ЛЕКЦИЯ 2 «Причины возникновения ринолалии»

Как правило, мультифакторные причины. Объяснить понятие мультифакторные.

Формирование аномалий лицевого скелета, как правило, закладывается на 7-8 (в конце 2-ого месяца беременности) неделе беременности.

Для каждой группы ниже перечисленных причин студенты самостоятельно подбирают примеры вредоносных факторов, основываясь на знания, полученные при изучении дисциплины «Введение в логопедию» и нарушения речи «дислалия».

Экзогенные причины

Биологические факторы – грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и т.п.

Химические факторы – ядохимикаты, моющие средства, кислоты.

Профессиональные вредности – вибрация, радиация, шум,

Вредные привычки – алкоголь, никотин, наркотики.

Эндогенные причины

Эндокринные заболевания матери.

Социальные причины

Психические травмы.

Наследственные причины – редко.

Актуализировать знания студентов при рассмотрении таблицы 1 «Этиология нарушений речи» (методические материалы) Приложение 2.

Генетические факторы, предрасполагающие к возникновению ринолалии у последующих поколений

Присутствуют у родителей:

1. Раздвоение, укорочение, отклонение в сторону увулярного язычка.

2. Не симметричный кончик носа.

3. Не симметричные основания крыльев носа (ноздрей)

4. Борозда на небе или увулярном язычке.

Генетические аспекты несращений губы и неба

ü 75 % случаев - не подчиняются классическим законам Менделя.

ü О наследственности расщелин говорит наличие родственников с аналогичным дефектом – собираем генеалогическое древо.

ü О наследственном характере расщелины говорит наличие:

- дополнительных пороков развития других органов и систем,

- отставание в психомоторном развитии

- задержка речевого развития

- непохожесть ребенка на родственников чертами лица.

- самопроизвольные аборты и мертворождения у матери.

- незрелость при родах, низкий вес

- необычный запах от ребенка или цвет мочи.

Механизм возникновение врожденных дефектов лица и неба

Возникают из-за воздействия на эмбрион внешних и внутренних вредоносных факторов, которые задерживают развитие жаберного аппарата, а именно зародышевых бугров – их дифференциацию на отростки и последующее несращение их некоторых отделов.

Например: отростки верхней челюсти + лобно-носовой = 1, 2сторонняя расщелина губы, лица, твердого, мягкого неба.

Небные отростки + перегородка носа = расщелина неба.

Обонятельные плакоды = нос-хоботок или наоборот, раздвоенный или даже двойной нос, м.б. заращение носовых ходов.

ЛЕКЦИЯ 3 «Классификация ринолалии»

    РИНОЛАЛИЯ      
         
Открытая ринолалия   Смешанная ринолалия (Открытая + закрытая)   Закрытая ринолалия  
       
         
Органическая   Функциональная       Функциональная  
  Органическая    
           
Передняя   Задняя  
           
                                         

Студентам самостоятельно подобрать определения, расшифровывающие каждый вид ринолалии.

Перечислить все виды ринолалий, предложить студентам самостоятельно составить таблицу, отражающую классификацию ринолалий.

Виды ринолалии

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - ротовые звуки приобретают назальность из-за постоянно открытого прохода в носовую полость. То есть либо у человека постоянно опущено мягкое нёбо, либо между ротовой и носовой полостью присутствует дополнительное отверстие (расщелина) в твердом или мягком нёбе. Открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной (после травм неба, черепно-мозговых нервов, параличей, парезов, опухолей и др.).

Функциональная открытая ринолалиявозникает из-за недостаточного подъема мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причина:

o «привычная» открытая ринолалия, после удаления аденоидных разращений из-за длительного ограничения подвижности мягкого нёба,;

o результат постдифтерийного пареза;

o из-за физической ослабленности организма.

o Органическая открытая ринолалия возникает из-за органического поражения черепно-мозговых нервов или наличия расщелины между ротовой и носовой полостью.

В настоящее время принята следующая классификация расщелин.

1. Врожденные расщелины верхней губы:

o скрытая расщелина;

o неполная расщелина:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

2. Врожденные расщелины нёба:

o расщелина мягкого нёба:

а) скрытые (субмукозные);

б) неполные;

в) полные;

o расщелины мягкого и твердого нёба:

а)скрытая;

б)неполная;

в)полная;

o полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:

а) односторонняя;

б) дву­сторонняя;

o полная расщелина альвеолярного отрос­тка и переднего отдела твердого нёба:

а) односто­ронняя;

б) двусторонняя.

