Использование функциональной кровати

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………………4

Введение ……………………………………………………………………………..5

Глава 1. Общий уход за больными детьми ………………………………………..6

Глава 2. Процедуры и манипуляции медицинской сестры ……………………20 Глава 3. Навыки медицинской сестры хирургического профиля………………39 Глава 4. Доврачебная помощь при неотложных состояниях …………………...55

Приложение ………………………………………………………………………...65

Список литературы ………………………………………………………………...67

ПРЕДИСЛОВИЕ

Производственная практика студентов является важнейшим звеном подготовки врача-педиатра, в структуре образовательной программы высших медицинских учебных заведений данному разделу обучения уделяется большое внимание.

Цель данного учебно-методического пособия - подготовить студентов 2 и 3 курсов педиатрического факультета к прохождению производственной практики.

Задачи учебно-методического пособия – совершенствовать теоретические знания студентов, предоставить сведения о правильном и качественном выполнении функциональных обязанностей младшего и среднего медицинского персонала, обеспечить освоение практических навыков по уходу за больными детьми, выполнению медсестринских манипуляций и процедур, оказанию неотложной доврачебной помощи, заполнению медицинской документации.

Содержание практической подготовки специалиста, изложенное в пособии, соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г., материалам итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов по специальности 040200 «Педиатрия», утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации (2000 г.).

Необходимость издания данного учебно-методического пособия обусловлена разработкой в НГМА новой сквозной программы производственной практики студентов педиатрического факультета с перечнем навыков и умений, необходимых для освоения в период прохождения практики. Особенностью данного издания является обобщение и систематизация современного литературного материала, четкое изложение содержания всех практических навыков в соответствии с утвержденной программой. Подобных изданий в НГМА ранее не публиковалось.

В пособии изложено содержание практических навыков и умений при прохождении производственной практики в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры терапевтического и хирургического профиля, фельдшера скорой медицинской помощи, указаны мероприятия по оказанию доврачебной помощи при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях у детей. Предлагаемое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов при изучении дисциплины «Общий уход за детьми» и прохождении производственной практики.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из 4 глав.

Первая глава посвящена общему уходу за больным ребенком как обязательной составной части лечебного процесса. Значение ухода трудно переоценить, нередко успех лечения и прогноз заболевания определяются качеством ухода. Уход за больным ребенком представляет собой систему мероприятий, включающих создание оптимальных условий пребывания в стационаре, оказание помощи в удовлетворении различных потребностей, правильное и своевременное выполнение различных врачебных назначений, подготовку к специальным методам исследования, проведение некоторых диагностических манипуляций, наблюдение за состоянием ребенка, оказание больному первой помощи.

Решающая роль в обеспечении правильного ухода отводится младшему и среднему медицинскому персоналу. Младшая медицинская сестра проводит уборку помещений, ежедневный туалет и санитарную обработку больных детей, оказывает помощь в кормлении тяжелобольных и отправлении естественных потребностей, следит за своевременной сменой белья, чистотой предметов ухода. Представитель среднего медицинского звена – медицинская сестра, являясь помощником врача, четко выполняет все назначения по обследованию, лечению и наблюдению за больным ребенком, ведет необходимую медицинскую документацию. В главы «Процедуры и манипуляции медицинской сестры», «Навыки медицинской сестры хирургического профиля» включены сведения о различных способах применения лекарственных препаратов, заборе материала для исследований, методиках проведения лечебных и диагностических манипуляций и процедур, правилах ведения медицинской документации. Освещены некоторые аспекты ухода за хирургическими больными.

Эффективность комплекса терапевтических воздействий зависит не только от правильной организации ухода и профессиональной подготовки медицинских работников, немаловажным является создание благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении. Установление доброжелательных, доверительных отношений, проявление чуткости, заботы, внимания, милосердия, вежливое и ласковое обращение с детьми, организация игр, прогулки на свежем воздухе оказывают положительное влияние на исход заболевания.

Медицинский работник обязан в неотложных ситуациях уметь правильно и своевременно оказать первую помощь. В главе «Доврачебная помощь при неотложных состояниях» изложены экстренные мероприятия, проведение которых в полном объеме, в самые ранние сроки и на высоком профессиональном уровне является решающим фактором для спасения жизни пострадавших и больных детей.

