Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце.

Внутренние болезни.

1. Методические указания для подготовки к практическим занятиям.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце.

2. Цель занятия: Научить клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все критерии диагностики. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов и индивидуализированную терапию.

Базисные знания.

1.Нормальная физиология (обмен газов в легких и тканях, транспорт газов кровью, регуляция дыхания, особенности дыхания в разных условиях)

2. Недостаточность внешнего дыхания (нарушение вентиляции легких, нарушение диффузии газов, изменение газового состава крови)

3. Недостаточность внутреннего дыхания (нарушение транспорта кислорода и углекислоты, гипоксия, компенсаторные реакции при гипоксии).

4. Строение сердца.

5. Определение эмфиземы. Основные клинические синдромы у больных с эмфиземой легких (синдром эмфиземы, синдром дыхательной недостаточности).

4. Содержание темы:

1 Этиология эмфиземы, классификация.

2. Лабораторные и инструментальные методы диагностики эмфиземы легких, лечение.

3. Определение и классификация легочного сердца.

4. Патогенез легочного сердца.

5. Клиническая картина, основные клинические синдромы.

6. Дополнительные методы исследования, ЭКГ, ЭХО-КС – признаки легочного сердца.

7. Принципы лечения в стадию компенсации и декомпенсации.

5. Перечень препаратов для выписки рецептов:капотен, престариум, фуросемид, гипотиазид, верошпирон, коринфар, верапамил, амлодипин, дилтиазем, бромгексин, амброксол (лазольван), амоксиклав, аспирин, гепарин, молсидомин, нитросорбид, изосорбида мононитрат, моночинкве, ипротропиум бромид.

6. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной
патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить
особенности поражения, оценить данные рентгенограмм, функции внешнего дыхания,
лабораторных (общеклинических, иммунологических) методов исследования, выделить
ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его
эффективность, уметь выписать рецепты.

7. Оснащение занятия: Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учетная документация. ЭКГ, ЭХО-КС, ФВД; рентгенограммы органов грудной клетки, тонометр, фонендоскоп, истории болезни тематических больных, тесты 1 и 2 уровня

8. Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. Алекса В.И., Шатихин А.И. «Практическая пульмонология» Москва «Триада-х» 2006 696 стр.

3. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

4. Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр.

5. Материалы лекций

6. А.Г.Чучалин «Хронический обструктивные болезни легких»- М., ЗАО "Издательство Бином",1998.

7. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население).- М.: ГРАНТЪ, 1999

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2

для студентов

на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням

1. Тема: ПЛЕВРИТЫ и ПЕРИКАРДИТЫ

2. Цель занятия:Научить студентов клиническому обследованию больных
с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На
основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии.

3. Базисные знания:

1. Строение плевры.

2. Строение перикарда.

3. Морфологическая характеристика плевритов и перикардитов.

4. Механизмы накопления жидкости в плевральной полости.

5. Механизм развития и особенности нарушения кровообращения при констриктивном перикардите.

6. Основные клинические синдромы при заболеваниях плевры и перикарда (синдром поражения плевры, синдром поражения перикарда, синдром дыхательной недостаточности, синдром сердечной недостаточности).

4. Основные вопросы темы:

Плевриты:

1. Этиология и классификация плевритов.

2. Значение туберкулезной инфекции, опухолей, системных васкулитов. Мета и парапневмонические плевриты.

3. Этапы диагностического поиска при выпоте в плевральную полость.

4. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных с плевритом.

6. Алгоритм дифференциальной диагностики транссудата и экссудата.

7. Осложнения и исходы плевритов.

8. Диагностическая и лечебная плевральная пункция (методика проведения, показания).

9. Лечение плевритов в зависимости от этиологии (антибиотикотерапия, показания к терапии глюкокортикоидами).

10. Показания к хирургическому лечению.

11. Физиотерапия и дыхательная гимнастика при плевритах.
Перикардиты:

1. Этиология и классификация перикардитов.

2. Особенности клинической картины при остром выпотном перикардите.

3. Симптомы увеличения полости перикарда и сдавления сердца.

6. Клиника острой тампонады сердца.

7. Значение и особенности ЭКГ, рентгеновского исследования, эхокардиографии при сухом и выпотном перикардите (ЭХО-КГ критерии тампонады).

8. Показания к пункции перикарда.

9. Этиологическое и патогенетическое лечение сухого, выпотного и констриктивного перикардита.

10. Показания к хирургическому лечению. Прогноз.

5. Ситуационные задачи(прилагаются).

