Психологические аспекты болезней, передаваемых половым путем
Со всей очевидностью можно сказать, что 1980-е годы характеризуются новой волной болезней, распространяемых половым путем. Сначала все внимание общественности было направлено на эпидемию герпеса половых органов. Это внимание в некоторых местах превратилось в эмоциональную истерию, достигшую своего апогея в середине 1982 г. Однако в начале 1983 г. страх общества перед генитальным герпесом отступил, уступив место страху перед СПИ Дом. Если первая болезнь в большинстве случаев вызывает лишь болезненные пузырьки на коже, которые проходят через несколько дней, вторая болезнь - убийца.
Возросшее беспокойство по поводу СПИДа отвлекло внимание от миллионов людей, страдающих генитальным герпесом, и создало обстановку страха вокруг СПИДа и путей его распространения.
Страх разрастался по мере того, как стало известно, что СПИД распространяется и в гетеросексуальной среде. Известие о том, что СПИД поражает не только гомосексуалов и наркоманов, во многом изменило сексуальное поведение людей.
Перед эпидемией СПИДа человек испытывает такой же ужас, как при известии, что у него самого есть симптомы венерического заболевания. Страх и неверие в возможность заболевания ведут к тому, что люди откладывают посещение врача. Они отвергают реальность ситуации, считая, что если не замечать болезнь, то она пройдет сама собой.
Поскольку симптомы болезней, передаваемых половым путем (STD), через несколько недель исчезают, то эти люди, к сожалению, обманывают себя, считая, что "ничего страшного нет". Получив временное психологическое облегчение, они делают двойную ошибку: не только носят инфекцию в своем организме, но и подвергают своих сексуальных партнеров опасности заражения. Для сексуально активных лиц, зараженных вирусом СПИДа, такое отрицание и про-
медление недопустимы, поскольку под угрозу ставится жизнь других людей.
Некоторые люди неохотно идут к врачу при появлении симптомов возможной венерической болезни, боясь огласки и нравоучений. Хотя по закону врачи обязаны хранить в тайне информацию о своих пациентах, однако бывают обстоятельства, когда врачи вынуждены поступать иначе. Например, в некоторых штатах врачебные карточки на больных могут быть затребованы в суд. В любой местности врачи обязаны информировать власти о случаях некоторых инфекционных заболеваний (хотя с 1987 г. ни один штат до сих пор не потребовал отчетов по СПИДу). Врачебными карточками иногда пользуются страховые компании с согласия самих пациентов. Это обычно необходимо при составлении документов по страховке или при обращении за медицинскими справками. Поэтому все, кто столкнулся с такой ситуацией, должны обговорить с врачом все условия абсолютной конфиденциальности. Поскольку вполне вероятно, что администрация некоторых штатов может потребовать от врачей сообщений обо всех случаях положительной реакции на вирус иммунодефицита, то люди, особенно не желающие огласки, могут пройти проверку в центрах анонимного обследования, где вместо имени пациента ставится просто номер.
Еще несколько лет тому назад людей раздражали доводы врачей, защищавших традиционные формы секса, а также их напоминания об опасности для здоровья случайного секса с разными партнерами. Сейчас уже не считают старомодными и нудными врачей, дающих рекомендации по безопасности секса. Исходя из того, что наше общество узнало за последнее десятилетие об эпидемиях венерических болезней, врачи могут не только давать советы, но и читать целые лекции. И тем не менее, если вы попадете к врачу, который своими назиданиями будет действовать вам на нервы, не пугайтесь: в ваших интересах поискать другого врача, с которым вы будете чувствовать себя свободнее.
Как влияют болезни, передаваемые половым путем, на сексуальность человека? Во всех случаях, за исключением СПИДа, при своевременном определении и лечении болезни она практически не окажет никакого физического воздействия на сексуальность.
В острой стадии болезни большинство людей мало интересуются сексом, поскольку он вызывает болезненные ощущения, но есть и такие, кто продолжает активную сексуальную жизнь, не замечая, что не все в порядке. Даже если болезнь не лечили и она перешла в хроническую стадию, вероятно, не стоит ограничивать либидо и ритм своей сексуальной деятельности (исключение составляет герпес, во время обострения которого секс очень болезненный).
Сами по себе венерические болезни обычно не влияют на физическую сторону сексуальных отношений, и тем не менее люди испытывают сексуальные затруднения. Эти затруднения связаны с
психологическими переживаниями от сознания, что вы больны венерической болезнью. Такие люди часто испытывают замешательство и глубокое чувство вины от того, что случилось. Иногда они считают это божьей карой или предупреждением за грехи. Поскольку они приравнивают секс к греху, то неудивительно, что постепенно они полностью от него отказываются.
У других развивается чрезмерная потребность к сексуальной чистоте и страх перед возможностью нового заражения. У мужчин, относящихся к этой категории, возникают трудности с эрекцией, а у женщин может развиться вагинизм, своего рода бессознательная защита от болезней. Совершенно очевидно, что повышенная требовательность к чистоте может заставить людей изменить стиль своего сексуального поведения, например, отказаться от орогенитального акта.
Если один из двух сексуальных партнеров заболевает венерической болезнью, которой нет у другого, неминуемо возникает мысль, что он нарушил верность и имел связь на стороне. Это не всегда соответствует» действительности, поскольку некоторые болезни (например, гепатит Б) обычно передаются неполовым путем. И тем не менее, сомнения и подозрения могут разрушить даже самые нежные, прочные союзы. Если же один из партнеров еще и заражает другого, то конфликты могут быть еще серьезнее и глубже. Враждебность при этом может выражаться не только в отказе от сексуального партнерства, но и распространиться на весь комплекс взаимоотношений. Подобное поведение может нанести человеческим отношениям гораздо больший ущерб, чем венерическое заболевание.
За исключением СПИДа, остальные венерические болезни не представляют в наши дни прежней опасности. Однако для большинства они остаются чем-то другим, отличным от других болезней. Вероятно, потому, что передаются половым путем и поражают половые органы. До тех пор пока люди не научатся думать о сексе также естественно, как они думают о дыхании или о еде, такое "особое" отношение будет существовать.