Историческое развитие половых отношений
Основным препятствием для понимания нашей собственной сексуальности является осознание того, что мы находимся в плену у прошлых отношений общества к вопросам пола.
(Буллоу, 1976)
Чтобы лучше понимать настоящее, полезно знать прошлое. С одной стороны, мы зависим от унаследованных сексуальных традиций,
передаваемых от поколения к поколению, а с другой стороны, современные взгляды на секс и половые отношения значительно отличаются от моделей прошлого.
Хотя письменная история человечества охватывает почти 5000 лет, данные о взглядах на половые отношения и половое поведение до I тысячелетия до н.э. весьма скудны. Известно, что к этому времени были строго запрещены кровосмесительные союзы, а женщины считались собственностью, обладавшей определенной сексуальной и репродуктивной ценностью. Мужчины были свободны в своих половых связях и могли иметь несколько жен. Широко распространилась проституция, сексуальные отношения рассматривались как один из аспектов человеческой жизни.
С возникновением иудаизма начал формироваться новый подход к сексуальным отношениям. В первых пяти книгах "Ветхого Завета", основного источника древнееврейских законов, представлены и правила сексуального поведения: в Десяти Заповедях, например, запрещено прелюбодеяние ("Исход", 20:14), а гомосексуализм строго осуждается ("Левит", 18:22). Одновременно в "Песне песней" сексуальные отношения трактуются как плодотворная сила, дарующая радость жизни. Половые отношения не считаются прирожденно порочными и не ограничиваются только воспроизведением потомства.
В древней Греции терпимо и даже благосклонно относились к некоторым разновидностям гомосексуализма. Гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и подростком, достигшим половой зрелости, были широко распространены и имели воспитательное значение, поскольку взрослый отвечал за моральное и интеллектуальное развитие подростка. При этом гомосексуальные контакты между взрослыми мужчинами осуждались, а между взрослыми и детьми, не достигшими половой зрелости, запрещались. Большое значение придавалось браку и семье, но к женщинам относились как к людям второго сорта или вообще не считали их людьми: "В Афинах у женщин было не больше политических и юридических прав, чем у рабов; на протяжении всей своей жизни они были полностью подчинены власти ближайших родственников по мужской линии... Как и повсюду в первом тысячелетии до н.э., женщины рассматривались как движимое имущество, несмотря на то, что и среди них встречались свободомыслящие натуры. Для греков женщина (независимо от возраста и семейного положения) - "гине", что означает "породительница детей" (Гэннехилл, 1980).
По мере развития ранних форм христианства древнегреческие и древнееврейские взгляды на половые отношения смешиваются. В отличие от иудаизма, не разделявшего физическую и духовную любовь, христианская теология заимствовала это разделение у греков, противопоставив "эрос", или карнальную (плотскую) любовь, "агапе"- духовной, нефизической любви. Эпоха эллинизма в Греции
(начавшаяся в 323 г. до н. э.) была отмечена отказом от мирских радостей во имя чисто духовного развития. Наряду с изображением в "Новом Завете" неизбежного конца света это привело к поискам высшего идеала в безбрачии, хотя еще апостол Петр предупреждал, что "...хорошо человеку не касаться женщины... Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (Первое послание к Коринфянам; 7:1,9).
К концу IV в. н.э., несмотря на то что незначительное количество христианских общин придерживалось менее строгих взглядов на половые связи, отношение католической церкви к этому вопросу значительно ухудшилось. Выразителем новых взглядов стал св. Августин, видный религиозный деятель, который до того, как осудить "мирские пути", имел достаточно богатый и разнообразный сексуальный опыт. Августин исповедовался достаточно откровенно: "Я загрязнил поток дружбы мерзостью разврата и замутил чистые воды адской черной рекой похоти" ("Исповедь", книга 3:1). Он верил, что половая страсть вытекала из грехопадения Адама и Евы в саду Эдема и что греховность передавалась детям в виде врожденного любострастия, отделившего человека от бога. Таким образом, половые отношения во всех формах были сурово осуждены, хотя Августин и его современники несомненно считали прокреативные брачные отношения менее греховными, чем все остальные.
