Расстройства сенсорных систем у детей с органическими и функциональными нарушениями.
В настоящее время по комплексу медицинских и педагогических критериев 45-50% детей 6 ти летнего возраста не готовы к обучению в школе. Число учащихся начальной школы, не справляющихся со стандартной школьной программой, составляет 30%. Попытки решить эту проблему педагогами, психологами в школе являются малоэффективными. Причиной такой ситуации во многом являются функциональные нарушения в психоневрологической сфере (их имеют до 70% новорождённых детей).
К сожалению, на сегодняшний день, функциональные нарушения нервной системы предоставлено исправлять самой природе и ожидание родителями выздоровления самого по себе, распространенное мнение « с возрастом всё пройдёт» может для ребёнка иметь неблагоприятные последствия. Очень важно вовремя обратиться к врачу.
Поврежденное психическое развитие - это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. К поврежденному развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушение межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения ЦНС.
Минимальная мозговая дисфункция - биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.
Причины этой дисфункции - различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых трех лет жизни. В результате этих воздействий происходят более или менее локальные поражения мозга в корковых либо подкорковых отделах. Проявления минимальной мозговой дисфункции отличаются многообразием и зависят от локализации повреждения. Чаще всего отмечаются задержка и нарушения развития моторики: неловкость движений, тики, гримасничанье, двигательная расторможенность либо повышенная медлительность, а также нарушение сна, возбудимость, неуправляемость поведения.
При некоторых формах органического поражения ЦНС в большей степени страдают психические процессы (память, внимание), а личностное развитие сохраняется в границах возрастной нормы. Такие дети тяжело переживают свою несостоятельность, у них легко возникают вторичные нарушения: заикания, тики, страхи, расстройства сна и аппетита. Самооценка занижена, ребенок четко дифференцирует отношение к себе со стороны значимых лиц.
На практике проблемы сенсорной регуляции часто проявляются в виде повышенной чувствительности кожного покрова ребёнка, что приводит к ярко выраженной нетерпимости к касанию его тела какими-либо предметами или людьми(в том числе и матерью).
Такая реакция у детей связана с неадекватным восприятием ребёнком совершенно безобидного стимула касания как опасного и болезненного. Как результат этого и возникает непринятие ребёнком различных гигиенических процедур, таких как мытьё головы, чистка ушей, подстригание ногтей и т.п., или же ношения некоторых видов обуви и одежды. Это также сказывается на характере игры ребёнка и его общении со сверстниками. В психологии для обозначения этого явления принято название "сенсорная защита".
Для коррекции сенсорной регуляции существуют различные методы - комплексы специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между различными каналами сенсорной системы.
Основным положением при составлении таких упражнений является то, что изменение чувствительности по одному из сенсорных каналов приводит к изменениям во всей сенсорной системе. Это будет означать, что, воздействуя определённым искусственным образом на какой-либо из сенсорных каналов, можно вызвать изменения и на всех остальных, т.о. достигая оптимального равновесия в самой системе.
Например, искусственная стимуляция усиления чувства пространственного положения тела способствует уменьшению силы других видов ощущений, в частности тактильной чувствительности (осязания).
Понятие о минимальной мозговой дисфункции (ММД).
Мозговая дисфункция (ММД) является весьма распространенной патологией головного мозга в раннем детском возрасте. Данное заболевание относится к так называемым перинатальным энцефалопатиям.
Перинатальная энцефалопатия - это обобщенное понятие, которое включает поражения головного мозга различного характера в перинатальном периоде (период, охватывающий промежуток времени, начиная от 28 недели беременности и заканчивая примерно первой неделей жизни малыша).
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается расстройствами общих регуляторных механизмов в центральной нервной системе и характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере, отклонениями от нормы восприятия, поведения, вегетативных функций, но это не аутизм.
Причин для развития минимальной мозговой дисфункции существует достаточно много. Среди основных можно выделить такие, как:
• хронические болезни беременной женщины, в ходе которых имеет место негативное воздействие на плод
• острые инфекции беременной или обострение хронических
• генетические, хромосомные заболевания будущей матери и плода
• патология беременности: угроза прерывания, токсикоз
• травмы матери во время беременности, отравления, воздействие вредных излучений,
• прием некоторых лекарственных средств
• патологические роды: затяжные или стремительные, крупный плод, асфиксия, обвитие пуповины, акушерский травматизм
• недоношенность новорожденного, различные заболевания, которые мешают ему адекватно приспосабливаться к окружающим условиям
• вредные воздействия на ребенка в первую неделю жизни: травмы, инфекции нервной системы.
Симптомы малой мозговой дисфункции наиболее ярко проявляются, начиная с трехлетнего возраста. Именно в это время очень важно их распознать и назначить адекватное лечение. К основным признакам ММД относятся:
• быстрая утомляемость нервной системы: ребенок не может долго заниматься одним и тем же делом
• очень легкая отвлекаемость, которая мешает заниматься занятиями, требующими повышенного внимания, нормально усваивать школьный материал
• сложности в запоминании новой информации, что также сказывается на школьном обучении
• ребенок почти совсем не может переносить длительный громкий шум, закрытые душные помещения, жару, яркий свет
• частое укачивание при езде, которое всегда сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением
• иногда наблюдаются периодические головные боли.
Для подтверждения диагноза минимальной мозговой дисфункции применяются такие методики, как:
• электроэнцефалография
• вызванные потенциалы
• ультразвуковое исследование
• магнитно-резонансная томография (для исключения поражения органического характера)
• нейросонография (у детей младшего возраста)
• видио ЭЭГ
• лабораторная диагностика.
Лечение минимальной мозговой дисфункции всегда носит комплексный характер. В нашей клинике всегда сочетают такие методики, как:
• психотерапия
• педагогическая коррекция
• применение медикаментозных препаратов: ноотропов, средств, улучшающих мозговое кровообращение, нейропротекторов
• современные высокотехнологичные методики, например, транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга, применение которой позволяет добиваться очень хороших результатов.
Комплексный подход, работа в ногу со временем - это то, что помогает нашим специалистам вот уже длительное время успешно бороться с минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , энцефалопатией.