6.. Перечень препаратов для выписки рецептов:бензилпенициллин натрия,амоксициллин,цефазолин,ципрофлоксацин, гипотиазид, преднизолон, гидрокортизон, метронидазол, фуросемид, индометацин, ибупрофен.

7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения серозных оболочек, оценить данные рентгенографического и ЭХО-КГ
исследования, лабораторных (общеклинических, иммунологических) и др. инструментальных методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, провести дифференциальную диагностику, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.

8.Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3.Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр.

4.Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.

5.Р.Хэгглин Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов, М., 1993

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 3

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

1.Тема: НАРУШЕНИЯ РИТМА (АРИТМИИ) СЕРДЦА. (1 занятие)

2.Цель занятия: научиться диагностировать различные виды тахикардии,
проводить их клиническую оценку и осуществлять адекватную терапию. Научиться
анализировать ЭКГ с различными видами тахикардии.

3.Базисные знания:

Г) Анатомическое строение проводящей системы сердца.

2) Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы, рефрактерная
фаза миокарда и экстрасистола)

3) Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости,
проводимости).

4) Механизмы аритмий сердца.

5) Основные синдромы при нарушениях ритма сердца.

6) Нормальная ЭКГ.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие, определение, этиология (тахикардии, аритмии).

2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (тахикардии,
экстрасистолий, аритмий).

3. Классификация аритмий (тахикардии, экстрасистолий).

4. Экстрасистолия (клиника, ЭКГ- признаки).

5. Пароксизмальные тахикардии (клиника, ЭКГ- признаки различных видов тахикардии).

6. Фибрилляция предсердий и трепетание предсердий (классификация, клиника, ЭКГ-признаки,
осложнения, прогноз).

7. Фибрилляция желудочков (клиника, ЭКГ- признаки).

8. Классификация антиаритмических препаратов.

9. Принципы лечения различных видов тахикардии, экстрасистолий.
5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6. Практические навыки: ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ-синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма.

7. Рецепты: кордарон, лидокаин, дигоксин, строфантин, обзидан, верапамил, финоптин, дилтиазем, новокаинамид, гепарин, атенолол, метопролол, конкор (бисопролол), соталол, гепарин, фраксипарин, аспирин.

8.Литература:

1. Шулутко Б.И., Макаренко СВ. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней»

(второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

2.Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г.

3. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида.

4. . Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г.
5.Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. 1996

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

1. Тема: Нарушения ритма сердца и проводимости. (2 занятие)

2. Цель занятия:научиться диагностировать различные виды брадикардий и блокады сердца, проводить их клиническую оценку и осуществлять адекватную терапию. Научиться анализировать ЭКГ с различными видами брадикардий и блокад.

3..Базисные знания:

Анатомическое строение проводящей системы сердца

Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы)

Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости, проводимости).

Механизмы аритмий сердца.

Нормальная ЭКГ.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие, определение, этиология (брадикардии и блокады сердца).

2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (брадикардии и блокады сердца).

3. Классификация аритмий (брадикардий и блокад сердца).

4. Синдром слабости синусового узла (клиника, ЭКГ- признаки).

5. Нарушения проводимости (клиника, ЭКГ- признаки, изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости, осложнения, диагностика – ЭФИ, ХМ-ЭКГ).

6. Классификация антиаритмических препаратов.

7. Принципы лечения различных видов брадикардий и блокад сердца. Показания к имплантации кардиостимуляторов.

8. Прогноз.

5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6. Практические навыки:ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ- синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма.

7. Рецепты:атропин, аспирин.

8. Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3. Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г.

4. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида.

5. Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г.

6. Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. 1996 г

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 5

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

Тема: МИОКАРДИТЫ.

2. Цель занятия:Научиться диагностировать миокардиты. Знать все диагностические критерии, на основании данных клинических, лабораторных инструментальных исследований уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Проводить дифференциальную диагностику миокардитов c другими заболеваниями ССС. Проводить выбор рациональной терапии. Уметь выявить и оценить тяжесть ХСН, подобрать соответствующую терапию.

3. Базисные знания:

1. Строение сердца

2. Морфологическая характеристика миокардитов

3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности.

4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности.

5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда.

4. Основные вопросы темы:

Миокардиты:

1) Этиология, патогенез и классификация миокардитов.

2) Варианты течения миокардитов.

3) Осложнения миокардитов.

4) Диагностика миокардитов (инструментальная и иммунологическая).

5) Дифференциальный диагноз миокардитов.

6) Лечение (этиологическое и патгенетическое) с учетом тяжести миокардита.

7) Профилактика и прогноз.