В заключение каждой главы расположены контрольные вопросы для самостоятельной проверки студентами знаний теоретического материала.

Приложение содержит перечень практических навыков и умений студентов 2 и 3 курсов педиатрического факультета при прохождении производственной практики.

Глава 1. ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Проведение санитарной обработки больных

Санитарная обработка больных детей проводится в приемном отделении детской больницы. При поступлении в стационар в необходимых случаях пациенты принимают гигиеническую ванну или душ (подробнее см. «Гигиенические и лечебные ванны»). В случае обнаружения педикулеза выполняется специальная дезинсекционная обработка ребенка и, при необходимости, нательного белья. Волосистую часть головы обрабатывают инсектицидными растворами, шампунями и лосьонами (20% суспензия бензилбензоата, «Педилин», «Никс», «Ниттифор», «Итакс», «Анти-бит», «Пара-плюс», «Бубил», «Рид», «Спрей-пакс», «Элко-инсект», «Гринцид», «Сана», «Чубчик» и др.). Для удаления гнид отдельные пряди волос обрабатывают раствором столового уксуса, повязывают голову косынкой на 15-20 мин., затем волосы тщательно вычесывают частым гребнем и моют голову. При выявлении у ребенка чесотки проводится дезинсекционная обработка одежды, постельных принадлежностей, кожу обрабатывают 10-20% суспензией бензилбензоата, серной мазью, аэрозолью «Спрегаль», «Юракс».

Проведение антропометрии

Измерение массы тела. Взвешивание детей до 2 летнего возраста проводят на лоточных весах, которые состоят из корпуса, лотка, подвижного коромысла с двумя шкалами делений (нижняя - в килограммах, верхняя - в граммах). На левой части коромысла находится противовес, на правой части – стреловидный отросток. Можно использовать электронные весы. Весы уравновешиваются перед взвешиванием каждого ребенка. Это достигается путем вращения противовеса до момента, когда стреловидный отросток коромысла будет находиться на одном уровне с неподвижным отростком на корпусе весов. Гири при этом находятся на нулевых делениях шкал. Весы следует устанавливать рядом с пеленальным столиком на неподвижной тумбочке. На лоток кладут сложенную в несколько раз чистую пеленку, весы уравновешивают вместе с пеленкой. Ребенка укладывают так, чтобы голова располагалась на широком конце лотка, а ноги – на узком. Перед работой и после окончания лоточную часть протирают 0,5% раствором хлорамина.

Взвешивание детей старше 2 летнего возраста производится на рычажных медицинских весах.

Независимо от возраста детей взвешивают утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

Измерение длины тела. Рост детей грудного возраста измеряют при помощи специального горизонтального ростомера, который представляет собой доску прямоугольной формы длиной 80 см и шириной 40 см. Перед началом измерения ростомер протирают 0,5% раствором хлорамина и кладут пеленку. Ребенка, одетого в распашонку, укладывают на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной поперечной планке ростомера, ноги выпрямляют в коленях и к подошвам прижимают подвижную поперечную планку ростомера. По боковой планке со шкалой определяют расстояние между неподвижной и подвижной планками (рост ребенка).

Измерение роста детей старшего возраста производится ростомером в положении стоя. Последний представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75 х 50 см. На вертикальной доске нанесены две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – в положении сидя. По доске скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя. Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, спиной и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку прикладывают к голове без надавливания.

Рост детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи того же ростомера, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении роста детей более старшего возраста.

Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени.

Окружность головы определяется наложением сантиметровой ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Транспортировка больных

Транспортировка детей может осуществляться несколькими путями. Способ транспортировки больного ребенка в отделение определяется врачом. Дети, находящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника, детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тяжелобольных транспортируют на носилках, установленных на специальной каталке. Все носилки-каталки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых больных доставляют в кресле-каталке. Приемное отделение должно быть обеспечено необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок.

В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекладывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй – под ягодицы и голени.

