Отдельные методы и приемы логопедической работы с детьми 1,5-3 года, страдающими ринолалией.
Отдельные методы и приемы логопедической работы с детьми 1,5-3 года, страдающими ринолалией.
В работе руководствуются тем, что:
- Необходимо использовать каждую возможность в течение дня для стимулирования речевой деятельности.
- Как можно больше разговаривать с ребенком.
- Произношение всех взрослых, окружающих должно быть четким и ярким.
- Учитываем уровень индивидуального развития ребенка.
Разделы логопедической работы.
· Выработка правильной воздушной струи
· Дыхательные упражнения, формирование ротового выдоха
· Упражнения для губ и языка
· Отработка гласных звуков
· Визуальные упражнения на ориентацию
· Упражнения на акустическую дифференцировку.
Форма занятия игровая, без принуждения, возможно без соблюдения организационных моментов (в режимные моменты, это на прогулке, во время игры).
Примерные игровые моменты:
1. упражнение на визуальную ориентацию.
Время после сна, во время умывания - показывать и называть части лица (помимо основных частей лица вводятся такие понятия как: верхняя и нижняя губа, ноздря, кончик носа, кончик языка).
2. дыхательные упражнения.
На прогулке согреть руки, дома подышать на зеркало и посмотреть как оно запотевает (ха, хо, ху, хы), на прогулке растопить (сдуть) снежинку, подуть на шарик, на кораблик, на лыжника, на замершее стекло.
3. направленный поток воздуха.
Дуть на ложку с горячей пищей, следить за ротовым выдохом.
4. гимнастика для губ и языка.
Во время еды облизать ложку, облизать испачканные губы, облизать тарелку.
5. акустические дифференцировки.
3 медведя, неречевые звуки – прислушаться к звукам на прогулке, учиться отличать интонацию, исполнение музыкальных инструментов, различать голоса детей, с которыми воспитывается в детском саду.
ДО ГОДА.
Чтобы предотвратить патологическое положение языка рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка ближе к зубам (на животе или на боку) .
На 3 месяце – период гуления, далее лепет. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки, мягкого нёба следует давать питье маленькими глотками. С ребенком говорить, используя правильную артикуляцию, не искажать звуки (не «сюсюкаться»), поощрять общение ребенка с окружающими.
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ проводится операция – пластика губы. Родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для её пластичности, подвижности, развития объема движений.
Усиливать движение губ путем обучения малыша губным звукам. При обучении с ребенком мать произносит громко взрывной звук ам – ап – аб; ма – ба – па; па – па; ма – ма. Параллельно идет отработка речевого дыхания. По примеру матери ребенок произносит гласные звуки (а, э, о, ы, у, и), язык у нижних резцов, мышцы лица расслабленны, напряжение мышц снижается массажом. Массаж сочетается с артикуляционной гимнастикой.
Одновременно применяются игры на звукоподражание, во время которых внимание ребенка применяют к ротовому выдоху (вата, султанчики)
От дыхательных игр переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляцию гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук.
Примеры: Как гасят огонек??? [ф]
Как гудит пароход??? [ы]
Как гудит паровоз??? [у]
Какой ты большой??? [о]
+ дается артикуляция. Постепенно приучаем к занятиям.
В 2-3 ГОДА словарный запас > 200 слов.
Приучаем детей к более сложной артикуляции, связываем с игровыми моментами.
Пример: Поцеловать маму (смыкание губ);
Остановить лошадку (вибрация губ).
Массаж
Звуки л', м, м', н, н', в', в
1. Валя, ванна, ваниль, воля, вонь, вон, война, вымя, Лева, мальва, новый, левый, ленивый, внимание, вволю.
Слова для анализа: ванна, мальва.
2. вон Валя вон мина вон моль ленивый Лева вон Лева вон малина вон ванна Валины мальвы
3. Вон мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли. Вон лиман. На лимане мель. На мели налим. Ваня и Веня меняли лимон на ваниль. В июне и июле ливни.
Звуки л', м, м’, н, н', в, в', ф, ф'
1. Фаня, Фаля, фамилия, фон, Фома, Филя, фильм, филин, финн, Феня, фен, олифа, лиф, миф, вафли, новь, лев.
Слова для анализа: фамилия, вафли, лиф.
2. вон Фаня вон филин вон вафли вон Фома вон олифа вон лев
У Оли фен. Олина фамилия Фалина. Лева и Фома увели Фаню на фильм. В фильме лев и филин. Веня и Аня ели ванильные вафли. Фома и Воля ели лимон.