5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6.Перечень препаратов для выписки рецептов: ампициллин,амикацин,метопролол, верапамил, дилтиазем, аспирин, гепарин, фраксипарин, верошпирон, гипотиазид, фуросемид, эналаприл, престариум, преднизолон, индометацин, ибупрофен, интерферон альфа (виферон).

7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты.

8.Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.

4. Материалы лекций.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 6

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

  1. Тема: КАРДИОМИОПАТИИ.
  2. Цель занятия:Научиться диагностировать кардиомиопатии. Знать все диагностические критерии, на основании данных клинических, лабораторных инструментальных исследований уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Проводить дифференциальную диагностику кардиомиопатий c другими заболеваниями ССС. Проводить выбор рациональной терапии. Уметь выявить и оценить тяжесть ХСН, подобрать соответствующую терапию.
  3. Базисные знания:

1. Строение сердца

2. Морфологическая характеристика дилятационной и гипертрофической кардиомиопатий.

3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности.

4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности.

5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда.

  1. Основные вопросы темы:

Кардиомиопатии:

1) Определение, классификация (гипертрофическая, дилятационная, рестриктивная). Патогенез нарушений внутрисердечной гемодинамики.

2) Клинические проявления в зависимости от форм кардиомиопатии (дилятационная , обструктивная).

3) Диагностика кардиомиопатий (роль ЭХО-КС).

4) Течение и осложнения.

5) Лечение (дилятационной и обструктивной КМП).

6)

  1. Ситуационные задачи (прилагаются).

6.Перечень препаратов для выписки рецептов: варфарин, фенилин, дигоксин, амиодарон, небилет, бисопролол, капотен, изосорбид-динатраты, изосорбид-5-мононитраты.

7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты.

8.Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с.

4. Гуревич М.А. Дилатационная кардиомиопатия и сердечная недостаточность- журнал «Клиническая медицина» 2005 г. №9: стр.: 4-9

5. Материалы лекций.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №7

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №1

для студентов

на практическое занятие V курса педиатрического факультета

по внутренним болезням

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

1. Тема: ДИАГНОСТИКА НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА. ДИАГНОСТИКА МОЧЕВОГО СИНДРОМА. АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК.

2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска при выявлении нефротического синдрома и мочевого синдрома. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять симптомы нефротического синдрома и мочевого синдрома. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов.

Базисные знания.

1) Строение нефрона и его кровоснабжение.

2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).

3) Возрастные особенности структуры и функции почек

4) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).

5) Нормальные составные части мочи

6) Патологические составные части мочи при различных заболеваниях.

7) Критерии нефротического синдрома и патогенез основных его симптомов.

4. Основные вопросы темы:

Нефротический синдром:

1) Заболевания, приводящие к развитию нефротического синдрома.

2) Клиника. Лабораторная диагностика (селективная и неселективная протеинурия).

3) Современная терапия нефротического синдрома (диета, мочегонные, иммуносупрессоры, цитостатики, антикоагулянты, НПВС, показания к гемосорбции и плазмаферезу).

Мочевой синдром:

1) Диагностические критерии заболеваний, проявляющихся преимущественно гематурией, пиурией, протеинурией.

2) Возможности лабораторно-инструментальных методов исследования.

3) Показания для пункциональной биопсии почек.

4) Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни.

Амилоидоз почек:

1) Определение. Этиология амилоидоза.

2) Классификация (идиопатический, приобретенный, наследственный).

3) Клиника. Стадии течения.

4) Лабораторная диагностика.

5) Значений пункциональной биопсии почек, исследования слизистой оболочки десны и кишечника для правильного диагноза.

6) Лечение по стадиям. Возможность обратного развития амилоидоза. Исходы.

5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6. Перечень препаратов для выписки рецептовфуросемид, гипотиазид, альбумин (р-р), эналаприл, амоксициллин, ампициллин, бензилпенициллин натрия, цефазолин, цефалексин, цефатаксим, цефтриаксон, норфлоксацин, курантил, ловастатин, холестирамин, колхицин, диметилсульфоксид.

7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.

8.Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3. Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.

4. «Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.

5. Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.

6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.

7. Л. Грачева Осложнения при хроническом гемодиализе // Русский мед. журнал, № 1 , 1998, С.46

8. Р. Хэгглин Дифференциальная диагностика внутренних болезней Изд-во "Инженер", 1993, с. 661-667

9. А.В. Виноградов Дифференциальный диагноз внутренних болезней М., "Медицина", 1999

10. Материалы лекций.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

1. Тема: ОСТРАЯ и ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ГЕМОДИАЛИЗ.

2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии.

Базисные знания.