Подмывание больных

Ребенка укладывают на спину, ноги несколько сгибают в коленных суставах и разводят. Для подмывания используют кувшин, направляя струю теплой воды или слабого раствора перманганата калия на промежность и производя движения ватным тампоном в направлении от половых органов к заднему проходу. При подмывании девочек соблюдают определенную последовательность движений, используя каждый раз свежий тампон: область паховых складок, область больших половых губ, складка между большими и малыми половыми губами. В той же последовательности ватными тампонами высушивают область половых органов. При проведении туалета половых органов у мальчиков с целью профилактики баланопостита сдвигается крайняя плоть и промывается головка полового члена.

Уход за пролежнями

При возникновении пролежней устраняют дефекты по уходу за больным ребенком, послужившие причиной глубокого поражения кожи. В начальных стадиях образовавшиеся пролежни смазывают дезинфицирующими растворами (этиловый спирт, 5% раствор йода, 1% раствор бриллиантового зеленого и др.), применяют ультрафиолетовое облучение. Поверхность пораженной кожи покрывают асептической повязкой. После отторжения (либо иссечения) некротических масс применяют различные мазевые повязки с целью антисептики, репарации.

Запись электрокардиограммы

Для получения качественной записи ЭКГ необходимо строго придерживаться общих правил ее регистрации.

1. Условия проведения электрокардиографического исследования.

ЭКГ регистрируют в специальном помещении, удаленном от возможных источников электрических помех (физиотерапевтические и рентгеновские кабинеты, распределительные электрощиты и др.). Кушетка должна находиться на расстоянии не менее 1,5-2 м от проводов электросети. Исследование проводится после 10-15 минутного отдыха, не ранее чем через 2 ч после приема пищи. Больной раздевается до пояса, голени также освобождает от одежды. Запись ЭКГ проводится обычно в положении больного лежа на спине, что позволяет добиться максимального расслабления мышц.

2. Наложение электродов.

Стандартные отведения. Для записи стандартных отведений на внутреннюю поверхность предплечий и голеней в нижней их трети с помощью резиновых лент накладывают 4 пластинчатых электрода определенной маркировки:

• правая рука – красный цвет;

• левая рука – желтый цвет;

• левая нога – зеленый цвет;

•правая нога (заземление пациента) – черный цвет.

Стандартные отведения от конечностей регистрируют при следующем попарном подключении электродов:

• I отведение – правая рука и левая рука;

• II отведение – правая рука и левая нога;

• III отведение – левая нога и левая рука.

Усиленные однополюсные отведения от конечностей. Они регистрируют разность потенциалов между одной из конечностей, на которой установлен активный положительный электрод данного отведения (правая рука, левая рука или левая нога), и средним потенциалом двух других конечностей. Три усиленных однополюсных отведения от конечностей обозначают следующим образом:

• аVR - усиленное однополюсное отведение от правой руки;

• аVL - усиленное однополюсное отведение от левой руки;

• аVF - усиленное однополюсное отведение от левой ноги.

Грудные отведения. Для записи грудных отведений на грудную клетку устанавливают 6 электродов, используя резиновую грушу-присоску:

• отведение V1 – четвертое межреберье по правому краю грудины;

• отведение V2 - четвертое межреберье по левому краю грудины;

• отведение V3 – на уровне IV ребра по левой парастернальной линии;

• отведение V4 – в пятом межреберье по левой срединно-ключичной линии;

• отведение V5 - в пятом межреберье по левой передней подмышечной линии;

• отведение V6 - в пятом межреберье по левой средней подмышечной линии.

Для улучшения качества записи ЭКГ и уменьшения количества наводных токов следует обеспечить хороший контакт электродов с кожей:

а) предварительно обезжиривают кожу спиртом в местах наложения электродов;

б) при выраженном развитии волосяного покрова смочивают кожу в местах наложения электродов мыльным раствором или раствором хлорида натрия;

в) под электроды подкладывают марлевые прокладки, смоченные 5-10% раствором хлорида натрия, или покрывают электроды слоем специальной токопроводящей пасты, которая позволяет максимально снизить электродное сопротивление.

3. Выбор усиления электрокардиографа.

