ЛЕКЦИЯ 4 «История изучения нарушения речи по типу ринолалия»

Первые упоминания о подобных нарушениях – древнейшие трактаты и письмена.

ИНДИЯ - священная литература «Веды», в разделе «Аюрведы» описываются операции ХЕЙЛОПЛАСТИКА = ХЕЙМОПЛАСТИКА; УРАНОПЛАСТИКА. Особенность индийской хирургии – х-р священнодействия с большим количеством обрядов очищения души и тела.

КИТАЙ – «заячья губа» - упоминается как один из самых распространенных врожденных недостатков.

РУСЬ – о наличии людей с нарушениями речи по типу ринолалии свидетельствуют слова «момлет», близкое по смыслу к «изгага», то есть дефект твердого неба, также всем известные «заячья губа», «волчья пасть». Нарушения голоса при этом определялись как «гнусавость», «гундосость», «нюгандость». Отношение к таким людям из серии «Бог шельму метит», Лечение – полоскание, обряды, заклинания. Позже, отношение к людям с аномалиями развития - более гуманное чем в Европе – здесь их содержали при монастырях, где нещадно эксплуатировали, но считали таких людей убогими, то есть – угодными богу. В последствии при создании «домов презрения» (у слова «презрение» не современный смысл, оно означает – приглядывать) их содержали вместе с умственно отсталыми, так как считали такими не умели их обучать.

СРЕДНИЕ ВЕКА. ЕВРОПА – все аномальное – порождение дьявола и это необходимо уничтожать – инквизиция, сжигали и мать, и дитя. Повезло тем, кого показывали в цирках, где они были невольниками.

Нарушения речи изучали – врачи, затем психологи, дефектологи.

Направления работы – оперативное восстановление неба, губы, то есть, пытались сформировать способность изолировать ротовую и носовую полость друг от друга в процессе речи.

Пирогов Н.И., Воронцовский Н.В., Субботин П., - 19 в.; Пайкин М.И. – 20 в. – анализировали компенсанаторные возможности артикуляционного аппарата при оперативном вмешательстве.

Зарубежные авторы – Лемонье, Лангбек Б., Макуэн, Кез (нач. 20 в.).

Задачи хирургического вмешательства:

1. восстановление величины и формы органа.

2. возможное сохранение нормального развития функции (А.А. Лимберг).

У всех направлений Цель работы – достижение произвольного замыкания небно-глоточного затвора.

НЕМЕЦКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Гуцман, Арнольд, Ванкевич, Каретникова, Хватцев.

Идея иррадиации (при напряженной работе здоровых органов произвольное напряжение переходит (иррадиирует) и в дефектные органы, которые постепенно начинают функционировать.

Значит все задания по данной методики «силовые», выполняются с напряжением, громко. (пример задания. Гуцман - произносим -апа-; первый звук - голосом обычной высоты, па – сильно и высоким голосом. Также с др. звуками, потом постепенный переход на выполнение без зажима, Бейсс – акцентуированный шепот, Фрешельс – громкое произнесение слогов с напряженным движением рук (для усиления иррадиационных процессов)).

Также, иррадиации способствует использование внешних раздражителей – электромассажами, вибромассажа, зажимание крыльев носа, использование обтураторов.

Последовательность работы.

1. разные массажи.

2. артикуляционные/ дыхательные/голосовые (вначале фальцетные, затем грудные) упражнения.

Длительность работы – комплекс упражнений в теч. Всей жизни.

Результативность – недостаточно высока (оценка, Хватцева, обобщившего как свой опыт работы, так и опыт зарубежных авторов).

ФРАНЦУЗСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Борель-Мезони, Ведю, Рау, Рау, Нелюбова, Воронцова, Ипполитова..

Идея физиологически естественных речевых движений, особенно дыхательных как до, так и после операции.

Методические рекомендации. В дооперационный период, работа проводилась осторожно - Рау.

Новые упражнения: массаж небной занавески, упражнения для нёбной занавески (позевывания, глотание капель при запрокидывании головы, покашливание при высунутом языке) – Нелюбова.

Постановка диафрагмального дыхания, голосовыдыхательной струи, твердая атака звука, развитие слухового внимания - Нелюбова.

Профилактика мимических извращений - Нелюбова.

Дополнительные методы работы – физиотерапия, рентгенография.

Значение метода рентгенографии Сереброва, Дмитриев (20 В) (выполняются упражнения при рентгеносъемке) = показывает истинную подвижность мягкого неба, что дает более реальный прогноз логопедической работе. Важный вывод – для устранения носового оттенка речи ! ! ! не обязательно мягкому небу полностью смыкаться с задней стенкой глотки, лишь бы пространство между языком и небом было больше чем между небом и задней стенкой глотки. То есть некоторым надо менять положение языка в ротовой полости.

Выводы:

Исторически при коррекции нарушений речи по типу ринолалии были достигнуты следующие моменты:

- высокий уровень в оперативном устранении дефектов по типу ринолалии.

- цель терапии –усиление смыкания неба и задней стенки глотки

- не зависимо от качества оперативного вмешательства у людей сохраняется гнусавость речи из-за недостаточных размеров и подвижности мягкого неба.

- помощь логопеда значительно улучшает речь ринолаликов.

- успешность коррекционной работы зависит от индивидуальных особенностей строения артикуляционного аппарата.

Наши рекомендации