В других частях света сексуальное мышление заметно отличалось от вышеизложенного. В частности, в исламском мире, среди последователей индуизма и на древнем востоке восприятие половых отношений было значительно более позитивным. Историк Берн Буллоу отмечает, что "почти все в области сексуальных отношений получало одобрение в определенной среде индуистского общества" и что в Китае "половые отношения не были чем-то таким, чего следовало избегать, и не рассматривались как греховные; скорее, половой акт трактовался как акт богослужения и даже как путь к достижению бессмертия" (Буллоу, 1976). "КамаСутра", составленная приблизительно в тот же период, когда св. Августин писал свою "Исповедь", - это подробное древнеиндийское руководство по сексологии; в древнем Китае и Японии подобные руководства составлялись в изобилии, прославляя радость и разнообразие полового общения. Таких примеров можно найти множество, но мы теперь сосредоточим свое внимание на истории половых отношений в Западной Европе.
Раннехристианская трактовка сексуальных отношений все более закреплялась в Европе в XII-XIII вв. по мере роста авторитета церкви. Теология часто означала и гражданские законы, а официальное отношение к сексуальным проявлениям, исключая лишь те, которые предпринимались для продолжения рода, было в основном враждебным. Однако проводимая церковью политика была в доста
точной мере лицемерной и не отражала действительности: "сами церкви зачастую были рассадниками разврата" (Тэйлор,1954).
В этот период в аристократической среде возник новый стиль поведения, в полной мере отразивший разрыв между реальной жизнью и религиозным учением. Этот стиль, названный куртуазной любовью, обусловил создание нового кодекса поведения, согласно которому женщина (по крайней мере, из высшего общества) поднималась на недосягаемую высоту, а романтичность, таинственность и доблесть воспевались в литературе. Чистая любовь оказывалась несовместимой с искушениями плоти, и бывали случаи, когда любовники ложились обнаженными в постель, чтобы испытать полноту своей любви воздержанием от полового акта. Нет необходимости доказывать, что куртуазная любовь не всегда соответствовала несовершенному романтическому идеалу, изображаемому в поэзии и прозе.
Вскоре после начала "эры куртуазной любви" появились пояса верности. Эти пояса позволяли мужьям запирать своих жен на ключ, как кошельки. Хотя изначально такие пояса были созданы для защиты от изнасилования, они могли также служить и для охраны "собственности": "Средневековый "пояс верности" обычно представлял собой металлическую полоску, проходившую между ног женщины - спереди и сзади - и застегивавшуюся на бедрах. В полоске были проделаны два маленьких отверстия, которые обеспечивали вывод из организма продуктов распада, но закрывали доступ к половым органам. Надев на жену такой пояс, ревнивый муж всегда мог забрать ключ с собой" (Тэннехилл, 1980).
Возрождение гуманизма, охватившее Европу в XVI-XVII вв., сопровождалось ослаблением сексуальных ограничений и менее строгим следованием законам куртуазной любви. Реформация, возглавляемая Мартином Лютером, Джоном Кальвином и другими протестантскими вождями, была настроена более терпимо к сексуальным вопросам, чем католическая церковь. Лютер, например, несмотря на суровость своих моральных убеждений, считал, что половые отношения не являются изначально греховными и что целомудрие и безбрачие не могут служить признаком добродетели. В это же время в Европе разразилась массовая эпидемия сифилиса (вероятно, вывезенного из Америки), которая в значительной степени ограничивала сексуальную свободу.
Когда мы говорим о взглядах людей в определенную историческую эпоху, мы не должны забывать о том, что в разных странах, на различных общественных уровнях и в различных религиозных группировках эти взгляды очень отличались друг от друга. Можно привести примеры достаточно терпимого отношения к половому вопросу в Англии и во Франции начала XVIII в. Колониальная же Америка в этот период полностью находилась под властью пуритан
ской этики. Половые отношения вне брака осуждались, высшей ценностью общества была крепкая семья; за нарушение супружеской верности и внебрачные половые связи пороли кнутом, ставили к позорному столбу, сажали в колодки или принуждали к публичному покаянию. Нравы колониальной Америки описаны в романе Н.Готорна "Алая буква".
