АФО органов пищеварения новорождённого ребёнка
В желудочно–кишечном тракте новорожденного в норме нет бактерий. Если плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления- с молоком матери. До первого кормления желудочно-кишечный тракт у новорожденного стерилен. Уже в первые часы после рождения микрофлора появляется в полости рта, а затем обнаруживается и в меконии. При грудном вскармливании в кишечнике преобладает бифидум-флора.
Происходит приспособление новорожденного к новым условиям питания, начинает функционировать пищеварительная система.
Кишечник н6оворожденного содержит первородный кал – меконий, который выделяется в первые дни жизни и представляет собой густую, вязкую массу темно-зеленого цвета без запаха.
Меконий состоит из выделений пищеварительного тракта плода, проглоченных околоплодных вод и слущенного эпителия.
После начала кормления стул меняет свою окраску. Переходный стул отмечается в течение 2-4 дней, он тоже зеленоватого цвета, неоднородный, с участками желтовато-белого цвета. Постепенно стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, становится желтого цвета, кашицеобразный, зернистый, частота его составляет 3-4 раза в сутки, в то время как у детей получивших искусственные смеси, стул- 1-2 раза в день, при этом он желтый и более твердый.
Желудок мал по объёму и расположен гори-зонтально. Кишечник относительно длинный и отличается недоразвитием нервного аппарата, нежностью слизистой оболочки, обилием крове-носных сосудов и ворсинок, слабостью мышечного и эластичного слоёв, некоторой недостаточ-ностью кишечных желёз, высокой проницаемос-тью кишечной стенки. Сосательный рефлекс хорошо развит. Слюнные железы развиты слабо, в первые 6-8 недель слюны выделяется мало.
Защитная функция слизистой оболочки полости рта развита слабо.
До первого кормления желудочно-кишечный тракт у новорожденного стерилен. Уже в первые часы после рождения микрофлора появляется в полости рта, а затем обнаруживается и в меконии. При грудном вскармливании в кишечнике преобладает бифидум-флора.
Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия |
Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия возникают практически у всех новорождённых в середине первой недели жизни. |
Меконий выделяется в течение 1-2, реже 3 дней, затем стул становится частым, появляется слизь, комочки, пятна воды на пелёнке вокруг каловых масс. При микроскопии обнаруживают лейкоциты (до 30 в поле зрения), жир. | ||
Такой стул называют переходным; через 3-4 дня он становится гомогенным (кашицеобразным), жёлтым, количество лейкоцитов уменьшается до 12-20 в поле зрения. |
Физиологическая диспепсия связана с переходом на лактотрофное питание (грудным молоком), раздражением кишечника белками, жирами. Одновременно происходит заселение кишечника новыми микроорганизмами. Первичная бактериальная микрофлора кишечника представлена бифидобактериями, молочнокислыми стрептококками, сапрофитными стафилококками, условно-патогенными стафилококками, непатогенной кишечной палочкой, протеем, грибами. В конце первой недели жизни бифидофлора вытесняет другие бактерии и становится основной микрофлорой кишечника. |
Эталон ответа к билету №26
Задание 2.
Профессиональная задача
Новорождённая от повторной, нормально протекавшей беременности. Роды на 40 недели гестации, неосложнённые. Ребёнок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 9/10 баллов. В первые 30 минут после рождения новорождённая была приложена к груди матери. Масса при рождении 3100, длина тела 51 см. Проведён осмотр в родильном блоке. После перевода в отделение новорождённых был проведён осмотр в палате при естественном освещении на пеленальном столе. Температура в палате 24 градуса.
При обследовании выявлено: масса тела на 4-сутки составила 2850г. Вскармливание грудное, «по требованию». Сосёт активно. Стул и диурез в норме.
Задания:
1.Определите проблемы новорождённого.
2.Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.
3. Составьте план сестринского вмешательства.
Профессиональная задача
Определите проблемы новорождённого.
Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:
-потеря массы тела;
- дефицит знаний матери по уходу за ребенком;
- ребёнок 4-х суток не может организовать себе питание самостоятельно;
Потенциальные проблемы:
- снижение иммунитета;
- снижение массы тела более 10%;
- риск присоединения интеркуррентных заболеваний.
2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого