Виды нарушения зрения и их профилактика. Гигиена зрения.
Поступающие в глаз световые лучи, прежде чем они попадут на сетчатку, проходят через несколько преломляющихся сред. К ним относятся роговица, водянистая влага передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело.
Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.
Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо чтобы лучи от всех его точек попали на заднюю поверхность сетчатки, т.е. были здесь сфокусированы. Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии, кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фиксирует близкие предметы, неясно видны отдалённые.
Глаз способен приспосабливаться к чёткому видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Приспособление глаза к чёткому видению предметов на различных расстояниях называется аккомодацией. Аккомодация осуществляется путём изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, а при рассматривании отдалённых - плоским.
Преломление лучей в хрусталике - рефракция - обеспечивает фокусирование изображения на сетчатке.
Существует два основных вида аномалии рефракции - дальнозоркость и близорукость
Дальнозоркость (гиперметропия) объясняется короткой продольной осью глаза. Она связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо со слабой рефракцией хрусталика. Изображение фокусируется сзади глаза. На сетчатке получается расплывчатое изображение предмета. Дальнозоркий глаз способен усилить свою преломляющую способность за счёт кривизны хрусталика, но аккомодация не в состоянии обеспечить чёткого изображения предмета на сетчатке, необходимы очки с двояковыпуклыми стёклами, которые обеспечат схождение лучей на жёлтом пятне сетчатки.
Близорукость (миопия) объясняется слишком длинной продольной осью глаза. Она связана либо с неправильной формой глаза (удлинённое глазное яблоко), либо слишком длинной рефракцией хрусталика, т.е. избыточной кривизной хрусталика. Схождение лучей в одной точке происходит до сетчатки. Близорукий глаз чётко видит близкие предметы и расплывчато отдалённые. Необходимы очки с двояковогнутыми стёклами, которые обеспечат схождение лучей на жёлтом пятне сетчатки.
Косоглазие: для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании предметов. Постоянное чрезмерное напряжение мышечного аппарата глаза приводит к тому, что один глаз отклоняется в сторону виска. Возникает косоглазие.
У детей косоглазие появляется на 2-3 году жизни, иногда становится заметным после перенесённой болезни, испуга, удара. Очень важно своевременно выявить косоглазие и показать ребёнка врачу, т.к. оно хорошо излечимо в начальных стадиях.
Профилактика нарушения зрения
В период детства преобладающим видом рефракции является дальнозоркость, а частота нормального зрения (эмметропия) и близорукости очень мала. По мере роста и развития детей дальнозоркость снижается, а близорукость возрастает. По сравнению с начальным периодом обучения к окончанию школы близорукость увеличивается в 5 раз. Дефицит света влияет на прогрессирование близорукости (норма 150-300 люксов). Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются от начала к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещённости.
Люкс - единица освещенности. 1 лк. = освещённости 1-й международной свечи на S = 1 м.
С повышением уровня освещённости у детей и подростков увеличивается острота различения, возрастает скорость чтения.
Низкая освещённость (30 лк) ведёт к падению ясного видения почти на 70%. В результате зрительной умственной работы в условиях слабой освещённости острота зрения снижается после 1-го урока и к 5-му уроку падает на 22%.
Уровень освещённости сказывается на качестве работы: так при освещённости в 400 лк количество безошибочных работ составляло 74 %, при освещённости в 100 лк - 47 %, в 50 лк - 37 %.
Параллельно улучшению зрительных функций в связи с повышением освещённости у нормально слышащих детей обостряется острота слуха.
При любом виде отклонения зрения у детей требуется особое внимание и строгое выполнение в процессе обучения (воспитания) рекомендаций врача-окулиста (ежегодный осмотр).
Гигиена зрения
1. Нельзя читать лёжа, в движущемся транспорте.
2. Следить за тем, чтобы дети, которым прописаны очки, пользовались ими.
3. Не тереть глаз грязной рукой, платком, соблюдать стерильность.
4. Следить за правильной посадкой за столом (партой). Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола должно быть для детей 20-25 см, подростков - 30-35 см, чтобы свет падал с левой стороны.
5. На занятиях с длительным напряжением мышц глаза переключать зрение на дальние предметы: доску, таблицу.
6. Норма освещённости 150-300 лк.
Гигиенические требования к освещению помещений:
1. Окна учебных помещений должны быть обращены на юг, юго-восток или юго-запад.
2. Свет не должен затенять высотные здания, деревья, цветы на окнах, шторы.
3. СК (световой коэффициент) - отношение площади застеклённой поверхности окон к площади пола.
S = ------------------ классы - 1 : 4, спортзал, рекреации - 1 : 5,
вспомогательные помещения - 1 : 8.
КЗ (коэффициент заглублённости) - отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты - 1 : 2.
КЕО (коэффициент естественной освещённости) - отношение освещённости помещения к освещённости возле здания - 1, 75 - 2 %
осв-ть помещения . 100
КЕО = —————-———————
осв-ть на улице (возле здания)
4. Систематически следить за чистотой окон, ламп, равномерным рассеиванием как естественного, так и искусственного.
Максимально высоким уровнем естественного освещения считается 2000 люксов.
Для солнцезащиты применяют шторы из х/б тканей, поплина, штапельного полотна, репса, льняного полотна.