Менингококки. Характеристика. Принципы лабораторной диагностики и специфической профилактики менингококковой инфекции.
Менингококки (Neisseria meningitidis), вызывающие у людей менингококковую инфекцию, впервые изучены А. Ваксельбаумом в 1887 г.
Клетки менингококка имеют сферическую или слегка овоидную форму. В препаратах, приготовленных из спинномозговой жидкости, клетки располагаются попарно. Обращенные друг к другу поверхности уплощены. Хорошо окрашиваются анилиновыми красителями, имеют микрокапсулу и пили. Спор не образуют. Менингококки хемоорганотрофны, требовательные к условиям культивирования; аэробы, обладают цитохромоксидзой и каталазой. Культивируют менингококки на средах, содержащих нормальную сыворотку или дефибринированную кровь барана либо лошади. На сывороточном агаре образуют бесцветные нежные колонии вязкой консистенции. Рост менингококков стимулируется в условиях повышенной концентрации СО2 и повышенной влажности. проявляют слабую сахаролитическую активность, расщепляют с образованием кислоты глюкозу и мальтозу. Образуют гиалуронидазу и нейраминидазу
Антигены. На основании иммунохимических различий капсульных антигенов делят на серовары А, В, С, D, X, Y, Z, W-135, 29Е.Антигенами, разделяющими менингококки на подварианты, являются белки наружной мембраны клеточной стенки-обозначают арабскими цифрами. Заболевание чаще всего вызывают сероваров А, В и С. Менингококки серовара А наиболее часто встречаются при генерализованных формах инфекции.
Патогенность и патогенез. Факторы вирулентности- капсульные полисахариды, обеспечивающие их резистентность к фагоцитозу, пили, с помощью которых бактерии прикрепляются к рецепторам эпителиальных клеток. Адгезивную функцию несут белки наружной мембраны клеточной стенки. Менингококки продуцируют нейраминидазу и гиалуронидазу, способствующие их инвазии в ткани. Менингококки образуют эндотоксин — ЛПС клеточной стенки, который часто обнаруживается у больных в крови и спинномозговой жидкости. Он играет ведущую роль в развитии генерализованных форм инфекции и может вызвать эндотоксический шок. Высокие концентрации эндотоксина в крови приводят к снижению фракций комплемента (С2, СЗ и С4) в несколько раз. В большинстве случаев попадание менингококков на слизистую оболочку верхних дыхательных путей не вызывает заметных нарушений, но может привести к возникновению носительства, иногда приводит к развитию воспаления. Возбудитель может попадать в кровь, и тогда возникает бактериемия,которая сопровождается распадом менингококков. Это приводит к
токсемии, играющей важную роль в патогенезе болезни. В большинстве случаев бактериемии менингококк проникает в мозговые оболочки и вызывает развитие менингита или менингоэнцефалита. Менингококковая инфекция может быть локальной, протекающей в виде
носительства менингококков(менингококковой пневмонии), а также генерализованной формы(менингококковый менингит).
Иммунитет.Постинфекционный иммунитет при генерализованных формах достаточно напряженный, повторные заболевания и рецидивы возникают редко. При генерализованных формах уменьшается содержание Т-лимфоцитов, что коррелирует с тяжестью болезни. Ко второй неделе отмечается повышение количества В-лимфоцитов.Иммунный ответ организма в значительной степени зависит от интенсивности образования антител к различным антигенам клетки (полисахаридам и белкам).Антитела от иммунизированной матери могут передаваться плоду трансплацентарным путем и обнаруживаются в 50% случаев. Их удается определить только в течение 2-5 мес. после рождения ребенка.
Экология и эпидемиология. Естественный хозяин менингококков — человек. Менингококки вегетируют на слизистой оболочке носоглотки. Среди людей широко распространено носительство менингококков, которое может быть коротким (2-3 недели) и более длительным, особенно при наличии воспалительных процессов в носоглотке. Источником инфекции является человек — больной или носитель,передаются воздушно-капельным путем. Риск заражения увеличивается при длительном контакте.
Лабораторная диагностика. В зависимости от клинической формы менингококковой инфекции материалом для исследования служит спинномозговая жидкость при подозрении на менингит,
кровь — при подозрении на менингококкемию. Материал из носоглотки и осадок спинномозговой жидкости сразу после взятия засевают на сывороточный или кровяной агар. Слизь из носоглотки засевают на две чашки, питательная среда одной из них должна содержать антибиотик ристомицин (или линкомицин) для подавления грамположительной флоры. Кровь засевают в полужидкий агар. Выросшую культуру идентифицируют по трем тестам, дающим возможность отнести ее к роду Neisseria. Это характерные морфологические свойства, отрицательная окраска по Граму и положительная реакция на оксидазу. при симптомах менингита в качестве экспресс-диагностики определяют наличие антигена в спинномозговой жидкости. Обнаружение антител в крови больных проводят в реакции РНГА с эритроцитами, обработанными групоспецифическими полисахаридами.
Профилактика и лечение. применяют антибиотики, главным образом, Р-лактамы, пенициллины
и цефалоспорины. Специфическая профилактика менингококковой инфекции проводится с помощью менингококковой химической вакцины, приготовленной из полисахаридных антигенов сероваров А и С, тех коллективов людей, где распространено носительство упомянутых сероваров.
Билет № 9
1. Роль отечественных ученых в развитии вирусологии, риккетсиологии, учении об антибиотиках (Л.А. Зильбер, П.Ф. Здродовский, З.В. Ермольева, В.Д. Тимаков).
