Социальные и эмоциональные реакции
Несмотря на заявление Главного хирурга США о том, что не было ни одного случая заражения СПИДом одного ребенка от другого в детских учреждениях, родительские комитеты во многих районах требуют запретить детям, больным СПИДом, посещать общеобразовательные школы.
Гомосексуальные отцы лишаются прав посещать своих детей, если они находятся в разводе, поскольку они попадают в группу повышенного риска по заболеванию СПИДом.
В некоторых городах врачи проводят вечера "безопасного секса", цель которых - привлечь внимание общественности к способам уменьшения риска заболевания СПИДом.
Некоторые лидеры "голубых" обеспокоены тем, что сообщение о результатах анализов крови на присутствие антител к вирусу СПИД обязательно, так как это в конечном итоге может привести к "охоте за ведьмами".
Уже несколько дел возбуждено в суде мужчинами-гомосексуалами против страховых компаний, отказывающихся выплачивать им страховку. Компании мотивируют это тем, что последние находятся в группе повышенного риска заболевания СПИДом.
СПИД оказал на наше общество многостороннее воздействие. Для некоторых эпидемия СПИДа - это всего лишь еще один предлог для усиления предубеждений против гомосексуалов. Эти предубеждения особенно широко распространены среди плохо информированной публики, считающей, что смертельное заболевание может передаваться через рукопожатие гомосексуала или, например, при обслуживании официантом-гомосексуалом. Эти люди часто предлагают, чтобы все инфицированные СПИДом были подвержены карантину. По нашему мнению, данная точка зрения так же негуманна, как и
экономически невыгодна, поскольку только в настоящее время в Америке насчитывается 1,5 млн носителей вируса СПИДа.
Другие же настроены весьма благодушно по отношению к этой величайшей угрозе здоровью всей американской нации, ошибочно считая ее лишь уделом гомосексуалов, бисексуалов и наркоманов. Есть и такие, кто видит причину возникновения СПИДа в широком распространении секса среди молодежи и подростков, а также в насаждении сексуальной темы в книгах, фильмах и рок-музыке. Даже среди тех, кто не подвержен подобной истерии, есть масса людей, которые готовы отказаться от целого ряда основных гражданских прав для борьбы с растущей эпидемией.
Среди гомосексуалов, которые наиболее подвержены опасности заражения, царят страх и тревога. Боязнь заразиться изменила сексуальное поведение многих гомосексуалов: большинство отказалось от посещения бань и свело круг своих партнеров к минимуму, куда входят лишь хорошо проверенные люди. Однако, к сожалению, остались и такие, кто не внял предупреждениям различных гомосексуальных организаций и даже бравируют тем, что стиль их жизни остался прежним, наполненным массой новых анонимных партнеров. Другой крайности придерживаются гомосексуалы, для которых страх заражения СПИДом оказался так велик, что они полностью исключили секс из своей жизни до тех пор, пока не будет найдена надежная вакцина для лечения. Есть случаи переориентации гомо-и бисексуалов на гетеросексуальный стиль жизни.
В среде гомосексуалов начинает звучать вопрос - все ли было сделано ими самими, чтобы предотвратить распространение этого заболевания. Ларри Крамер, основатель организации "Кризис здоровья "голубых"", ведущей среди организаций в Нью-Йорке, которые оказывают помощь жертвам СПИДа, заявил: "Движение 1960-х и 1970-х годов узаконило сексуальную неразборчивость. Критиковать в какой-то степени это явление было тогда равносильно ереси, да и До сих пор это мнение не изменилось в некоторых местах" (Нью-Йорк Тайме, сентябрь 22, 1985 г.). Однако организация "Кризис здоровья голубых"" выступала против закрытия бань в Нью-Йорке, мотиви-руя это тем, что через них осуществляется централизованная пропа-ганда о СПИДе. "Помещения СПИДом не заражают. СПИДом заражают люди"- говорил Бэрри Дэвидсон, руководитель отдела Информации этой организации. В Сан-Франциско по предписанию суда пошли на компромисс: баням разрешили работать, однако с кабинок были сняты двери, и члены "спасательной команды" долж-ны были следить за всеми сексуальными контактами, разрешая только практику "безопасного" секса. Далеко не все гомосексуалы согласились с мнением Дэвидсона и с Сан-Франциским компромиссом. Один из бывших активных посетителей бань, который в данное этим больше не занимается, сформулировал свою мысль
следующим образом: "Оставлять открытыми бани сейчас, зная, каким убийцей является СПИД,- это значит показать всем остальным, что "голубые" просто ненормальные".
