Транзиторные изменения кожных покровов. Осуществление ухода
Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.
Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.
Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .
Милиа. Маленькие, 0,5-2 мм в диаметре белые узелки на носу, лбу, подбородке, реже на коже туловища - закупоренные сальные железы. Обычно проходят через 2 недели без лечения.
Потница (милиария) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.
Эталон ответа к билету №17
Задание 2.
Профессиональная задача
Новорождённый ребёнок от повторной физиологической беременности, 2 срочных родов с массой при рождении 3750 гр. Закричал сразу. К груди матери приложен в течение первых 20 минут. На первые сутки жизни вакцинирован от вирусного гепатита В, на четвёртые сутки обследован на наследственные заболевания, был произведён забор крови из пяточки. В настоящее время ребёнку 10 суток. На грудном вскармливании. Грудное молоко получает по «требованию».
При обследовании выявлено: ребёнок стал более беспокойным и кормящей матери кажется, что у неё недостаточное количество грудного молока. При контрольном кормлении выявлено, что новорождённый высасывает 20 мл. Из бутылочки жадно сосет сцеженное грудное молоко.
Задания:
1. Определите проблемы новорождённого.
2. Определите и обоснуйте состояние новорождённого.
3. Составьте план сестринского вмешательства.
Профессиональная задача
1. Определите проблемы новорождённого.
Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:
- неэффективное кормление;
- дефицит знаний матери по подготовке к кормлению;
- беспокойство и нарушение сна из-за не эффективного кормления.
Потенциальные проблемы:
- высокий риск обезвоживания;
- высокий риск снижения массы.
2. Определите и обоснуйте состояние новорождённого.
Гипогалактия- это снижение секреторной деятельности грудных желёз в период лактации
Достоверные признаки дефицита молока: редкие мочеиспускания ребенка (в сутки реже 6-8 раз); плохая прибавка в весе(меньше 450-500 г. в месяц). |
Недостаток молока чаще всего обусловлен факторами, связанными с нарушением следующих правил кормлением грудью: редкие кормления; неправильное прикладывание ребенка к груди; отсутствие ночных кормлений; использование пустышек или сосок; допаивание водой или докорм; непродолжительное кормление; - беспокойство ребёнка. Профилактика гипогалактии: 1.Увеличить частоту прикладывания ребёнка к груди. 2.Обеспечить рациональное питание кормящей матери. 3. Постоянно применять лактогенные фиточаи. 4. Провести комплекс мероприятий для стимуляции лактации с помощью физиотерапевтических процедур, точечный массаж груди. 5. Провести курс комплексом специальных поливитаминов и минеральных веществ для повышения лактации. 6. Основные критерии эффективности грудного вскармливания – хорошее общее самочувствие и состояние малыша, адекватное увеличение массы тела и роста. |
Обоснование: на основании данных обследования (контрольное кормление и взвешивание).
3. Составьте план сестринского вмешательства.
- Восполнить дефицит знаний матери о причинах возникновения гипогалактии.
- Получить информированное согласие на проведение процедур.
- Обучить мать сцеживанию молока.
- Обеспечить рациональное питание кормящей матери.
- Контролировать активность сосания ребенка и состояние лактации у матери.
- Предупредить мать, что перед кормлением необходимо контролировать:
свободное носовое дыхание и отсутствие признаков охлаждения или перегревания.
- Обеспечить комфортные условия в палате новорождённого.
- Проводить регулярную уборку, проветривание и кварцевание палаты новорождённых.
- Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.
- Обеспечить кормление новорождённого грудным молоком по «требованию».
- Соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
- Контролировать состояние новорождённого, вес, регистрировать характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, отмечать характер температурной кривой, частоту и характер стула и диурез.
- Выполнять назначение неонатолога.
Эталон ответа к билету №18
Задание 3.
Практическая манипуляция
Продемонстрируйте на фантоме манипуляцию: «Техника антропометрии (измерение роста) новорождённого»
Техника антропометрии (измерение роста) новорождённого ребёнка
№ | Алгоритм действия |
Оснащение | |
1. | -горизонтальный ростомер (рис.1); -пеленка; -резиновые перчатки; -ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь; -бумага, ручка. |
2. | Объяснить маме/родственникам цель исследования. |
3. | Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» (рис.2). |
4. | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. |
5. | Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши, вымыть и осушить руки. |
6. | Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки). |
7. | Уложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке. |
8. | Фиксировать голову ребёнка (угол глаза и козелок уха должны находиться на одной линии). |
9. | Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием на колени. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера. По шкале определить длину тела ребёнка. |
10. | Убрать ребёнка с ростомера. |
11. | Записать результат. Сообщить результат маме. |
12. | Убрать пелёнку с ростомера. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. |
Всего |
рис.1
Эталон ответа к билету №19
Задание 1.