиум бромид.
6. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной
патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить
особенности поражения, оценить данные рентгенограмм, функции внешнего дыхания,
лабораторных (общеклинических, иммунологических) методов исследования, выделить
ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его
эффективность, уметь выписать рецепты.
7. Оснащение занятия: Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учетная документация. ЭКГ, ЭХО-КС, ФВД; рентгенограммы органов грудной клетки, тонометр, фонендоскоп, истории болезни тематических больных, тесты 1 и 2 уровня
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Алекса В.И., Шатихин А.И. «Практическая пульмонология» Москва «Триада-х» 2006 696 стр.
3. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
4. Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр.
5. Материалы лекций
6. А.Г.Чучалин «Хронический обструктивные болезни легких»- М., ЗАО "Издательство Бином",1998.
7. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население).- М.: ГРАНТЪ, 1999
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2
для студентов
на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
1. Тема: ПЛЕВРИТЫ и ПЕРИКАРДИТЫ
2. Цель занятия:Научить студентов клиническому обследованию больных
с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На
основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии.
3. Базисные знания:
1. Строение плевры.
2. Строение перикарда.
3. Морфологическая характеристика плевритов и перикардитов.
4. Механизмы накопления жидкости в плевральной полости.
5. Механизм развития и особенности нарушения кровообращения при констриктивном перикардите.
6. Основные клинические синдромы при заболеваниях плевры и перикарда (синдром поражения плевры, синдром поражения перикарда, синдром дыхательной недостаточности, синдром сердечной недостаточности).
4. Основные вопросы темы:
Плевриты:
1. Этиология и классификация плевритов.
2. Значение туберкулезной инфекции, опухолей, системных васкулитов. Мета и парапневмонические плевриты.
3. Этапы диагностического поиска при выпоте в плевральную полость.
4. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных с плевритом.
6. Алгоритм дифференциальной диагностики транссудата и экссудата.
7. Осложнения и исходы плевритов.
8. Диагностическая и лечебная плевральная пункция (методика проведения, показания).
9. Лечение плевритов в зависимости от этиологии (антибиотикотерапия, показания к терапии глюкокортикоидами).
10. Показания к хирургическому лечению.
11. Физиотерапия и дыхательная гимнастика при плевритах.
Перикардиты:
1. Этиология и классификация перикардитов.
2. Особенности клинической картины при остром выпотном перикардите.
3. Симптомы увеличения полости перикарда и сдавления сердца.
6. Клиника острой тампонады сердца.
7. Значение и особенности ЭКГ, рентгеновского исследования, эхокардиографии при сухом и выпотном перикардите (ЭХО-КГ критерии тампонады).
8. Показания к пункции перикарда.
9. Этиологическое и патогенетическое лечение сухого, выпотного и констриктивного перикардита.
10. Показания к хирургическому лечению. Прогноз.
5. Ситуационные задачи(прилагаются).
6.. Перечень препаратов для выписки рецептов:бензилпенициллин натрия,амоксициллин,цефазолин,ципрофлоксацин, гипотиазид, преднизолон, гидрокортизон, метронидазол, фуросемид, индометацин, ибупрофен.
7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения серозных оболочек, оценить данные рентгенографического и ЭХО-КГ
исследования, лабораторных (общеклинических, иммунологических) и др. инструментальных методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, провести дифференциальную диагностику, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8.Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3.Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр.
4.Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.
5.Р.Хэгглин Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов, М., 1993
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 3
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1.Тема: НАРУШЕНИЯ РИТМА (АРИТМИИ) СЕРДЦА. (1 занятие)
2.Цель занятия: научиться диагностировать различные виды тахикардии,
проводить их клиническую оценку и осуществлять адекватную терапию. Научиться
анализировать ЭКГ с различными видами тахикардии.
3.Базисные знания:
Г) Анатомическое строение проводящей системы сердца.
2) Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы, рефрактерная
фаза миокарда и экстрасистола)
3) Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости,
проводимости).
4) Механизмы аритмий сердца.
5) Основные синдромы при нарушениях ритма сердца.
6) Нормальная ЭКГ.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие, определение, этиология (тахикардии, аритмии).
2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (тахикардии,
экстрасистолий, аритмий).