Прежде чем начать запись ЭКГ, на всех каналах электрокардиографа необходимо установить одинаковое усиление электрического сигнала. Для этого в каждом электрокардиографе предусмотрена возможность подачи на гальванометр стандартного калибровочного напряжения, равного 1 mV. Обычно усиление каждого канала подбирается таким образом, чтобы напряжение 1 mV вызывало отклонение гальванометра и регистрирующей системы равное 10 мм. Для этого в положении переключателя отведений «0» регулируют усиление электрокардиографа и регистрируют калибровочный милливольт. При необходимости можно изменить усиление: уменьшить при слишком большой амплитуде зубцов ЭКГ (1 mV = 5 мм) или увеличить при малой их амплитуде (1 mV = 15 или 20 мм).

4. Запись электрокардиограммы

Запись ЭКГ осуществляют при спокойном дыхании. Вначале записывают ЭКГ в стандартных отведениях (I, II, III), затем в усиленных отведениях от конечностей (aVR, aVL, aVF) и грудных отведениях (V1–V6). В каждом отведении записывают не менее 4 сердечных циклов. ЭКГ регистрируют, как правило, при скорости движения бумаги 50 мм • с־¹. Меньшую скорость (25 мм • с־¹) используют при необходимости более длительной записи ЭКГ, например для диагностики нарушений ритма.

На бумажной ленте записывают фамилию, возраст пациента, дату и время исследования, отделение. Для удобства интерпретации полученных данных ленту с ЭКГ разрезают по отведениям и наклеивают на специальный бланк в строгой последовательности: стандартные отведения, усиленные отведения от конечностей, грудные отведения.

Подкожные инъекции

Перед инъекцией надевают стерильный халат, колпак, маску, проводят дезинфекцию рук, надевают стерильные перчатки. Место для инъекции выбирают так, чтобы не поранить сосуды, нервы, надкостницу. Инъекции не выполняют в местах поражения кожи гнойничковыми заболеваниями, рубцовых поражений, в гемангиомы, невусы, родинки, в уплотнения от предыдущих инъекций.

Наиболее удобные участки теладля подкожных инъекций – наружная поверхность плеча, бедра, подлопаточная область, область живота. Место инъекции обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом. Шприц держат большим и средним пальцами правой руки, а указательным и большим пальцами левой руки захватывают кожу с подкожной клетчаткой в складку, оттягивают ее кверху и навстречу острию иглы. Коротким и быстрым движением вкалывают иглу в кожу, продвигая ее в подкожную клетчатку. Затем берут шприц в левую руку, правой рукой оттягивают поршень назад и убеждаются, что игла не попала в сосуд, при отсутствии крови раствор вводят под кожу. После окончания введения иглу удаляют, место прокола протирают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом.

Внутримышечные инъекции

Для внутримышечных инъекций обычно выбирают область верхненаружного квадранта ягодицы и передненаружную область бедра. Место инъекции обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом. Шприц держат в правой руке иглой вниз перпендикулярно к поверхности тела. Левой рукой собирают кожу и мышцы в широкую складку. Энергично вводят иглу на глубину 3-4 см. После введения иглы тянут поршень на себя, убеждаются, что игла не в сосуде, затем вводят лекарственный препарат. После окончания введения иглу удаляют, место прокола протирают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом. По месту инъекции нельзя хлопать, не массировать.

Внутривенные инъекции

Внутривенные инъекции производят в периферические вены, наиболее часто – локтевые, вены кисти, у новорожденных – подкожные вены головы. При необходимости частых внутривенных инъекций и введения растворов в больших количествах катетеризируют подключичную вену.

Положение пациента сидя или лежа. Рука максимально разогнута в локтевом суставе, под локтевой сгиб подкладывают плотную клеенчатую подушку (валик) или полотенце. На плечо выше локтевого сгиба на 10 см достаточно туго на рукав одежды пациента или полотенце накладывают жгут, сдавливая вены, но не нарушая артериальный кровоток, пульс на лучевой арте­рии должен хорошо прослушиваться. Пациент несколько раз сжимает и разжимает кулак для улучшения наполнения вены. Место инъекции обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом, дважды 2-3 раза в одном направлении сверху вниз, размер инъекционного поля 4—8 см. Выбирают наиболее удачный для пункции венозный ствол, кончиками пальцев левой руки кожу над ним несколько смещают в сторо­ну предплечья, фиксируя вену. Одноразовой иглой без шприца осуществляют прокол кожи на небольшую глубину под острым углом к поверхности кожи по току крови. Иглу продвигают вперед и прокалывают стенку вены, стараясь не повредить противоположную стенку вены, затем иглу продвигают по ходу вены. При попадании в вену на конце иглы появляется темная венозная кровь, к игле подсоединяют шприц с набранным препаратом и медленно вводят раствор в вену. Появление набухания в месте ведения свидетельствует о выходе иглы из вены и поступлении раствора в окружающие ткани, в этом случае инъекцию прекращают. После окончания введения иглу удаляют, место прокола протирают стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом, накладывают стерильную давящую повязку (для остановки кровотечения, для профилактики гематомы, инфильтратов и узлов на вене).