Пуританская этика в Америке просуществовала до начала XIX в., претерпевая при этом достаточно курьезные изменения. С расширением границ штатов и ростом городов ослаблялись семейные устои и росла проституция. Для борьбы с этим социальным злом и спасением "падших женщин" в 20-х и 30-х годах XIX в. создается ряд специальных миссий. Несмотря на организованную борьбу таких сил, как "Американское общество искоренения безнравственности и порока и поощрения моральных устоев" и "Американское общество поддержки седьмой заповеди", проституция процветала. В 40-х годах XIX в. только в штате Массачусет за трехлетний период были возбуждены судебные иски против 351 публичного дома, а перед началом гражданской войны между северными и южными штатами в специальном указателе фешенебельных публичных домов можно найти данные, что в Нью-Йорке насчитывалось 106 заведений такого рода, в Филадельфии - 57, десятки борделей в Балтиморе, Бостоне, Чикаго и Вашингтоне (Пивар, 1973).
С началом викторианской эпохи в середине XIX в. в Европе снова воцарились притворная скромность и стыдливость, на этот раз не связанная напрямую с религиозными установками. Викторианский дух заключался в подавлении половых инстинктов и выражении благопристойности, необходимой для поддержания чистоты и невинности чувств в детях и женщинах. Тэйлор отмечает: "Чувства викторианцев стали настолько утонченными, мысли их так легко обращались к сексуальным материям, что самые невинные действия подвергались запрету, чтобы не вызвать преступных фантазий. Стало неприличным предлагать даме куриную ножку... Стиль одежды, наглухо закрывавший ноги и шею, стал отражением этого консерватизма" (Тэйлор, 1954). Щепетильность этого времени нам кажется поразительной: в некоторых викторианских домах ножки пианино закрывали кринолинами, а книги разнополых авторов не ставили рядом на одну полку, если авторы не состояли в браке.
В Америке, несмотря на сильное влияние викторианства, в общественной морали проявились и течения, нарушавшие ее единообразие. Например, в 1870 г. совет города Сент-Луис нашел юридическую лазейку, которая позволила ему узаконить проституцию, что вызвало много шума по всей стране. Снова были созданы организации для борьбы с половой распущенностью, которые нашли союзников в обществах трезвости, требовавших запрета продажи спиртных напитков. Это движение добилось некоторых узаконенных побед. На
пример, в 1886 г. 25 штатов установили минимальный возраст для вступления в брак в 10 лет (обеспечив, таким образом, процветание детской проституции), но уже к 1895 г. столь низкий возрастной ценз сохранился только в пяти штатах, а в девяти был повышен до 18 лет. Хотя викторианская эпоха в целом имела антисексуальную направленность - порнография была запрещена законом именно в это время
с изнанки все выглядело иначе. В книге Стивена Маркуса "Другие викторианцы" есть данные, что подпольные порнографические издания и картинки пользовались большим спросом. Проституция, широко распространившаяся в Европе, в 1860-х годах была легализована актом британского парламента. Более того, викторианская "стыдливость" не была типична для всех слоев общества. Средние и низшие классы не отличались сексуальной претенциозностью элиты. Как раз крайнее обнищание низших классов и вынуждало молодых женщин идти на панель, а женщины средних классов
вопреки идеалу послушной и бесполой викторианской леди – не стыдились выражать свои чувства и желания и этим во многом были сходны с нашими современницами. Женщины викторианской эпохи вступали (и не без удовольствия) в брачные половые отношения, апериодически и в знойные любовные связи вне брака, как можно заключить из некоторых дневников того времени, в которых подробно описаны число оргазмов и испытываемые при этом чувства. Недавно обнаруженный анализ сексуального поведения женщин, проделанный женщиной по имени Клелия Дуэл Мошер в 1892 г., подтверждает, что представление о викторианском периоде как строго антисексуальном - неверно. В дополнение к сказанному приведем еще одну интересную трактовку сексуального поведения женщин в викторианскую эпоху: "Хотя очевидно, что многие викторианки страдали от подавления сексуальных инстинктов, более пристальный взгляд на проблему показывает, что женщины, внесшие наибольший вклад в разработку концепции "стыдливости", были значительно ближе к современным феминисткам, чем мы можем предположить...Путем отрицания своей сексуальности женщина викторианского периода пыталась обрести нечто вроде сексуальной свободы, ...стремясь к тому, чтобы ее не рассматривали только как объект половых устремлений. Ее "стыдливость" была маской, за которой скрывалось более радикальное стремление - достичь свободы личности" (Хэллери Хэллер, 1977).
