Организация домашней работы ребенка
1. Первые 15 занятий домашние задания отсутствуют.
2. Родитель присутствуют на всех занятиях логопеда (амбулаторные и посвященные формированию дыхания, голоса, звукопроизношения).
3. Домашние задания ежедневны.
4. Д/З выполняются несколько раз в день.
5. Продолжительность Д/з за один раз – 10-15 минут, выполняются до утомления ребенка.
6. Логопед строго дозирует количество выполнения упражнений за 1 раз.
7. Логопед обучает родителя выполнению домашних заданий, вносит поправки в деятельность родителя.
Дооперационный этап коррекционной работы
Цель дооперационного этапа – создать предпосылки для правильной речи.
Периоды дооперационного этапа
1. Подготовительный
2. Основной
Направления работы в дооперационном этапе в подготовительном периоде
1. Формирование правильного физиологического дыхания.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Формирование правильных артикулем.
4. Соединение правильного речевого выдоха и артикулемы без голоса.
1. Формирование правильного физиологического дыхания
Проводится в том, случае, если у ребенка нарушено физиологическое дыхание. Осуществляется по подражанию. Кладем руки на грудь и ребра ребенка и обращаем его внимание на то, что во время дыхания поднимается рука, расположенная на его груди. Затем, так же кладем руки на свою грудь и ребра и демонстрируем, что у нас перемещается во время дыхания рука, расположенная на ребрах, а не на груди. Предлагаем ребенку попробовать сделать так же. Следим, чтобы во время дыхания, рот ребенка был закрыт.
Затем, объясняем ребенку, что можно дышать по разному, через нос и через рот. Демонстрируем разные способы дыхания, предлагаем ему их все показать. Объясняем, что при ротовом дыхании, язык должен быть у нижних резцов, следим, чтобы ребенок соблюдал это правило. См. таблицу 5.
Таблица 5
Дыхательная гимнастика
Вдох | Выдох |
нос | Нос |
рот | Нос |
нос | Рот |
рот | рот |
При проведении этой дыхательной гимнастики, следим, за соблюдением нижнереберного дыхания, а значит закрепляем его.
При формировании физиологического дыхания можно использовать зеркала, ватку, бумагу, для отслеживания направления и место выдоха.
Формирование правильного речевого дыхания
Происходит само по себе, в моменты, когда ребенок выполняет задания на удержание артикуляционной позиции и сочетание их с выдохом. См. пункт «Соединение правильного речевого выдоха и артикулемы без голоса. Характеристика правильного речевого выдоха – быстрый глубокий вдох, пауза для распределения дыхания и перемещения органов артикуляции в нужную позицию, выдох с артикулированием.
Формирование правильных артикулем
Проводится параллельно с формированием физиологического дыхания. Выучиваем с ребенком названия органов артикуляции (названия могут быть игровыми). Предлагаем ребенку укладывать органы артикуляции в то положение, которое необходимо для выбранного нами звука (сам звук не называем, но для позиции можно подобрать игровое название).
Последовательность отработки артикуляций:: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, й, ф, с, ш, щ, х. Гласные второго ряда я, е, ё, ю артикулируются с помощью звука и, то есть: иа = я; ио = ё. Все это выполняем без голоса!
Применяемый материал – зеркала, зонды, шпатели, схемы гласных звуков (изображение артикуляции).
4. Соединение правильного речевого выдоха и артикулемы без голоса
Если ребенок удерживает выбранную позицию, начинаем её сочетать с упражнениями на вдох выдох. (см. таблицу 1). Ребенок делает вдох через рот / нос, пауза – укладывает органы артикуляции в нужную позицию и выполняет выдох, без голоса, удерживая эту артикуляционную позицию. Следим, чтобы язык располагался у передних зубов.
Применяемый материал – зеркала, зонды, шпатели, схемы гласных звуков (изображение артикуляции), серия схем, для артикулирования ребенком серии артикуляционных позиций.
Направления работы в дооперационном этапе в основном периоде
1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе.
2. Формирование короткого ротового выдоха при произнесении согласных.
3. Дифференциация ротового и носового выдоха при произношении.
4. Формирование мягких звуков.
5. Дополнительные направления работы: развитие фонематического слуха, знакомство с буквами, автоматизация звуков в речи, предупреждение дисграфий.