ЛЕКЦИЯ 2 «Причины возникновения ринолалии»
Как правило, мультифакторные причины. Объяснить понятие мультифакторные.
Формирование аномалий лицевого скелета, как правило, закладывается на 7-8 (в конце 2-ого месяца беременности) неделе беременности.
Для каждой группы ниже перечисленных причин студенты самостоятельно подбирают примеры вредоносных факторов, основываясь на знания, полученные при изучении дисциплины «Введение в логопедию» и нарушения речи «дислалия».
Экзогенные причины
Биологические факторы – грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и т.п.
Химические факторы – ядохимикаты, моющие средства, кислоты.
Профессиональные вредности – вибрация, радиация, шум,
Вредные привычки – алкоголь, никотин, наркотики.
Эндогенные причины
Эндокринные заболевания матери.
Социальные причины
Психические травмы.
Наследственные причины – редко.
Актуализировать знания студентов при рассмотрении таблицы 1 «Этиология нарушений речи» (методические материалы) Приложение 2.
Генетические факторы, предрасполагающие к возникновению ринолалии у последующих поколений
Присутствуют у родителей:
1. Раздвоение, укорочение, отклонение в сторону увулярного язычка.
2. Не симметричный кончик носа.
3. Не симметричные основания крыльев носа (ноздрей)
4. Борозда на небе или увулярном язычке.
Генетические аспекты несращений губы и неба
ü 75 % случаев - не подчиняются классическим законам Менделя.
ü О наследственности расщелин говорит наличие родственников с аналогичным дефектом – собираем генеалогическое древо.
ü О наследственном характере расщелины говорит наличие:
- дополнительных пороков развития других органов и систем,
- отставание в психомоторном развитии
- задержка речевого развития
- непохожесть ребенка на родственников чертами лица.
- самопроизвольные аборты и мертворождения у матери.
- незрелость при родах, низкий вес
- необычный запах от ребенка или цвет мочи.
Механизм возникновение врожденных дефектов лица и неба
Возникают из-за воздействия на эмбрион внешних и внутренних вредоносных факторов, которые задерживают развитие жаберного аппарата, а именно зародышевых бугров – их дифференциацию на отростки и последующее несращение их некоторых отделов.
Например: отростки верхней челюсти + лобно-носовой = 1, 2сторонняя расщелина губы, лица, твердого, мягкого неба.
Небные отростки + перегородка носа = расщелина неба.
Обонятельные плакоды = нос-хоботок или наоборот, раздвоенный или даже двойной нос, м.б. заращение носовых ходов.
ЛЕКЦИЯ 3 «Классификация ринолалии»
РИНОЛАЛИЯ | ||||||||||||||||||||
Открытая ринолалия | Смешанная ринолалия (Открытая + закрытая) | Закрытая ринолалия | ||||||||||||||||||
Органическая | Функциональная | Функциональная | ||||||||||||||||||
Органическая | ||||||||||||||||||||
Передняя | Задняя | |||||||||||||||||||
Студентам самостоятельно подобрать определения, расшифровывающие каждый вид ринолалии.
Перечислить все виды ринолалий, предложить студентам самостоятельно составить таблицу, отражающую классификацию ринолалий.
Виды ринолалии
ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - ротовые звуки приобретают назальность из-за постоянно открытого прохода в носовую полость. То есть либо у человека постоянно опущено мягкое нёбо, либо между ротовой и носовой полостью присутствует дополнительное отверстие (расщелина) в твердом или мягком нёбе. Открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной (после травм неба, черепно-мозговых нервов, параличей, парезов, опухолей и др.).
Функциональная открытая ринолалиявозникает из-за недостаточного подъема мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причина:
o «привычная» открытая ринолалия, после удаления аденоидных разращений из-за длительного ограничения подвижности мягкого нёба,;
o результат постдифтерийного пареза;
o из-за физической ослабленности организма.
o Органическая открытая ринолалия возникает из-за органического поражения черепно-мозговых нервов или наличия расщелины между ротовой и носовой полостью.