Наука и медицина отразили "антисексуальную" направленность эпохи достаточно точно. Мастурбацию считали источником мозговых и нервных травм, причиной безумия и самых разнообразных болезней. Женщинам почти или вовсе не полагалось испытывать половое возбуждение, а в физическом и интеллектуальном плане их рассматривали как низшие существа по сравнению с мужчинами. В 1878 г. престижный "Британский медицинский журнал" опубликовал под
борку писем от врачей, в которых приводились данные, подтверждающие распространенное мнение, что прикосновение к женщине в период менструации вызывает импотенцию. Даже такой знаменитый ученый, как Чарльз Дарвин, создатель теории эволюции, писал в работе "Происхождение человека и половой отбор" (1871), что "мужчина более смел, воинствен и энергичен, чем женщина, и, к тому же, обладает более изобретательным умом" и что "средние умственные способности мужчин должны быть выше средних умственных способностей женщин".
Во второй половине XIX в. немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг предпринял попытку создать подробную классификацию половых нарушений. Его книга "Сексуальная психопатия" (1886), выдержавшая двенадцать изданий, представляла собой достаточно глубокое исследование, и ее влияние сказалось на общественном мнении, медицине и юриспруденции в течение почти столетия. Это влияние имело как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, Крафт-Эбинг, исходя из медицинской точки зрения, не осуждал так называемые половые извращения и выступил за пересмотр законов, касающихся половых преступлений; с другой стороны, его книга представляется нагромождением описаний сексуальных извращений, преступлений и насилия. Крафт-Эбинг уделил много внимания некоторым аспектам половых отношений, которые он считал ненормальными: садомазохизму (половому возбуждению, возникающему, когда человек причиняет боль другому или испытывает ее сам), гомосексуализму, фетишизму (половому возбуждению, вызываемому определенным предметом) и зоофилии (половым контактам с животными). Поскольку в его книге страшные примеры (половые убийства, каннибализм, сношения с мертвецами и др.) часто соседствовали на одной странице с менее ужасными половыми нарушениями, то у многих читателей возникало отвращение практически ко всем формам половых контактов. Несмотря на это, Крафт-Эбинг считается основателем современной сексологии.
В XX в. половое поведение стали исследовать более объективно. Хотя викторианское отношение к вопросам пола продолжало доминировать в некоторых кругах общества, работы серьезных ученых, таких, как Альберт Молль, Магнус Хиршфельд Дван Блох и Хэвлок Эллис, в совокупности с теориями Зигмунда Фрейда подготовили переворот в общественном сознании.
Зигмунду Фрейду (1856-1939), врачу из Вены, более успешно, чем кому-либо до или после него, удалось доказать, что половые отношения имеют первостепенное значение в жизни человека. В настоящее время считается, что это открытие Фрейда явилось результатом, с одной стороны, его гениальности как ученого, а с другой -его способности объединить новые идеи в стройную и убедительную систему. Фрейд рассматривал сексуальные отношения как ведущий фактор мотивации поведения человека и как основную причину всех разно
видностей невроза, нервного расстройства, при котором восприятие действительности не нарушается, но возникает чувство тревоги и снижается приспособляемость к стрессовым нагрузкам. Он подробно проанализировал сексуальные ощущения у детей, начиная с младенческого возраста, и развил взгляды других сексологов, высказанные в период 1880-1905 гг., сформулировав теорию психосексуального развития человека.