Подготовка системы и внутривенное капельное введение растворов

Используют трансфузионные системы однократного применения - капельницы. С колпака флакона снимают металлическую крышку, обрабатывают резиновую пробку стерильным ватным тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом. Закрывают зажим системы. Флакон с лекарственным раствором переворачивают и подвешивают на специальном штативе. Снимают колпачок с иглы воздуховода и вводят иглу в резиновую пробку до упора, закрепляют трубку «воздушки» вдоль бутылки с помощью резинки так, чтобы конец трубки находился на уровне дна бутылки. Снимают колпачок с иглы капельницы и вводят иглу в резиновую пробку до упора. Надавливая на капельницу, заполняют ее до половины объема. Снимают с головки инъекционную иглу или колпачок, открывают зажим и заполняют устройство до полного вытеснения воздуха: конец трубки с конюлей располагают выше перевернутой капельницы, следят за тем, чтобы в системе не осталось пузырьков воздуха. Закрывают зажим системы. В вену вводят иглу, открывают зажим, соединяют с канюлей иглу, наблюдают в течение нескольких минут, не появится ли при­пухлость вокруг вены и болезненность. Если все выполнено правильно, под иглу подкладывают стерильный сухой ватный тампон, иглу осторожно фиксируют к коже лейкопластырем, закрываютее стерильной салфеткой. Скорость введения раствора регулируют по количеству падающих капель в минуту.

Проведение ингаляций

Ингаляции осуществляют аэрозольными, паровыми, универсальными ингаляторами, рассчитанными на проведение тепловлажных ингаляций растворами жидких и порошкообразных веществ, ультразвуковыми аэрозольными и электроаэрозольными аппаратами. Ингаляции проводят в специально оборудованном помещении. Подготавливают к работе систему ингалятора, строго соблюдая инструкции по применению аппарата. Ребенка младшего возраста располагают на коленях взрослого, приставив к области рта и носа мундштук распылителя. Дети старшего возраста обхватывают мундштук распылителя губами и вдыхают. Продолжительность ингаляции 5-10 мин. После ингаляции мундштук промывают и стерилизуют, предпочтительно использовать одноразовые мундштуки.

Для ингаляции бронходилататоров (беродуал, беротек, атровент, сальбутамол, вентолин и др.), нестероидных (недокромил натрия, кромогликат натрия) и стероидных противовоспалительных препаратов (беклометазон, флутиказон, будесонид и др.) используют портативные дозированные ингаляторы. Основой эффективного лечения является правильное применение ингалятора. Использование ингалятора детьми должно осуществляться только под наблюдением взрослых.

При ингаляции следует придерживаться следующих правил:

1. Снять крышку мундштука. Осмотреть внутреннюю и внешнюю поверхности мундштука, убедиться в их чистоте.

2. Энергично встряхнуть ингалятор.

3. Держать ингалятор вертикально. Стрелка на этикетке и основание баллончика должны быть направлены вверх.

4. Сделать максимальный выдох, затем вставить мундштук в рот между зубами и плотно обхватить его губами.

5. Начиная вдыхать воздух через рот, нажать на основание баллончика так, чтобы распылить дозу препарата, одновременно продолжая делать спокойный и глубокий вдох.

6. Задержать дыхание, убрать ингалятор изо рта. Продолжать сдерживать дыхание, насколько это возможно.

После ингаляции закрыть мундштук крышкой.

Ингалятор следует промывать не менее одного раза в неделю:

• извлечь металлический баллончик из пластмассового корпуса ингалятора и снять крышку мундштука;

• промыть пластмассовый корпус и крышку мундштука теплой водой;

• просушить в теплом месте, не используя нагревательных приборов;

• поместить на место баллончик и крышку мундштука.

