Рефлекс как основная форма деятельности нервной системы
Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражения из внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии Ц.Н.С. Раздражение кожи подошвы стопы у человека вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев - это подошвенный рефлекс. При ударе по сухожилию 4-х главой мышцы бедра - нога разгибается в колене - это коленный рефлекс
Прикосновение к губам грудного ребёнка вызывает у него сосательные движения - это сосательный рефлекс. Освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка - это зрачковый рефлекс.
Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро
реагировать на различные изменение внешней и внутренней среды.
Все, даже сложные проявления человеческой деятельности, - рефлексы (учёба, знания, умения, навыки),
"Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.M. Сеченов).
Во всех органах тела имеются нервные окончания - рецепторы.
Рецепторы - нервные окончания, воспринимающие раздражения. Их
делят на: 1. Экстерорецепторы – воспринимают раздражения внешней среды (кожа, ухо, глаз. и др.)
2 Интерорецепторы - воспринявши раздражения внутренних органов (сердце, печень, почки)
3. Проприорецепторы – воспринимают раздражения мышц, суставов, связок, т.е. сигнализируют о положении и движении.
В рецепторах при действии раздражителей возникает процесс возбуждения, который передается от рецепторов в Ц.Н.С. по афферентным нервам. В Ц.Н.С. происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на эфферентные нервные волокна исполнительному (рабочему) органу – эффектору.
Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепторов через Ц.Н.С. к рабочему органу называютрефлекторной дугой(Р. Д.)
Р.Д. - материальная основа рефлекса. Она состоит из 5 отделов:
1. Рецепторы, воспринимающие раздражения.
2. Афферентный путь от рецепторов до Ц.Н.С.
3. Ц.Н.С. - обработка поступивших сигналов.
4. Эфферентный путь от Ц.Н.С. к эффектору.
5. Эффектор - исполнительный, рабочий орган.
Уколов булавкой руку, человек мгновенно её отдёргивает. Это рефлекторная реакция. Но при этом не только сократятся мышцы руки, изменится дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы, человек словами отреагирует на неожиданный укол - в ответную реакцию практически включится весь организм. Рефлекторный акт координированная реакция всего организма. Принцип обратной связи: между Ц.Н.С. и рабочими исполнительными органами существуют как прямые, так и обратные связи.
При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция. В результате этой реакции от рабочего органа (эффектора) нервные импульсы поступают в Ц.Н.С. Это вторичные афферентные (центростремительные) импульсы постоянно сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата и в ответ на эти сигналы из ЦНС поступают новые импульсы. Т.О. имеется кольцевое взаимодействие между регуляторами (нервными центрами) и регулируемыми органами, что даёт основание говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце или рефлекторной цепи.
Строение рефлекторного кольца отличается от рефлекторной дуги. В рефлекторном кольце есть дополнительные звенья - рецепторы исполнительного органа, афферентного нейрона и системы вставочных нейронов, передающие вторичные афферентные импульсы на центробежные нейроны рефлекторного кольца
Благодаря обратным связям мы можем судить не только о результатах действия, но и вносить поправки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.
Так при помощи обратных связей идёт саморегуляция функций в организме (Артериальное давление, частота дыхания, температура, состав и свойства крови, мочи и др.)
Тема. Анатомо-физиологические особенности структуры ствола головного мозга
(2 часа).
Цель: познакомить с общим строением и возрастными особенностями ствола головного мозга и его отделов.
Оборудование:таблицы «Общий план строения нервной системы», «Головной мозг», муляж головного мозга, раздаточный материал «Строение ствола головного мозга».
План:
1. Возрастные особенности и общая характеристика головного мозга.
2. Возрастные особенности строения и функций отделов ствола головного мозга