Фрейд ввел в сексологию много новых понятий. Из них наиболее известен эдипов комплекс, проявляющийся в половом влечении мальчика к матери, которое сопровождается сложным чувством к отцу, включающем любовь, ненависть, страх и соперничество. Фрейд также считал, что мальчики подсознательно обеспокоены возможностью потерять половой член как ужасной формой наказания (боязнь кастрации), а девочки - чувством неравенства и зависти в связи с отсутствием у них полового члена (половая зависть). Фрейд сделал вывод, что эти чувства подавляются главным образом на уровне подсознания. Из пестрого узора теоретических рассуждений Фрейду удалось создать клинический метод, названный психоанализом, для лечения подсознательных конфликтов, которые приводят к нарушениям психологического характера. Несмотря на то что многие современные сексологи не во всем согласны с Фрейдом (их взгляды будут рассмотрены в следующих главах), психоанализ до сих пор остается широко распространенным методом лечения.
Примерно в этот же период английский врач Хевлок Эллис (1859-1939) опубликовал свой семитомный труд "Исследования по психологии пола" (1897-1910). Эллис предвидел многое из того, что впоследствии описал Фрейд, в области полового развития детей, и некоторые его идеи не устарели и поныне. Например, он признал распространенность мастурбации у лиц обоих полов всех возрастов; нашел исключения из викторианского правила, что у "порядочной" женщины отсутствуют половые желания; особо отметил, что половые нарушения часто вызваны не столько физиологическими, сколько психологическими причинами. Он сосредоточил свое внимание на разнообразии форм сексуального поведения, создав противовес точке зрения Крафта-Эбинга, рассматривавшего все половые нарушения как заболевания.
Взгляды Фрейда и Эллиса сначала были приняты в штыки, и даже медики отказались воспринимать их всерьез. Однако по мере того, как эти идеи пересекли океан, они начали определенным образом влиять на общественное мнение. После первой мировой войны и в Европе, и в Америке назрели большие социальные перемены, которые внесли новую струю в викторианское мировоззрение. Под воздействием возросшего социально-экономического раскрепощения женщин и распространения автомобиля половые отношения в "век джаза" становились все более свободными и сопровождались соответствующими переменами в моде, танцах и литературе. Женщины
профессионально включились в назревавшую "сексуальную революцию". Маргарет Сенджер стала лидером движения за распространение противозачаточных средств в Америке. Кэтрин Дэвис проанализировала половую жизнь 2200 женщин. Результаты анализа в 1922-1927 гг. были опубликованы в ряде научных статей, а затем были изданы отдельной книгой. Англичанка Мэри Стоупс написала подробное руководство по семейным отношениям, нашедшее признание по обе стороны океана . В 1926 г. врач-гинеколог Теодор Ван де Велде опубликовал книгу "Идеальный брак", в которой рассмотрел различные способы половых сношений, включая и орогенитальные; его книга мгновенно стала бестселлером во многих странах.
"Ревущие двадцатые" закончились в 1929 г. внезапным биржевым крахом. Во время последовавшей за ними "великой депрессии" люди были более озабочены поисками крова и средств к существованию, чем вопросами секса. После второй мировой войны неоднозначную оценку общественности получили работы другого врача-сексопатолога, оставившего заметный след в истории исследования половых отношений. Альфред К.Кинзи (1894-1956) преподавал зоологию в университете штата Индиана. В 1938 г. его попросили прочитать факультативный курс лекций о браке. Готовясь к лекциям, Кинзи был поражен скудностью научных данных о половом поведении человека и, чтобы собрать необходимую информацию, он разработал и распространил среди своих студентов анкету. Вскоре он пришел к выводу, что устный опрос более перспективен, чем анкетирование, так как дает более точную и подробную информацию, - и с головой ушел в работу, опрашивая тысячи мужчин и женщин по всей стране.