Для оптимизации доставки ингаляционных препаратов в дыхательные пути используют дозированный аэрозольный ингалятор «Легкое Дыхание», преимуществами которого являются простота использования, отсутствие необходимости синхронизации вдоха с моментом активирования баллончика ингалятора, снижение потерь лекарственного вещества. Правила использования ингалятора «Легкое Дыхание»:

1. Встряхнуть ингалятор несколько раз.

2. Держа ингалятор в вертикальном положении, открыть крышку.

3. Сделать глубокий выдох. Плотно обхватить мундштук губами и максимально вдохнуть. Задержать дыхание на несколько секунд. Медленно выдохнуть.

4. Закрыть крышку ингалятора.

Для удобства применения и повышения эффективности ингаляционной терапии используют спейсер – пластиковую трубку с насадкой для ингалятора и мундштуком для рта. Препарат из дозированного ингалятора впрыскивают в спейсер и постепенно вдыхают. После ингаляции спейсер промывают теплой водой и просушивают в теплом месте.

В последние годы широкое распространение получила доставка ингаляционных лекарственных препаратов с помощью небулайзеров, особенно в терапии детей младшего возраста, пожилых и больных в тяжелом состоянии. В небулайзерах жидкие лекарственные вещества преобразуются в мелкодисперсные аэрозоли, которые пациент ингалирует с помощью лицевых масок или мундштуков.

Для ингаляции порошковых форм препаратов используют дискхалеры. Дозированное количество лекарственного вещества в виде порошка находится в блистерах, расположенных по периметру диска. Правила пользования дискхалером:

1. Снять чехол с мундштука и убедиться в отсутствии загрязнения мундштука.

2. Взять белый выдвижной латок за углы и осторожно выдвинуть его до полного выхода пластмассовых зажимов.

3. Поместить большой и указательный пальцы на выступы зажимов. Сдвинуть зажимы и вынуть лоток из корпуса ингалятора.

4. Поместить диск на колесо нумерацией вверх и вставить лоток обратно в ингалятор.

Подготовка к первой ингаляции:

5. Взять ингалятор за углы и перемещать лоток наружу и внутрь. При этом диск будет поворачиваться.

6. Двигать лоток до тех пор, пока в окошке индикатора не появится цифра 8. Диск содержит 8 доз препарата и теперь готов к употреблению. По мере проведения ингаляции цифра в окошке индикатора показывает число доз, оставшихся в диске.

Вскрытие блистера для проведения ингаляции:

7. Крепко взять ингалятор и держать его горизонтально. Поднять задний край крышки до упора в вертикальное положение. При этом игла проколет верхнюю и нижнюю поверхности блистера. Ингалятор готов к работе.

Ингаляции с помощью дискхалера:

8. Держа ингалятор в горизонтальном положении, сделать полный выдох без усилия.

9. Поднять ингалятор ко рту, продолжая держать его горизонтально. Вставить мундштук между зубами и плотно охватить его губами.

10. Сделать быстрый и глубокий вдох.

11. Задержать дыхание, насколько это возможно, и вынуть ингалятор изо рта.

Подготовка ингалятора к следующей ингаляции:

12. Выдвинуть и задвинуть лоток так, чтобы в окошке индикатора появилась следующая цифра. Выполнить ингаляцию по описанным правилам.

Очищение дискхалера: в заднем отсеке ингалятора имеется щетка, вынуть выдвижную плату и колесо из корпуса ингалятора и щеткой удалить весь оставшийся порошок.

Для доставки медикаментозных препаратов в дыхательные пути используют также турбухалеры. Правила использования турбухалера:

1. Отвинтить защитный колпачок.

2. Держать турбухалер вертикально. Повернуть вращающуюся часть в одном направлении на сколько это возможно, затем в противоположном направлении до исходной позиции до щечка.

3. Поместить мундштук между зубами и плотно охватить его губами.

4. Вдохнуть глубоко и сильно.

5. Убрать турбухалер изо рта и выдохнуть.

6. Закрыть турбухалер защитным колпачком.