1) Строение нефрона и его кровоснабжение.

2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).

3) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию).

4) Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности.

5) Основные клинические синдромы при ОПН и ХПН.

4. Основные вопросы темы:

ОПН:

1. Этиология ОПН.

2. Механизм развития ОПН.

3. Клиника в зависимости от стадии ОПН.

4. Лечение по стадиям. Исходы.

5. Показания к гемодиализу и гемосорбции.

ХПН:

1. Этиология ХПН. Патогенез.

2. Стадии ХПН.

3. Возможности дифференциальной диагностики основного заболевания в период терминальных стадий ХПН.

4. Лечение (режим, диета, водно-солевой режим, симптоматическое лечение).

5. Показания к гемодиализу и его возможности.

6. Трансплантация почек.

5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6. Перечень препаратов для выписки рецептов: реополиглюкин, энтеродез, допамин, фуросемид, гипотиазид, курантил, лактулоза, гидрокарбонат натрия (р-р), эуфиллин, глюконат кальция.

7. Практические навыки: Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.

8. Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

3.Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр.

4.«Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр.

5.Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр.

6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390.

7.Филипенко П.С., Моисеенкова Н.Н. Консервативная терапия хронической почечной недостаточности журнал «Клиническая медицина» 2005- № 12: стр.: 9-15.

8. Материалы лекций.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №4

для студентов

на практическое занятие V курса педфака

по внутренним болезням

Базисные знания.

1. Принципы регуляции процессов пищеварения

2. Желчь, ее состав и участие в пищеварении

1. Кишечная секреция

2. Пищеварение и всасывание в тонком и толстом кишечнике

3. Патологическая физиология (нарушение пищеварения в кишечнике)

4. Основные клинические синдромы при хроническом холецистите и заболеваниях кишечника.

4. Основные вопросы темы.

Хронический холецистит. Дискинезии ЖВП.

1. Этиология и патогенез хронического холецистита и дискинезии ЖВП.

2. Классификация.

3. Критерии диагностики хронического холецистита и дискинезии ЖВП.

4. Характеристика и интерпретация результатов доуденального зондирования.

5. Принципы лечения и профилактики.

Хронические неспецифические заболевания кишечника.

1. Этапы диагностического поиска при хронических неспецифических
заболеваниях кишечника. Клинические, лабораторные и рентгенологические
критерии локализации и степени тяжести процесса.

2. Морфологические особенности хронических неспецифических заболеваний
кишечника.

3. Возможности эндоскопической диагностики.

4. Дифференциальная диагностика неспецифических заболеваний кишечника.

6. Лечение неспецифических заболеваний кишечника и их осложнений.

5. Ситуационные задачи (прилагаются).

6. Практические навыки: уметь выявить основные синдромы при хр. холецистите и дискинезии ЖВП, интерпретировать данные доуденального зондирования и др. методов дополнительного исследования, уметь назначать лечение при обострении холецистита и его осложнениях, знать диагностические тесты и их информативность при патологии ПЖЖ, уметь сформулировать диагноз, назначить соответствующее лечение, распознать осложнения. Выделять синдромы нарушения пищеварения и всасывания, уточнить их генез, знать
показания и противопоказания к эндоскопии и R-исследованию кишечника,
оценивать данные этих методов исследования.

7. Рецепты: фестал, холензим, мезим форте, метотрексат, но-шпа, панкреатин, энтеродез, платифиллин, сульфасалазин, преднизолон.

8. Литература:

1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома.

2. С. Кешав «Наглядная гастроэнтерология» ГОТАР –Медиа М 2005г.

3. Дегтярева И.И. «Клиническая гастроэнтерология». Руководство для врачей МИА-М 2004г, 613 стр.

4. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр.

5. П. Я. Григорьев, Э. П. Яковенко «Диагностика и лечение органов пищеварения». 1997г.

6. Материалы лекций.

Федеральное агентство здравоохранения и социального развития

Кировская государственная медицинская академия

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой внутренних болезней

д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина

"_____" ____________________2008г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №5

для студентов

на практическое занятие V курса педиатрического факультета

по внутренним болезням

Решение ситуационных задач.

Тема : Эмфизема легких,
хроническое легочное сердце.

Задача.

Больной К. 58 лет предъявляет жалобы напостоянный кашель с трудноотделяемой мокротой желто-зеленого цвета по утрам, экспираторнуюодышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, потливость, общую слабость.

Считает себя больным 20 лет, когда стал появляться утренний кашель, с трудноотделяемой мокротой. В течение последних 5 лет появилась одышка при ходьбе.

Курит 40 лет.