Мама и няня намяли малину. Феня и Фаня ели малину. Они ели вволю.
Звуки м, м', н, н’, в, в', ф, ф', л', л
манил(а) | малый |
велел(а) | вялый |
налил(а) | молния |
вынул(а) | навалом |
увел(а) | нанял(а) |
волна | валуй |
милый | валун |
лама | лом | мыл(а) |
лава | ловля | мел |
Алла | ловил(а) | вол |
мала | ломал(а) | финал |
вилла | мыло | молва |
молол(а) | влево | луна |
Слова для анализа: лом, волна, мел.
1. Проспрягать: Я ловил(а) филина. Я ломал(а) мел. Я вынул(а) мыло. Я увел(а) Аллу.
Образец.
Я ловил(а) филина. Мы ловили филина. Ты ловил(а) филина. Вы ловили филина. Он (она) ловил (а) филина. Они ловили филина.
2. вон лама вон вилы вон мел вон мыло вон волна вон филин вон луна вон валун
Виля мал. Виля вынул вилы. Он ломал мальвы. Нина мала. Нина наломала мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли.
Вон лиман. На лимане волны. На лимане мель. На мели мы ловили налима. Алла ловила налима.
Аня мала. Она в мелу. Мама велела: «Алла, вымой Аню». Алла мыла Аню мылом. Мыла мало.
Няня вынула лимоны. Няня вымыла лимоны. Аня, Алла, Фаня и Ваня ели лимоны. А мама и няня ели малину.
Звуки м, м', н, н', л, л', в, в', ф, ф’, п, п'
папа | поле | напал(а) | план | пламя |
павлин | помпа | липа | попона | плафон |
Павел | Поля | плавил(а) | полол(а) | пыль |
Павильон | понял((а) | пума | лоб | плавал(а) |
пони | упал(а) | ампула | пленный | вопли |
пуля | пол | пуф | поляна | плевал(а) |
панель | лампа | панама | пыл | хлюпала |
паленый | Полина | пальма | полный | плов |
вон папа | вон Поля | вон лампа |
вон павлин | вон поле | вон липа |
вон Павел | вон пони | вон плафон |
вон павильон | вон пыль | вон поляна |
вон панама | вон попона | вон ампула |
пила | пение | напев | пень | ||
пилюля | пена | выпь | пенал | ||
пилил(а) | выпил(а) | пельмени | пелена | ||
пиво | пимы | пел(а) | пепел | ||
вон пена | вон пила | ||||
вон пень | вон пимы | ||||
вон пенал | вон выпь | ||||
1. Проспрягать: Я упал(а) на пол. Я упал(а) на пень. Я поливал(а) пионы. Я полол(а) мальвы.
Мы упали на пол. Вы упали на пол. Они упали на пол.
Образец.
Я упал(а) на пол. Ты упал (а) на пол. Он (она) упал (а) на пол.
Я вымыл(а) лампу и плафон. Я плавал(а) в волнах. Я ел(а) пельмени и плов.
У Вали пенал. У Лены пион. У Павла пила. Поля пела. Лева пилил. Ампула упала. Фаня напевала. На Лене панама. У Вовы пимы. На пони попона. На волне пена. На лампе плафон. На поляне выпь. Леля выпила пилюли. Пламя опалило ель. Пламя на поляне.
Вон пыль. Пыль на полу, на пуфе, на лампе, на пальме. Ляля вымыла пальму и плафон. Лена вымыла пол. Они полили пальму.
Вон поляна. На поляне ель. У ели пень. Валя упала на пень.
Поля полола пионы. Нина полола лилии. Валя поливала пионы, мальвы и лилии. Они пели.
Папа, мама, Валя и Вова ели плов. Павел и Валя ели пельмени.
В Павла попала пуля. Павел упал на поляне. Он попал в плен.
ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых [м], [м'], [н], [н']. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые [б], [б'], [д], У. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глсточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии):
· переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей
Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
· заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.
Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.
Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного к.
Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок “слышал носом” и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (л, б — м; д — и).
Отдельные методы и приемы логопедической работы с детьми 1,5-3 года, страдающими ринолалией.
В работе руководствуются тем, что:
- Необходимо использовать каждую возможность в течение дня для стимулирования речевой деятельности.
- Как можно больше разговаривать с ребенком.
- Произношение всех взрослых, окружающих должно быть четким и ярким.
- Учитываем уровень индивидуального развития ребенка.