К сожалению, в некоторых городах, таких, как Нью-Йорк,Ньюарк, Чикаго и Сан-Франциско, где зарегистрировано наибольшее число случаев СПИДа среди гомосексуалов и где многие уже похоронили умерших от СПИДа друзей и любимых, наблюдается поворот к разгулу вседозволенности в сексе. По крайней мере, те, кто получил положительный ответ на ВИЧ-антитела, забыв о всякой предосторожности, продолжают интенсивную половую жизнь с неизвестными партнерами, не используют презервативы, проглатывают семя своих партнеров.
Очевидно, нет надобности говорить, что каждый, кто узнает о заболевании СПИДом кого-то из своих бывших сексуальных партнеров, имеет особую причину для беспокойства. До сих пор это беспокойство охватывало в основном гомосексуалов и наркоманов. Однако сейчас перед этой проблемой встала и гетеросексуальная часть общества, поскольку СПИД проник в широкие слои населения.
Как же чувствуют себя люди, попавшие в эту ситуацию?
28-летний гетеросексуальный мужчина: "От одного из своих друзей я узнал, что девушка, с которой я встречался, умерла от СПИДа. Сначала я не поверил этому, думал, что меня просто хотят припугнуть. Однако вскоре я с ужасом узнал, что так оно и было. "Господи,- подумал я, ведь мы никогда не пользовались презервативами (она принимала пилюли)". Доктор направил меня на анализ крови, который, к моему великому облегчению, оказался хорошим. Но за те 24 часа, в течение которых я ждал ответа, я пережил жуткое время, рисуя себе картины медленного агонизирующего умирания. Вы можете быть уверены, что я запомню этот случай на всю жизнь".
Некоторые гомосексуалы настолько напуганы опасностью заражения, что глубоко переживают каждое, даже незначительное, физическое недомогание. В каждом воспалении горла, кожном высыпании или повышении температуры они усматривают неминуемую гибель и задолго до установления какого-либо диагноза сообщают своим партнерам, что у них СПИД. Те, у кого чувство страха особенно велико, абсолютно теряют интерес к сексу.
По мере того как становится известно, что СПИД поражает не только гомосексуалов, быстро нарастает тревога и среди гетеросексуального населения. Например, вполне привычной становится такая практика, когда женщина может попросить мужчину, с которым она собирается иметь интимные отношения, сдать анализ крови на СПИД. Аналогичные предложения делают и мужчины женщинам, с
которыми они встречаются. Вот что сказала одна студентка по этому поводу:
"Дело не в том, что я очень боюсь СПИДа, но, учитывая, что ставки слишком высоки, какой смысл надеяться, что все, с кем ты встречаешься, окажутся порядочными людьми. Если кто-то относится ко мне так, что не считает нужным ради этого сделать анализ, то такие отношения никому не нужны".
В то же время следует опасаться поддельных анализов крови, которые продают некоторые бессовестные дельцы, стремящиеся нажить капитал на закономерной обеспокоенности людей СПИДом.
Инфицируются СПИДом чаще молодые люди, которые до этого времени были абсолютно здоровы, поэтому они оказываются особенно неподготовленными к этому смертельному заболеванию. Как бы это ни было трудно, жертвами СПИДа, будь они гетеро- или гомосексуалами, приходится сталкиваться и с враждебностью, и со страхом общества. Многим отказывают в работе, от них отворачиваются члены семьи и друзья, постепенно создавая вокруг них атмосферу социальной изоляции. Кроме того, им предстоит пережить сложности в медицинском обслуживании, экономические тяготы, связанные с лечением своего заболевания, а также найти в себе силы, которые помогли бы им встретить надвигающуюся смерть.
Сразу после сообщения о заболевании СПИДом многие переживают шок, злость и неверие. Это нормальные защитные реакции, которые помогают смягчить удар, полученный при сообщении о диагнозе. Спустя недели или месяцы первоначальная реакция обычно трансформируется в чувство вины, печали и покорности судьбе, т.е. в нечто вроде признания несчастной судьбы.
Несомненно, реакция разных людей различна. Некоторые носители вируса СПИДа заранее, в течение нескольких месяцев или лет, предвидели наступление этой ужасной болезни, поскольку они знали, что больны их друзья и любимые. Один из таких говорил нам: "Побывав на похоронах восьми моих друзей, умерших от СПИДа, и проведя у их коек много часов в больницах, я знал, что скоро наступит и мой черед, дело только во времени". Другие же начинали тщательно перебирать события своей жизни, стараясь узнать, за что они "заслужили" такое наказание и кто мог заразить их этим ужасным вирусом. Обычно люди, заболевшие СПИДом, стараются прервать контакты со своими родными и друзьями, однако есть и такие, кто продолжает свою трудовую деятельность, принимая самое активное Участие в работе по пропаганде среди населения знаний об этом заболевании.