Объективно: Состояние средней тяжести, цианоз губ, ногтевые фаланги в виде «барабанных палочек», ногти в виде «часовых стекол». Грудная клетка бочкообразная, надключичные ямки сглажены, грудная клетка - ригидная. Голосовое дрожание ослаблено. При перкуссии - коробочный оттенок. При аускультации - дыхание ослаблено везикулярное с удлиненным выдохом, единичные сухие хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС 96 в мин. Акцент II гона над легочной артерией,систолический шум над мечевидным отростком. АД 145/90. Живот мягкий безболезненный. Печень по Курлову 13:10:8. Пастозность голеней.

ФВД:ОФВ 1-47%.

ЭХО-КС: СПЖ 5,7 мм, СрДЛА - 35 мм.рг.ст.

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Поставьте предварительный диагноз.

3. План обследования.

4. Поставьте окончательный диагноз и проведите дифференциальную диагностику.

5. План лечения.

ЗАДАЧА №1.

Больной М. 43 года жалобы на тупую боль за грудиной с иррадиацией в шею, усиливающиеся при глубоком дыхании, глотании. Одышку, икоту, повышение температуры тела до 39°С.

Из анамнеза. Около недели назад контакт с больным гриппом, болен второй день.

Объективно: состояние средней тяжести, кожа бледная. Перкуторно: левая граница относительной тупости находится на 1 см. кнутри от левой СКЛ, правая на 0,5 см кнаружи от стернальной линии. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Над абсолютной тупостью сердца выслушивается систоло-диастолический шум скребущего характера. Шум никуда не проводится, усиливается при надавливании стетоскопом. ЧСС 105 уд в мин, АД 90/бо мм рт.ст.

В OAK - лейкоцитоз, повышение СОЭ.

В биохим.анализе крови увеличение а2 и у глобулинов, сиаловых кислот, СРВ (+++), фибриноген - 5,0.

ЭКГ: депрессия сегмента PQ во всех отведениях кроме AVR и наиболее выражена во II, III AVF. Подъем з. Т в отведениях - I, II, AVL V2-V6. В реципрокных отведениях отсутствует депрессия ST.

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Ваш предварительный диагноз, план обследования, ожидаемые результаты.

3. Дифференциальный диагноз. Назначить лечение больному.

ЗАДАЧА №2

Больной Н. 50 лет предъявляет жалобы: на постоянную одышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, подъем температуры тела до 38,5°С, тупые ноющие боли в левой половине грудной клетки, периодически сухой кашель.

Из анамнеза: Выше перечисленные симптомы появились и стали нарастать спустя 3 недели с момента поступления в стационар с диагнозом: Острый крупноочаговый ИМ переднеперегородочной области и верхушки ЛЖ.

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Сознание ясное. Положение – ортопноэ. Левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, м/р промежутки выбухают. Слева ниже угла лопатки притупление перкуторного тона. Там же при аускультации дыхание не проводится. ЧД 28 в мин. Границы относительной и абсолютной тупости сердца при перкуссии совпадают. При аускультации тоны сердца глухие, шумов не выслушивается. ЧСС - 96 в мин. АД 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Отеков нет.

OAK:Hb - 120 г/л; Эритр. - 4,2х1012/л; Лейк. -10,9х109/л; СОЭ - 42 мм/час.

По биохимическим исследованиям крови СРБ +++; фибриноген 6,0 г/л; сиаловые кислоты 320 Ед, тимоловая пробы (+).

На ЭКГ: ЧСС 96 в мин, резкое снижение вольтажа во всех отведениях. Патологический зубец Q и отрицательный Т в отведениях V3-V4, ST на изолинии.

Рентгенография органов грудной клетки: тень сердца значительно увеличена в размерах, дуги сглажены, «двойной контур сердца». Над областью левого легкого гомогенное затемнение с косой верхней границей на уровне VII ребра.

1. Выделите основные симптомы и объедините их в синдромы,
объясните их патогенез.

2. Ваш предварительный диагноз. План обследования.

3. Дифференциальный диагноз.

4 . Назначьте лечение пациенту.

Тема: Нарушение ритма (тахикардии) сердца.

Задача №1.

Больная, 28 лет, обратилась с жалобами на сердцебиение, перебои в работе сердца, выраженную потливость, слабость. Подобные приступы сердцебиения и перебоев в работе сердца наблюдались и раньше, но были кратковременными.

Объективно: состояние удовлетворительное, больная астенической конституции. Кожа на ладонях влажная на ощупь. При пальпации щитовидной железы выявлено увеличение до 2 степени. Дыхание в

Наши рекомендации