В настоящее время принята следующая классификация расщелин.
1. Врожденные расщелины верхней губы:
o скрытая расщелина;
o неполная расщелина:
а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;
б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.
2. Врожденные расщелины нёба:
o расщелина мягкого нёба:
а) скрытые (субмукозные);
б) неполные;
в) полные;
o расщелины мягкого и твердого нёба:
а)скрытая;
б)неполная;
в)полная;
o полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:
а) односторонняя;
б) двусторонняя;
o полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба:
а) односторонняя;
б) двусторонняя.
Расщелины нёба могут сочетаться с расщелинами губы.
Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных.
Односторонние расщелины встречаются чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова).
Расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями.
Механизм нарушения при открытой ринолалииопределяется:
1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;
2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.
Проявления (симптоматика) при открытой ринолалии
1. Функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям.
2. Психическое (интеллектуальное развитие) от детей с нормальным психическим развитием, до задержки умственного и психического развития; с олигофренией (разной степени).
3. Поражение центральной нервной системы. У некоторых детей – отдельные, неврологические микропризнаки:
§ нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов, отклонения в стереогнозе, изменение оральной чувствительности в ротовой полости – признаки органического поражения ЦНС;
§ выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. деформации характера – признаки функционального поражения ЦНС.
4. Нарушение коммуникации и социализации – из-за неприятия обществом, редких социальных контактов, личных комплексов.
5. Нарушения в речевой системе:
§ Отсутствие интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается (Волосовец Т. В., 1995).
§ Недоразвитие просодики.
§ Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом.
§ Нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
§ Нарушения фонетической (звукопроизношение) стороны речи. В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры. Добавляется фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.
- опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);
- нейтрализация зубных звуков по способу образования;
- замена взрывных звуков фрикативными;
- свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);
- отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;
- наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);
- перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции.
- Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.
- Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
§ Нарушения письма. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны:
- пропуски, замены, добавления лишних гласных: «расвел» — расцвел, «конату» — комнату; «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел. Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.
- смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.
- смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.
- неправильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме.
§ Нарушения чтения - аналогичны нарушениям при письме, также добавляется непонимание прочитанного материала.
§ Нарушения фонематического слуха. Плохое различение всех звуков, в большей мере страдают заднее и переднеязычные звуки и особо сильно – носовые и ротовые. Недоразвитие грамматического строя речи. Не осознаются, «проглатываются» приставки, суффиксы, окончания, предлоги или в них добавляются, теряются отдельные звуки.
§ Сужение словаря. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.
- Недоразвитие связной речи. М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений.
Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.).
Нарушение речи по типу «ринолалия» часто сопровождается дизартрией и алалией.
ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи (т.е. во время речи всегда закрыт проход в носовую полость из ротовой, в том числе и при произнесении носовых звуков «м», «н» и их мягких пар).
Передняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носовой полости. Причина:
o хроническая гипертрофия слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин;
o полипы в носовой полости;
o искривления перегородки носа;
o опухоли носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носоглотке кзади от хоан. Причина:
o аденоидные разрастания;
o носоглоточные полипы, фибромы или иные носоглоточные опухоли.
Функциональная закрытая ринолалия - наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Причина - невротические расстройства.
Механизм нарушения при закрытой ринолалии. Формирование речевого выдоха через ротовую полость без возможности выхода воздушного потока через носовые ходы, вследствие нарушенной проходимости в области носоглотки.
Проявления (симптоматика) при закрытой ринолалии.
§ Отсутствие носового резонанса в речи – глуховатая, менее звонкая речь.
§ Нарушение произношения, дикции – «смазанные» гласные, замена м, мь на б, бь; н, нь на д, дь.
§ Нарушения фонематического слуха – ребёнок не различает ротовые и носовые звуки (м, мь - б, бь; н, нь - д, дь).
СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии.
Для данного нарушения речи характерны проявления (симптоматика), присущая и при закрытой и при открытой ринолалии.