5 января 1948 г. Кинзи совместно со своими коллегами, У.Помроем и К.Мартином, опубликовал монументальный труд "Сексуальное поведение мужчины", а пять лет спустя - в соавторстве с П.Гебхардом -вторую часть исследования - "Сексуальное поведение женщины".
Проведя беседы с глазу на глаз с 12 000 человек из различных слоев общества, Кинзи получил сенсационные результаты. Выяснилось, например, что 37% опрошенных мужчин имели по крайней мере один опыт гомосексуального полового сношения с достижением оргазма, 40% мужчин были неверны своим женам, а 62% женщин оказались знакомы с практикой мастурбации.
Первая книга Кинзи сразу же стала центром всеобщего внимания: к середине марта было распродано более 100 тысяч экземпляров, а сама книга продержалась в списке бестселлеров 27 недель.
Интересно отметить, что М.Стоупс, доктор наук и талантливая исследовательница, сама оказалась жертвой викторианского воспитания. Через 6 месяцев после вступления в брак с другим ученым, доктором Реджинальдом Р.Гейтсом, она "инстинктивно почувствовала, что ей чего-то недостает", и отправилась в Британский музей, чтобы выяснить, чего именно. Решив, что брачные отношения ее не удовлетворяют, она подала на развод, разошлась с мужем и впоследствии написала свою знаменитую книгу, чтобы предостеречь других от повторения ее ошибок.
Несмотря на то что Кинзи и его коллеги попытались объективно подойти к обоснованию сексуального поведения человека, их работа была подвергнута жестокой критике с методологических и моральных позиций. Престижный журнал "Лайф" назвал ее "разложением семьи как основной единицы общества, отрицанием моральных устоев и разгулом распущенности". Маргарет Мид ("Нью-Йорк Тайме", 31 марта 1948) обвинила Кинзи в том, что он рассматривает половые отношения как "безликий, бессмысленный акт", и это обвинение многократно повторили другие критики, среди которых был и профессор Колумбийского университета, который призвал к "изданию закона, запрещающего проводить исследования исключительно сексуального характера" ("Нью-Йорк Тайме", 1 апреля 1948). Однако книга получила и положительные отзывы, в которых утверждалось, что Кинзи "сделал в области половых отношений то же, что Колумб в географии".
В целом первый том дилогии Кинзи был принят благосклонно, чего нельзя сказать о второй книге - "Сексуальное поведение женщины" (1953). Многие газеты поносили ее в своих статьях и отказывались поместить информацию о ней в колонках новостей, объясняя свои действия тем, что "это было бы оскорблением для наших читателей" ("Тайме", 20 августа 1953 ). Церковники и педагоги называли факты, открытые Кинзи, "аморальными, подрывающими семейные устои и даже отдающими коммунизмом".
Кинзи умер в 1956 г. затравленным и разочарованным, но его правоту подтвердили дальнейшие исследования. Помимо культурного и научного наследства Кинзи и его коллеги создали Институт сексологических исследований при Индианском университете, который в настоящее время является главным исследовательским центром в данной области и продолжает свою работу под руководством Джун Райниш.
После выхода в свет работ Кинзи отношение к сексу в обществе усложнилось. Широко распространились добрачные половые связи, правда, преимущественно в помолвленных парах. В литературе, в кино и даже в музыке начали появляться эротические сюжеты и мотивы. В середине 1950-х годов профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин, потрясенный тем, что он видел и слышал вокруг, горько заметил, что "сексуализация" музыки сделала ее "обнаженной, вводящей в соблазн... похотливой и извращенной" благодаря исполнителям, "блеяние которых подчеркивается вихлянием, кривлянием и ритмическими телодвижениями, имеющими слишком откровенный сексуальный подтекст и неприкрытое значение". (Профессор Сорокин высказал свои критические замечания после того, как Элвис Пресли добился национального признания. Интересно, что бы он сказал, если бы увидел или услышал таких исполнителей, как Принс, Бой Джордж и Мадонна?)