Расщелины нёба могут сочетаться с расщелинами губы.

Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных.

Односторонние расщелины встречаются чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова).

Расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями.

Механизм нарушения при открытой ринолалииопределяется:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие это­го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро­товой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар­тикуляции мышц глотки и гортани.

Проявления (симптоматика) при открытой ринолалии

1. Функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям.

2. Психическое (интеллектуальное развитие) от детей с нормальным психическим развитием, до задержки умственного и психического развития; с олигофренией (разной степени).

3. Поражение центральной нервной системы. У некоторых детей – отдельные, неврологические микропризнаки:

§ нистагм, лег­кая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повы­шение сухожильных и перистальных рефлексов, отклонения в стереогнозе, изменение оральной чувствительности в ротовой полости – признаки органического поражения ЦНС;

§ выра­женные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. деформации характера – признаки функционального поражения ЦНС.

4. Нарушение коммуникации и социализации – из-за неприятия обществом, редких социальных контактов, личных комплексов.

5. Нарушения в речевой системе:

§ Отсутствие интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается (Волосовец Т. В., 1995).

§ Недоразвитие просодики.

§ Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом.

§ Нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрыв­ные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько сла­ба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходи­мого для образования звука р.

§ Нарушения фонети­ческой (звукопроизношение) стороны речи. В результате периферической недостаточности артикуля­ционного аппарата формируются приспособительные (компен­саторные) изменения уклада органов артикуляции при про­изводстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губ­но-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гор­тани; напряжение мимической мускулатуры. Добавляется фарингализация, т. е. дополни­тельная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются также и явления дополнительной артикуля­ции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щел­кающий» призвук.

- опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);

- нейтрализация зубных звуков по способу образования;

- замена взрывных звуков фрикативными;

- свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);

- отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

- наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);

- перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции.

- Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

- Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

§ Нарушения письма. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны:

- пропуски, замены, добавления лишних гласных: «расвел» — расцвел, «конату» — комнату; «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел. Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.

- смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.

- смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.

- непра­вильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в пись­ме.

§ Нарушения чтения - аналогичны нарушениям при письме, также добавляется непонимание прочитанного материала.

§ Нарушения фонематического слуха. Плохое различение всех звуков, в большей мере страдают заднее и переднеязычные звуки и особо сильно – носовые и ротовые. Недоразвитие грамматического строя речи. Не осознаются, «проглатываются» приставки, суффиксы, окончания, предлоги или в них добавляются, теряются отдельные звуки.

§ Сужение словаря. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.

- Недоразвитие связной речи. М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений.

Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.).

Нарушение речи по типу «ринолалия» часто сопровождается дизартрией и алалией.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - образуется при пониженном физио­логическом носовом резонансе во время произнесения зву­ков речи (т.е. во время речи всегда закрыт проход в носовую полость из ротовой, в том числе и при произнесении носовых звуков «м», «н» и их мягких пар).

Передняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носовой полости. Причина:

o хрони­ческая гипертрофия слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин;

o полипы в носовой полости;

o искрив­ления перегородки носа;

o опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носоглотке кзади от хоан. Причина:

o аденоидные разрастания;

o носоглоточные поли­пы, фибромы или иные носоглоточные опухоли.

Функциональная закрытая ринолалия - наблюдается у де­тей часто, но не всегда правильно распознается. Она возника­ет при хорошей проходимости носовой полости и ненарушен­ном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при орга­нических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назаль­ных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуко­вым волнам к носоглотке. Причина - невротические расстройства.

Механизм нарушения при закрытой ринолалии. Формирование речевого выдоха через ротовую полость без возможности выхода воздушного потока через носовые ходы, вследствие нарушенной проходимости в области носоглотки.

Проявления (симптоматика) при закрытой ринолалии.

§ Отсутствие носового резонанса в речи – глуховатая, менее звонкая речь.

§ Нарушение произношения, дикции – «смазанные» гласные, замена м, мь на б, бь; н, нь на д, дь.

§ Нарушения фонематического слуха – ребёнок не различает ротовые и носовые звуки (м, мь - б, бь; н, нь - д, дь).

СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ - состояние речи, ха­рактеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального темб­ра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесе­ния оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявля­ются признаки открытой ринолалии.

Для данного нарушения речи характерны проявления (симптоматика), присущая и при закрытой и при открытой ринолалии.

Наши рекомендации