3. Классификация аритмий (тахикардии, экстрасистолий).
4. Экстрасистолия (клиника, ЭКГ- признаки).
5. Пароксизмальные тахикардии (клиника, ЭКГ- признаки различных видов тахикардии).
6. Фибрилляция предсердий и трепетание предсердий (классификация, клиника, ЭКГ-признаки,
осложнения, прогноз).
7. Фибрилляция желудочков (клиника, ЭКГ- признаки).
8. Классификация антиаритмических препаратов.
9. Принципы лечения различных видов тахикардии, экстрасистолий.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Практические навыки: ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ-синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма.
7. Рецепты: кордарон, лидокаин, дигоксин, строфантин, обзидан, верапамил, финоптин, дилтиазем, новокаинамид, гепарин, атенолол, метопролол, конкор (бисопролол), соталол, гепарин, фраксипарин, аспирин.
8.Литература:
1. Шулутко Б.И., Макаренко СВ. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней»
(второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
2.Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г.
3. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида.
4. . Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г.
5.Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. 1996
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1. Тема: Нарушения ритма сердца и проводимости. (2 занятие)
2. Цель занятия:научиться диагностировать различные виды брадикардий и блокады сердца, проводить их клиническую оценку и осуществлять адекватную терапию. Научиться анализировать ЭКГ с различными видами брадикардий и блокад.
3..Базисные знания:
Анатомическое строение проводящей системы сердца
Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы)
Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости, проводимости).
Механизмы аритмий сердца.
Нормальная ЭКГ.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие, определение, этиология (брадикардии и блокады сердца).
2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (брадикардии и блокады сердца).
3. Классификация аритмий (брадикардий и блокад сердца).
4. Синдром слабости синусового узла (клиника, ЭКГ- признаки).
5. Нарушения проводимости (клиника, ЭКГ- признаки, изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости, осложнения, диагностика – ЭФИ, ХМ-ЭКГ).
6. Классификация антиаритмических препаратов.
7. Принципы лечения различных видов брадикардий и блокад сердца. Показания к имплантации кардиостимуляторов.
8. Прогноз.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Практические навыки:ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ- синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма.
7. Рецепты:атропин, аспирин.
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г.
4. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида.
5. Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г.
6. Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. 1996 г
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 5
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
Тема: МИОКАРДИТЫ.
2. Цель занятия:Научиться диагностировать миокардиты. Знать все диагностические критерии, на основании данных клинических, лабораторных инструментальных исследований уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Проводить дифференциальную диагностику миокардитов c другими заболеваниями ССС. Проводить выбор рациональной терапии. Уметь выявить и оценить тяжесть ХСН, подобрать соответствующую терапию.
3. Базисные знания:
1. Строение сердца
2. Морфологическая характеристика миокардитов
3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности.
4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности.
5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда.
4. Основные вопросы темы:
Миокардиты:
1) Этиология, патогенез и классификация миокардитов.
2) Варианты течения миокардитов.
3) Осложнения миокардитов.
4) Диагностика миокардитов (инструментальная и иммунологическая).
5) Дифференциальный диагноз миокардитов.
6) Лечение (этиологическое и патгенетическое) с учетом тяжести миокардита.
7) Профилактика и прогноз.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6.Перечень препаратов для выписки рецептов: ампициллин,амикацин,метопролол, верапамил, дилтиазем, аспирин, гепарин, фраксипарин, верошпирон, гипотиазид, фуросемид, эналаприл, престариум, преднизолон, индометацин, ибупрофен, интерферон альфа (виферон).
7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты.
8.Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.
4. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 6
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
- Тема: КАРДИОМИОПАТИИ.
- Цель занятия:Научиться диагностировать кардиомиопатии. Знать все диагностические критерии, на основании данных клинических, лабораторных инструментальных исследований уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Проводить дифференциальную диагностику кардиомиопатий c другими заболеваниями ССС. Проводить выбор рациональной терапии. Уметь выявить и оценить тяжесть ХСН, подобрать соответствующую терапию.
- Базисные знания:
1. Строение сердца
2. Морфологическая характеристика дилятационной и гипертрофической кардиомиопатий.
3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности.
4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности.
