Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5—10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Самомассаж мышц головы и шеи
1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими (рис. 113).
2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке (рис. 114).
Самомассаж мышц лица
3. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам (рис. 115).
4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам (рис. 116).
5. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали (рис. 117).
6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу (рис. 118).
7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем (рис. 119).
8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам (рис, 120 а, б).
9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с (рис. 121).
10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта (рис. 122).
11. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости (рис. 123).
12. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти (рис. 124).
13. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине (рис. 125, 126).
14. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам (рис. 127).
15. «Расческа». Поглаживание губ зубами (рис. 128).
16. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
17. Всасывание верхней и нижней губы попеременно (рис. 129)
18. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
19. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу (рис. 130).
20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам (рис. 131).
21. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам (рис. 132).
22. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях (рис. 133).
23. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
24. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по нимкончиками пальцев (рис. 134).
25. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
26. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку (рис. 135).
Самомассаж мышц языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.
Самомассаж ушных раковин
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз (рис. 136).
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.
Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:
Если солнце жарко греет, Поглаживающие движения от середины
Если легкий ветер веет, лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Стало сухо и тепло —
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше, Постукивающие движения подушечка-
Листья падают неслышно, ми пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Птицам улетать пора —
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится, Круговые движения в области лба, щек,
Всюду белый снег кружится, подбородка.
В снежных шапках все дома, —
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими
Звонкий ручеек течет, ладонями сверху вниз по боковым сторонам
Распускается листва — лица и шеи, по центральной
Это к нам пришла весна. части лица и шеи.