В то же время 1950-е годы были периодом, когда считалось, что женщины - это обольстительные, но недалекие создания (напоминающие образы, созданные в кино Мерлин Монро), пределом желаний которых было создание семьи и воспитание детей. Журнал "Харперс магазин" (январь, 1950) писал: "Если американская девушка носит очки в простой, а не в яркой и красивой оправе, ее шансы познакомиться с молодым человеком равны нулю". А журнал "Си" (январь, 1950) совершенно серьезно советовал своим читательницам "носить бюстгальтеры с накладками, по возможности, скрывая этот факт от жениха до свадьбы". Элберт Эллис (1959) кратко сформулировал мораль своего времени следующим образом: "Основной закон, лежащий в основе наших половых, любовных и брачных отношений, может быть выражен с абсолютной и устрашающей простотой в двух предложениях - (а) если это НЕ СЕРЬЕЗНО, не делай этого; (б) если это твой ДОЛГ, выполняй его".
В начале 1960-х годов началась "сексуальная революция", которая в США проходила более бурно, чем любая другая. Она была подготовлена многими факторами: доступностью противозачаточных средств; молодежным движением протеста; возрождением в новом виде феминистского движения и большей открытостью в описании и демонстрации половых отношений. Поскольку оценить историческое значение каждого из этих факторов в "разжигании сексуальной революции" невозможно, будем считать, что все они сильно повлияли на ее развитие.
Противозачаточные средства сделали добрачные половые контакты более "безопасными" и позволили миллионам людей перейти от вышеупомянутых прокреативных отношений к реляционным или рекреативным. Доступность противозачаточных средств создала у многих женщин ощущение свободы и, возможно, внесла больший вклад в изменение их полового поведения, чем это принято считать. Молодежное движение протеста, которое началось с борьбы за гражданские права и набрало силу благодаря утрате иллюзий во время вьетнамской войны, заставило американскую молодежь бросить вызов старшему поколению ("обществу потребления"). Этот вызов выразился не только в одежде, длинных волосах и музыке, но и в употреблении наркотиков и в борьбе за свободу половых отношений ("Сотвори любовь, а не войну!").
Когда сознательность молодых выросла до осознания политической и социальной несправедливости, они горячо выступили в поддержку феминистского движения. Поскольку противозачаточные средства позволили женщине самой распоряжаться своей судьбой, женская сексуальность стала восприниматься как естественное проявление.
Общество в целом восприняло "сексуальную революцию" неоднозначно. Одни охотно присоединялись к движению за "сексуальную свободу", тогда как другие полагали, что оно скоро "выдохнется".
Подавляющее большинство восприняло ее с отвращением и тревогой, считая, что она ведет к разложению американского общества. Тем не менее о половых отношениях стали больше говорить, больше их показывать и глубже изучать. 1960-е годы стали свидетелями "топ-лесс шоу" ("шоу без лифчиков") в барах, выступлений на Бродвее обнаженных артистов (сначала в мюзикле "Волосы", а затем - "О! Калькутта!") и новаторского подхода к изучению половых функций человека.
Кинзи и его коллеги анализировали природу половых отношений, чтобы выяснить, как, когда и насколько часто люди вступают в половые контакты. С тех пор поиск ответов на нерешенные вопросы заставил ученых значительно расширить исследования в данной области. Среди наиболее известных исследователей, продолживших работу, начатую Кинзи, были Уильям Х.Мастерс и Вирджиния Э.Джонсон, врачи и ученые из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе.
Мастере и Джонсон считали, что для понимания многоаспектности половой природы человека необходимо знать не только анатомию и физиологию половых органов, но и располагать информацией психологического и социологического характера. Не удовлетворившись изучением сексуального поведения животных, Мастере и Джонсон пришли к выводу, что только непосредственное наблюдение за половым актом человека позволит устранить все неясности в этом вопросе. В 1954 г. они приступили к лабораторному исследованию факторов, определяющих половое возбуждение. К 1965 г. они проанализировали более 10 000 половых актов 382 женщин и 312 мужчин, в результате чего появился доклад "Человеческая сексуальная реакция", который быстро привлек к себе внимание широкой аудитории. Хотя некоторые специалисты сразу осознали всю важность проделанной работы, многие были шокированы примененными методами. На ученых посыпались обвинения в "слишком механистическом подходе" и в "аморальности", мало кто понимал, что данные по физиологии полового акта были не конечной целью ученых, а лишь основой для разработки методики лечения людей с нарушениями половых функции.
