Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже
При массаже языка дополнительно могут использоваться такие приспособления, как постановочные зонды, зонды, предложенные Е. В. Новиковой, шпатели, зубные щетки (используется щетинистая поверхность или рифленая поверхность ручки), массажер для языка, а также специальные приспособления, имитирующие зубные щетки для детей первого года жизни, выпускаемые фирмой «Чикко».
Массаж с использованием этих приспособлений, как правило, хорошо дополняет ручной массаж, но не заменяет его, поскольку, опираясь только на собственные тактильные ощущения, логопед достаточно точно может определить изменения в состоянии мышц, возникающие в результате массажного воздействия.
Инструментальные методы воздействия чаще всего используются при массаже языка. При использовании логопедических зондов, шпателя или зубных щеток массажные движения выполняются в трех направлениях:
горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;
вертикальном: ритмичное надавливание на язык;
поперечном: направление справа налево и обратно по каждой половине языка.
Воздействие осуществляется с помощью следующих действий: поглаживание; штрихование, рубление; надавливание, вибрация (легкая и сильная); постукивание, ввинчивание.
В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать следующее:
при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая вибрация), щетинистые поверхности зубных щеток не используются;
при активизирующем массаже, напротив, движения должны быть энергичными (штрихование, рубление, надавливание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).
Глава 6
МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА
(массаж биологически активных точек)
Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.
Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.
Техника точечного массажа
Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.
При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр. При надавливании на БАТ у массируемого возникают, как правило, ответные реакции, чаще субъективного характера (ощущение ломоты, растирания, онемения, некоторой болезненности, может появиться чувство тепла, легкости). Однако эти ощущения не должны быть резко выраженными.
Одним из способов нахождения БАТ служит пальпация. Пальпацию проводят с помощью скользящих движений подушечкой наиболее чувствительного пальца (безымянного или указательного). При нахождении БАТ в области лица часто возникает ощущение пульсации.
Приемы точечного массажа
Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивными.
В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий,или «тормозной», методточечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 —6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 —6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.
При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника.Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.