5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда.
- Основные вопросы темы:
Кардиомиопатии:
1) Определение, классификация (гипертрофическая, дилятационная, рестриктивная). Патогенез нарушений внутрисердечной гемодинамики.
2) Клинические проявления в зависимости от форм кардиомиопатии (дилятационная , обструктивная).
3) Диагностика кардиомиопатий (роль ЭХО-КС).
4) Течение и осложнения.
5) Лечение (дилятационной и обструктивной КМП).
6)
- Ситуационные задачи (прилагаются).
6.Перечень препаратов для выписки рецептов: варфарин, фенилин, дигоксин, амиодарон, небилет, бисопролол, капотен, изосорбид-динатраты, изосорбид-5-мононитраты.
7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты.
8.Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.
4. Гуревич М.А. Дилатационная кардиомиопатия и сердечная недостаточность- журнал «Клиническая медицина» 2005 г. №9: стр.: 4-9
5. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №7
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №1
для студентов
на практическое занятие V курса педиатрического факультета
по внутренним болезням
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1. Тема: ДИАГНОСТИКА НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА. ДИАГНОСТИКА МОЧЕВОГО СИНДРОМА. АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК.
2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска при выявлении нефротического синдрома и мочевого синдрома. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять симптомы нефротического синдрома и мочевого синдрома. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов.
Базисные знания.
1) Строение нефрона и его кровоснабжение.
2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
3) Возрастные особенности структуры и функции почек
4) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).
5) Нормальные составные части мочи
6) Патологические составные части мочи при различных заболеваниях.
7) Критерии нефротического синдрома и патогенез основных его симптомов.
4. Основные вопросы темы:
Нефротический синдром:
1) Заболевания, приводящие к развитию нефротического синдрома.
2) Клиника. Лабораторная диагностика (селективная и неселективная протеинурия).
3) Современная терапия нефротического синдрома (диета, мочегонные, иммуносупрессоры, цитостатики, антикоагулянты, НПВС, показания к гемосорбции и плазмаферезу).
Мочевой синдром:
1) Диагностические критерии заболеваний, проявляющихся преимущественно гематурией, пиурией, протеинурией.
2) Возможности лабораторно-инструментальных методов исследования.
3) Показания для пункциональной биопсии почек.
4) Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни.
Амилоидоз почек:
1) Определение. Этиология амилоидоза.
2) Классификация (идиопатический, приобретенный, наследственный).
3) Клиника. Стадии течения.
4) Лабораторная диагностика.
5) Значений пункциональной биопсии почек, исследования слизистой оболочки десны и кишечника для правильного диагноза.
6) Лечение по стадиям. Возможность обратного развития амилоидоза. Исходы.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Перечень препаратов для выписки рецептовфуросемид, гипотиазид, альбумин (р-р), эналаприл, амоксициллин, ампициллин, бензилпенициллин натрия, цефазолин, цефалексин, цефатаксим, цефтриаксон, норфлоксацин, курантил, ловастатин, холестирамин, колхицин, диметилсульфоксид.
7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8.Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3. Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.
4. «Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.
5. Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.
6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.
7. Л. Грачева Осложнения при хроническом гемодиализе // Русский мед. журнал, № 1 , 1998, С.46
8. Р. Хэгглин Дифференциальная диагностика внутренних болезней Изд-во "Инженер", 1993, с. 661-667
9. А.В. Виноградов Дифференциальный диагноз внутренних болезней М., "Медицина", 1999
10. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
1. Тема: ОСТРАЯ и ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ГЕМОДИАЛИЗ.
2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии.
Базисные знания.
1) Строение нефрона и его кровоснабжение.
2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
3) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).
4) Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности.
5) Основные клинические синдромы при ОПН и ХПН.
4. Основные вопросы темы:
ОПН:
1. Этиология ОПН.
2. Механизм развития ОПН.
3. Клиника в зависимости от стадии ОПН.
4. Лечение по стадиям. Исходы.
5. Показания к гемодиализу и гемосорбции.
ХПН:
1. Этиология ХПН. Патогенез.
2. Стадии ХПН.
3. Возможности дифференциальной диагностики основного заболевания в период терминальных стадий ХПН.
