Типы нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией
1. Дефекты, типичные для других речевых нарушений (дислалия - из-за дефектов в строении органов артикуляции, недоразвития фонематического слуха, социальных факторов; дизартрия – из-за неправильной работы органов артикуляции вследствие нарушения иннервации (парезы, параличи, изменения тонуса)).
2. Дефекты, свойственные открытой ринолалии
Дефекты, типичные для других речевых нарушений
Нарушения произношения: На каждый момент вспомнить и объяснить
1. Л, Р – замены на звуки Й, ЛЬ, Д, искажения (двугубный = кучерской, велярный).
2. фрикативных звуков – свистящие, боковые, шипящие, призубные, межзубные сигматизмы, губно-зубное произнесение.
3. Дефекты смягчения (но редко).
4. Дефекты озвончения (но редко)
Разборчивость речи для окружающих – 60-100 %
Дефекты, свойственные открытой ринолалии
Общая характеристика: ТОТАЛЬНО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ преобладание заднеязычной артикуляции с носовой утечкой воздуха и почти беззвучным произнесением глухих согласных, храп и гиперназализация, Все глухие приближены к Х, звонкие к Г украинскому (фрикативному), губно зубные к М, переднеязычные к Н.
Причины:
– паталогическая позиция языка, массивный (гипертрофированный) корень языка, перекрывающий проход в глотку, вялый кончик языка, не участвующий в артикуляции.
– Отсутствие сильной, направленной воздушной струи из-за утечек воздуха.
Дефекты произнесения гласных – усиление ринофонии (гиперназализации) в такой последовательости: а, о, э, и, у. (так как в данной последовательности изменяется (увеличивается) объем глотки при нормированном произнесении данных звуков. При открытой ринолалии при увеличении объема глотки во время речи увеличивается и проход в нос.
Дефекты произношения без атипичных компенсанаторных артикуляций:
1. Фрикативные заменяются велярными, боковыми, межзубными, шипящие свистящими и наоборот.
2. Взрывные
– Язычно-зубные (Т и Д на заднеязычные К и Г, или на ГГГГ – украинский, или на М и Н или просто очень ослабляются,
– Губно-губные П и Б на заднеязычные К и Г, или на губно-губной носовой М, м.б. беззвучное произнесение).
– Заднеязычные К и Г на фрикативный Х. Или Г украинский.
3. Африкаты (Ч и Ц) на заднеязычные фрикативные Х или заднеязычные взрывные К, Г.
4. Соноры (Р, Л) на носовой переднеязычный Н или на заднеязычные фрикативные или взрывные (Х, К, Г), м.б. двугубные (В, У), пропуски. Р – практически никогда не имеет нормативного звучания – не хватает силы выдоха для организации вибрации кончика языка.
Разборчивость речи для окружающих 50-90 %.
Дефекты произношения с атипичными компенсанаторными артикуляциями.
Используются глоточные и фарингетальные движения, нарушается произношение почти всех звуков.
Глоточные (гортанные, ларингеольные) артикуляции (звуки) – образуются в полости гортани, имеют щелкающий призвук.
Фарингетальные артикуляции (звуки) – образуются путем сближения корня языка со стенкой зева.
Разборчивость речи для окружающих – 20-50 %.
ЛЕКЦИЯ 8 «Нарушения слоговой структуры слова»
Ритмико-слоговая структура –способность к восприятию и воспроизведению количества слогов с выделением ударности, паузации.
Звуко-слоговая структура– восприятие и Воспроизведение не только количества, ударности и паузации, но и звукового наполнения каждого слога.
Нарушения:
1. Сокражения групп согласных звуков (платье – пате, кран – ман, книжка – хиха).
2. Сокращение звучания согласного в конце слова (строить – хои, месяц – мехя)).
3. Опускание начального согласного (волосы – ояси).
4. Добавление согласных (палец – палетф, сцена – фтфена).
5. Перестановка звуков в слоге (метатезис) (дрова – двора, труба – ртуба).
6. Сокращение числа слогов в слове (элизия) – двенадцать – хена, здание - хнани)
7. Увеличение числа слогов (вслед – уехед, встань – уситань).
Причины нарушения звукослоговосй структуры
1. нарушение речевого дыхания.
2. Нарушения звукопроизношения.
3. Нарушения фонематического слуха.
4. Рассогласованность моторных действий (изменения тонуса и пр.)
Нарушения фонематического слуха
Выражается в разной степени, от трудностей различения близких звуков, различающихся по одной характеристике С-З (звонкость), до не различения звуков, имеющих отличия по нескольким параметрам Например з и х (звонкость, место образования)
ЛЕКЦИЯ 9 «Нарушения голоса»
До 7-ми лет голос детей с открытой органической ринолалией имеет характеристики, свойственные норме, кроме гиперназализации (х-ка тембра), после 7 лет голос ухудшается, присоединяются функциональные, а затем и органические нарушения (парезы, параличи, узелки на голосовых связках и др.), которые проявляются в таких характеристиках голоса - слабый, истощаемый, монотонный, сиплый, гнусавый, металлический, носовой, сиплый, форсированный, хриплый, приглушенный.
Причины ухудшения х-к голоса – доказали, что изменение формы, строения, положения, работы мягкого неба влияет на положение и функционирование голосовых связок. То есть, они начинают работать дисфункционально (нарушено), что приводит к их постоянному перенапряжению, и в последствии провоцирует органические изменения в них. Операции по устранению расщелин, не изменяют ситуацию, так как мышцы не начинают работать правильно на все 100 %.
Характеристики голоса осложняются психологическим компонентом – дети стесняются своей речи, стараются, а затем и привыкают говорить тихо, незаметно для окружающих.
Речь детей с ринолалией характеризуется следующими нарушениями:
Ринофония –носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических (органических) дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.
Ринофония закрытая – носовые согласные приобретают носовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным = гипоназализация.
Ринофония открытая –патологическая назализация всех носовых звуков, слабые, сдавленный голос = гиперназализация, (носовой голос).
Голос обладает следующими характеристиками:
– Металлический –отсутствует богатство, цвет.
– Приглушенный –голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.
– Сиплый –образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из-зараздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.
– Слабый –недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.
– Хриплый –более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).
Состояние папилломатоза возникает у детей с ринолалией после 14 лет. Это патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.
Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.
Узелки голосовых складок = певческие узелки – у 20 % ринолаликов после 15 летнего возраста.
Фонастения – (у 70 –80 % ринолаликов в возрасте после 15 лет) – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Проявления - быстрая утомляемость, прерывание голоса (осечки), неприятные ощущения в горле при долгой речи, пении, ощущение царапанья, жжения.
Ринолалики –как правило, имеют приобретенные нарушения слуха, значит, являются ранооглохшими (то есть, нарушение слуха возникло до освоения речи) или позднооглохшими, если речь у детей успела сформироваться.
Чаще у ринолаликов только снижение слуха, часто одностороннее или степень снижения слуха на разных ушах также различно.
Причины – отиты, антибиотики.
Степени снижения слуха