Методические указания к проведению массажа

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или рас­слабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологи­чески активных точек (БАТ), массаж с применением специальных при­способлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое сомати­ческое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктиви­ты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, сто­матиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, на­личие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение не­вропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хоро­шо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух — трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10—20 процедур. Эти циклы можно повторять с пере­рывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность про­цедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родите­лям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ре­бенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излиш­не расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, явля­ется решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот),

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта),

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут ис­пользоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попада­ния капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с ко­ротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детс­ким маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц по­лости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Положения тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента (рис. 18).

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента (рис. 19).

методические указания к проведению массажа - student2.ru

3. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пунк­те 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь ле­вой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверх­ности (рис. 20).

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

1. Поглаживание.Это обязательный прием, с которого начинается каж­дая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каж­дый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположен­ных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема погла­живания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомога­тельного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуж­дающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее дви­жение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продоль­ном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание.Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процес­сы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладо­ни или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью со­гнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевид­ном направлениях.

3. Разминание.Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При размина­нии в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их со­кратительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недоста­точности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осу­ществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются квер­ху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание.Вибрация изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие.Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, по­колачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

ГИМНАСТИКА

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воз­действия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения совершаются ребен­ком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполня­ются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить дви­жение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, од­нако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движе­ние, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение уп­ражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения сле­дует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплиту­ду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестети­ческие ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществ­ления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как пра­вило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнасти­ки является выработка полноценных движений. Формируются такие каче­ства движения, как полнота объема движения, его точность, интенсив­ность выполнения, дифференцированное включение в движение опреде­ленных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечево­го пояса, мимических и артикуляционных мышц. Активная артикуляцион­ная гимнастика широко представлена в логопедической литературе, по­этому в данном пособии приводятся лишь некоторые упражнения, кото­рые используются в сочетании с массажем.

Глава 5

Наши рекомендации