4. Лечение (режим, диета, водно-солевой режим, симптоматическое лечение).
5. Показания к гемодиализу и его возможности.
6. Трансплантация почек.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Перечень препаратов для выписки рецептов: реополиглюкин, энтеродез, допамин, фуросемид, гипотиазид, курантил, лактулоза, гидрокарбонат натрия (р-р), эуфиллин, глюконат кальция.
7. Практические навыки: Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
3.Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.
4.«Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.
5.Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.
6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.
7.Филипенко П.С., Моисеенкова Н.Н. Консервативная терапия хронической почечной недостаточности журнал «Клиническая медицина» 2005- № 12: стр.: 9-15.
8. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №4
для студентов
на практическое занятие V курса педфака
по внутренним болезням
Базисные знания.
1. Принципы регуляции процессов пищеварения
2. Желчь, ее состав и участие в пищеварении
1. Кишечная секреция
2. Пищеварение и всасывание в тонком и толстом кишечнике
3. Патологическая физиология (нарушение пищеварения в кишечнике)
4. Основные клинические синдромы при хроническом холецистите и заболеваниях кишечника.
4. Основные вопросы темы.
Хронический холецистит. Дискинезии ЖВП.
1. Этиология и патогенез хронического холецистита и дискинезии ЖВП.
2. Классификация.
3. Критерии диагностики хронического холецистита и дискинезии ЖВП.
4. Характеристика и интерпретация результатов доуденального зондирования.
5. Принципы лечения и профилактики.
Хронические неспецифические заболевания кишечника.
1. Этапы диагностического поиска при хронических неспецифических
заболеваниях кишечника. Клинические, лабораторные и рентгенологические
критерии локализации и степени тяжести процесса.
2. Морфологические особенности хронических неспецифических заболеваний
кишечника.
3. Возможности эндоскопической диагностики.
4. Дифференциальная диагностика неспецифических заболеваний кишечника.
6. Лечение неспецифических заболеваний кишечника и их осложнений.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).
6. Практические навыки: уметь выявить основные синдромы при хр. холецистите и дискинезии ЖВП, интерпретировать данные доуденального зондирования и др. методов дополнительного исследования, уметь назначать лечение при обострении холецистита и его осложнениях, знать диагностические тесты и их информативность при патологии ПЖЖ, уметь сформулировать диагноз, назначить соответствующее лечение, распознать осложнения. Выделять синдромы нарушения пищеварения и всасывания, уточнить их генез, знать
показания и противопоказания к эндоскопии и R-исследованию кишечника,
оценивать данные этих методов исследования.
7. Рецепты: фестал, холензим, мезим форте, метотрексат, но-шпа, панкреатин, энтеродез, платифиллин, сульфасалазин, преднизолон.
8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.
2. С. Кешав «Наглядная гастроэнтерология» ГОТАР –Медиа М 2005г.
3. Дегтярева И.И. «Клиническая гастроэнтерология». Руководство для врачей МИА-М 2004г, 613 стр.
4. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.
5. П. Я. Григорьев, Э. П. Яковенко «Диагностика и лечение органов пищеварения». 1997г.
6. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития
Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой внутренних болезней
д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина
"_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №5
для студентов
на практическое занятие V курса педиатрического факультета
по внутренним болезням
Решение ситуационных задач.
Тема : Эмфизема легких,
хроническое легочное сердце.
Задача.
Больной К. 58 лет предъявляет жалобы напостоянный кашель с трудноотделяемой мокротой желто-зеленого цвета по утрам, экспираторнуюодышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, потливость, общую слабость.
Считает себя больным 20 лет, когда стал появляться утренний кашель, с трудноотделяемой мокротой. В течение последних 5 лет появилась одышка при ходьбе.
Курит 40 лет.
Объективно: Состояние средней тяжести, цианоз губ, ногтевые фаланги в виде «барабанных палочек», ногти в виде «часовых стекол». Грудная клетка бочкообразная, надключичные ямки сглажены, грудная клетка - ригидная. Голосовое дрожание ослаблено. При перкуссии - коробочный оттенок. При аускультации - дыхание ослаблено везикулярное с удлиненным выдохом, единичные сухие хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС 96 в мин. Акцент II гона над легочной артерией,систолический шум над мечевидным отростком. АД 145/90. Живот мягкий безболезненный. Печень по Курлову 13:10:8. Пастозность голеней.