В 70-е и 80-е годы нашего века о половых отношениях стали говорить более открыто. В 1970 г. Мастере и Джонсон опубликовали свой главный труд - "Человеческая сексуальная неадекватность", в котором предложили коренным образом изменить подход к лечению ряда половых нарушений, ранее требовавших долгого лечения и имевших незначительную долю успешных исходов. Они разработали Двухнедельную программу с показателем эффективности лечения более 80%, которая впоследствии легла в основу новой отрасли медицины - секс-терапии.
Сейчас по их методике работают тысячи клиник, созданы новые способы лечения (особого внимания заслуживают методики врачей X. Каплан и Дж.Эннона).
В последнее время появился ряд популярных изданий по вопросам половых отношений, среди которых наиболее известна книга Алекса Комфорта "Половая радость" (1972). Без преувеличения можно сказать, что кино играет ведущую роль в откровенности показа половых контактов, а на ранних стадиях развития американского видеорынка порнографические фильмы прочно удерживали все первые места. Телевидение также стало заметной силой "сексуальной революции", и во многих его программах зазвучали ранее запретные темы.
На изменение отношения американцев к сексу повлияли следующие факторы: практика добрачного сожительства начала приобретать все большее значение как стадия, предшествующая вступлению в брак; легализация абортов Верховным судом США в 1973 г. позволила снизить осложнения от абортов, но вызвала много споров о моральной стороне вопроса; принятие Американской ассоциацией психиатров решения о выводе гомосексуализма из разряда психических заболеваний в 1974 г. (движение за свободу гомосексуалов); осознание важности всех видов половых преступлений, явившееся результатом частично движения в защиту женщин, а частично - работы ученых и исследователей, которые убедительно доказали, что изнасилование - это преступление, вызванное распущенностью, а не страстью, что привело к изменению законов, карающих за это преступление, и созданию по всей стране центров по предупреждению изнасилований; разработка новых способов зачатия и вынашивания детей, начиная с рождения первого "ребенка из колбы" в 1978 г. ( к настоящему времени число таких детей достигло 1000) и кончая вынашиванием детей с помощью "суррогатной матери".
Конец 1970-х и начало 1980-х годов можно охарактеризовать как период борьбы против излишней доступности и аморальности половых отношении. "Моральное большинство" пыталось бойкотировать половое образование в средней школе и выступило против "беспорядочных половых связей", к которым оно относило все половые отношения, кроме брачных. Движение "За право на жизнь" бросило вызов легализации абортов и безуспешно попыталось добиться их юридического запрета. В 1983 г. администрация Рейгана предприняла попытку ввести надзор за родителями подростков, приобретавшими противозачаточные средства ( к счастью, этот законопроект, получивший название "правило доносчика", не был принят).
В конце XX в. появились новые болезни, передаваемые половым путем, такие, как генитальный герпес (наблюдаемый преимущественно у гетерогенных пар) и СПИД (синдром приобретенного
иммунодефицита). Их распространение, как представлялось некоторым, было связано с половой распущенностью и воспринималось многими как "божья кара" за грехи. Мы не можем с уверенностью сказать, будут ли тенденции, которые мы сегодня считаем значительными, влиять на нашу половую жизнь и в дальнейшем. Мы не можем быть уверены и в том, что лет через сто историки не обозначат наше время каким-нибудь одним эпитетом (как, например, викторианское), сведя все сложности наших половых взаимоотношений к одному понятию. Единственное, что мы можем утверждать, - это то, что наши отношения и взгляды будут меняться, но в каком направлении - предвидеть невозможно.