Здровский (1890-1976 года), российский микробиолог, иммунолог и эпидемиолог, академик АМН. Исследования по проблемам тропических болезней, бруцеллеза и др. Под руководством Здродовского разработаны методы вакцинации против столбняка, дифтерии и др. инфекций. Автор книги "Учение о риккетсиях и риккетсиозах"
С 1945 возглавляет отдел экспериментальной патологии и иммунологии Ин-та эпидемиологии и микробиологии Академии мед. наук СССР. З. и его сотрудники провели многочисленные работы по изучению малярии и тропич. болезней юж. Районов СССР. Большой вклад внес З. в учение о риккетсиозах.
В 1932 г. Л. А. Зильбер возглавил кафедру микробиологии Центрального института усовершенствования врачей в Москве и стал научным руководителем Института микробиологии им. И. И. Мечникова. К этому периоду относятся его работы по АД-вакцинам и «аллобиофории» вирусов и микроорганизмов. Принцип АД-вакцин был предложен Л. А. Зильбером на основе его ранних работ по термоинактивации антигенов и антисывороток в присутствии антиденатурантов – глицерина или сахарозы. Прогревание бактерии в присутствии антиденатурантов приводило к их инактивации без утраты антигенных свойств, что и было использовано Л. А. Зильбером для приготовления вакцин, которые получили в то время практическое использование. Работы по аллобиофории, т. е. симбиозу вирусов и бактерий, приводят Л. А. Зильбера к вирусологии, которая все больше привлекает его новыми для микробиолога необозримыми перспективами. В 1933–1934 гг. Л. А. Зильбер ведет активную работу по организации вирусологических исследований в СССР и добивается создания первой в нашей стране научной вирусологической лаборатории – Центральной вирусной лаборатории при Наркомздраве РСФСР, которая начала работать в 1935 г. одновременно е отделом вирусологии АН СССР, в организации которого Л. А. Зильбер принимал самое деятельное участие. В 1944 г. Л. А. Зильбер организует вирусную лабораторию в Институте эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи. Все больше и больше внимания он уделяет вирусологии рака
Ермольева, российский микробиолог. Получила первые отечественные образцы антибиотиков - пенициллина, стрептомицина и др.; интерферона.
В 1942 году впервые в СССР получила пенициллин (крустозин ВИЭМ), впоследствии активно участвовала в организации его промышленного производства в Советском Союзе. Это изобретение спасло тысячи жизней советских солдат во время Великой Отечественной войны. Одним из важных направлений научной деятельности Зинаиды Виссарионовны является изучение холеры. В 1923 г. в журнале "Юго-Восточный вестник здравоохранения" была опубликована ее первая статья "К биологии холерного вибриона по материалу эпидемии за 1922 г. в Ростове-на-Дону", выводы которой не утратили своего значения до наших дней. В 20-х годах публикуются также результаты исследований о диастатическом ферменте холерных и холероподобных вибрионов; об их холероустойчивости; о желчи как факторе, способствующем биохимической и биологической изменчивости вибрионов. На основании глубоких, всесторонних исследований морфологии и биологии холерных и холероподобных вибрионов З. В. Ермольева предложила новый метод дифференциальной диагностики этих микроорганизмов.
Чтобы доказать роль неагглютинирующихся вибрионов в этиологии кишечных заболеваний, Зинаида Виссарионовна решила провести опасный для жизни эксперимент на себе. После нейтрализации желудочного сока содой она приняла 1,5 млрд микробных тел неагглютинирующихся вибрионов. Через 18 ч наступило расстройство кишечника, а еще через 12 ч развилась клиническая картина классического холерного заболевания, а из организма был выделен агглютинирующийся вибрион.
Тимаков В 1941 году защитил диссертацию на тему «Молочные тифозные и паратифозные вакцины» с присвоением учёной степени доктора медицинских наук. В том же 1941 году принят в ВКП(б), назначен наркомом здравоохранения Туркменской ССР. На этой должности он трудился все трудные годы Великой Отечественной войны, вплоть до 1945 года. Под его руководством была ликвидирована вспышка острых кишечных инфекций в Красноводске среди эвакуированного населения и раненых. За годы войны силами Туркменского института микробиологии и эпидемиологии было изготовлено 11 миллионов бактериальных препаратов, 6 миллионов доз оспенного детрита и 20 видов вакцин и сывороток для нужд фронта и тыла. За годы научной работы опубликовал более 300 научных работ, в том числе 7 монографий и несколько учебников по микробиологии. Обобщил опыт противоэпидемической практики и выдвинул ряд принципов ликвидации инфекций. Основные научные труды Тимакова посвящены изучению проблемы изменчивости и генетики микробов, бактериофагии — формам бактерий, микоплазматологии,эпидемиологии и лабораторной диагностике инфекционных болезней, иммунологии.Тимаков внёс весомый вклад в изучение L-форм бактерий. Так, им было установлено, что под воздействием ряда лекарств некоторые бактерии не погибают, а лишь теряют часть своей оболочки, приобретают форму шара и становятся неузнаваемыми. L-формы различных бактерий длительное время сохраняются в организме и обладают способностью вызывать хронические заболевания. Под руководством академика Тимакова в лаборатории института был изучен процесс образования L-форм бактерий, и были проведены сравнительные исследования L-форм бактерий и микоплазм. Итоги данных исследований впоследствии были обобщены и опубликованы в 3 монографиях Тимакова, которые он составил в соавторстве с Г. Я. Каган (1961, 1967, 1973). В 1974 году, за эти исследования академик Тимаков совместно с Г. Я. Каган был удостоен Ленинской премии. Благодаря исследованиям Владимира Дмитриевича и его учеников создано учение об L-формах бактерий и микоплазмах, значение которых особенно велико при заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной систем, респираторных инфекциях.