ФВД:ОФВ 1-47%.
ЭХО-КС: СПЖ 5,7 мм, СрДЛА - 35 мм.рг.ст.
1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.
2. Поставьте предварительный диагноз.
3. План обследования.
4. Поставьте окончательный диагноз и проведите дифференциальную диагностику.
5. План лечения.
ЗАДАЧА №1.
Больной М. 43 года жалобы на тупую боль за грудиной с иррадиацией в шею, усиливающиеся при глубоком дыхании, глотании. Одышку, икоту, повышение температуры тела до 39°С.
Из анамнеза. Около недели назад контакт с больным гриппом, болен второй день.
Объективно: состояние средней тяжести, кожа бледная. Перкуторно: левая граница относительной тупости находится на 1 см. кнутри от левой СКЛ, правая на 0,5 см кнаружи от стернальной линии. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Над абсолютной тупостью сердца выслушивается систоло-диастолический шум скребущего характера. Шум никуда не проводится, усиливается при надавливании стетоскопом. ЧСС 105 уд в мин, АД 90/бо мм рт.ст.
В OAK - лейкоцитоз, повышение СОЭ.
В биохим.анализе крови увеличение а2 и у глобулинов, сиаловых кислот, СРВ (+++), фибриноген - 5,0.
ЭКГ: депрессия сегмента PQ во всех отведениях кроме AVR и наиболее выражена во II, III AVF. Подъем з. Т в отведениях - I, II, AVL V2-V6. В реципрокных отведениях отсутствует депрессия ST.
1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.
2. Ваш предварительный диагноз, план обследования, ожидаемые результаты.
3. Дифференциальный диагноз. Назначить лечение больному.
ЗАДАЧА №2
Больной Н. 50 лет предъявляет жалобы: на постоянную одышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, подъем температуры тела до 38,5°С, тупые ноющие боли в левой половине грудной клетки, периодически сухой кашель.
Из анамнеза: Выше перечисленные симптомы появились и стали нарастать спустя 3 недели с момента поступления в стационар с диагнозом: Острый крупноочаговый ИМ переднеперегородочной области и верхушки ЛЖ.
Объективно: Состояние средней степени тяжести. Сознание ясное. Положение – ортопноэ. Левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, м/р промежутки выбухают. Слева ниже угла лопатки притупление перкуторного тона. Там же при аускультации дыхание не проводится. ЧД 28 в мин. Границы относительной и абсолютной тупости сердца при перкуссии совпадают. При аускультации тоны сердца глухие, шумов не выслушивается. ЧСС - 96 в мин. АД 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Отеков нет.
OAK:Hb - 120 г/л; Эритр. - 4,2х1012/л; Лейк. -10,9х109/л; СОЭ - 42 мм/час.
По биохимическим исследованиям крови СРБ +++; фибриноген 6,0 г/л; сиаловые кислоты 320 Ед, тимоловая пробы (+).
На ЭКГ: ЧСС 96 в мин, резкое снижение вольтажа во всех отведениях. Патологический зубец Q и отрицательный Т в отведениях V3-V4, ST на изолинии.
Рентгенография органов грудной клетки: тень сердца значительно увеличена в размерах, дуги сглажены, «двойной контур сердца». Над областью левого легкого гомогенное затемнение с косой верхней границей на уровне VII ребра.
1. Выделите основные симптомы и объедините их в синдромы,
объясните их патогенез.
2. Ваш предварительный диагноз. План обследования.
3. Дифференциальный диагноз.
4 . Назначьте лечение пациенту.
Тема: Нарушение ритма (тахикардии) сердца.
Задача №1.
Больная, 28 лет, обратилась с жалобами на сердцебиение, перебои в работе сердца, выраженную потливость, слабость. Подобные приступы сердцебиения и перебоев в работе сердца наблюдались и раньше, но были кратковременными.
Объективно: состояние удовлетворительное, больная астенической конституции. Кожа на ладонях влажная на ощупь. При пальпации щитовидной железы выявлено увеличение до 2 степени. Дыхание в