Гигиенические ванны проводят при отсутствии противопоказаний не реже 1 раза в неделю. Ванное помещение должно быть просторным, светлым и теплым (25°С). Во время приема ванны запрещается открывать форточки и устраивать сквозняки. Ванну предварительно моют щеткой с мылом, протирают ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина, тщательно ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием; чтобы не образовывались водяные пары, горячую и холодную воду наливают попеременно. Ванну заполняют на 1/2 или 2/3, вода при погружении ребенка должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром, не вынимая его из воды. Моют ребенка фланелевой рукавицей или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, затем туловище и ноги, особенно тщательно складки на шее, в подмышечных и паховых областях. Продолжительность купания детей 2-го года жизни 8–10 минут, старше 2 лет – 10-20 минут. Мыло используют только детское. После купания ребенка обливают теплой водой из душа или кувшина (температура воды 36,5°С), заворачивают в простыню, кожу промокают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Голову вытирают и повязывают косынку. Больных, находящихся в тяжелом состоянии, моют, погружая и вынимая из ванны на простыне.

Лечебные ваннымогут быть общими, когда в воду погружается все тело больного, или местными, например ручными, ножными, сидячими. В зависимости от температуры воды различают следующие лечебные ванны:

• горячие – температура воды 40°С, но не более 42°С;

• теплые – температура воды 38°С;

• индифферентные – температура воды 37°С;

• прохладные – температура воды 30-33°С;

• холодные – температура воды ниже 20°С.

Во время проведения ванны следят за состоянием больного, частотой пульса и дыхания, окраской кожных покровов, выясняют наличие у ребенка жалоб.

При проведении ручной лечебной ванны одну и обе руки ребенка погружают до локтя в таз с водой. Температуру воды постепенно повышают с 37 до 40°С, длительность ванны 10-15 мин.

Для процедуры ножной лечебной ванны в эмалированное ведро (бачок) наливают воду, температурой не ниже 36-37°С. Опускают ноги ребенка и постепенно подливают горячую воду, доводя температуру воды до 40°С. Длительность процедуры 10-15 мин, после чего ноги насухо вытирают, надевают теплые носки.

Очистительные клизмы

Для проведения очистительной клизмы используют резиновый баллон с мягким наконечником или кружку Эсмарха.

Резиновый баллон наполняют водой комнатной температуры, удаляют воздух, нажимая на баллон до появления жидкости. Ребенка грудного возраста укладывают на спину с приподнятыми кверху ногами, детей старшего возраста - на левый бок, с подтянутыми к животу ногами. Наконечник смазывают вазелином и вводят в анальное отверстие на глубину 3 – 5 см детям младшего возраста, на 6 – 8 см - старшего возраста и постепенно сжимают баллон. После опорожнения баллона, не разжимая его, осторожно выводят наконечник. Для удержания введенной жидкости в кишечнике ягодицы сжимают на несколько минут, после чего происходит дефекация.

Для введения большого количества жидкости, особенно детям старшего возраста, используют кружку Эсмарха. Процедуру выполняют в положении ребенка на левом боку с согнутыми и подтянутыми к животу ногами. Под ягодицы подкладывают клеенку, свободный край которой опускают в таз на случай если ребенок не сможет удержать жидкость. Кружку Эсмарха наполняют водой комнатной температуры и подвешивают на штативе на высоту 50-75 см. Открыв кран, выпускают воздух и небольшое количество воды из резиновой трубки. Резиновый наконечник смазывают вазелином и, раздвинув ягодицы ребенка, вводят в анальное отверстие. Скорость введения жидкости регулируется краном на резиновой трубке. При затруднении поступления жидкости, например, если кал твердый, трубку извлекают на 1-2 см и поднимают кружку Эсмарха на 20-30 см. Изменяют также направление наконечника, просят ребенка сильнее согнуть ноги, подвести их к животу, что приводит к расслаблению передней брюшной стенки. Если в процессе постановки очистительной клизмы появляется чувство распирания из-за скопившихся газов, кружку Эсмарха опускают ниже уровня кровати; после отхождения газов кружку постепенно поднимают. После завершения процедуры наконечник осторожно извлекают. Больной находится в положении лежа 8-10 минут до тех пор, пока усилится перистальтика и появится позыв на дефекацию.

Ориентировочный разовый объем очистительной клизмы в зависимости от возраста ребенка:

1 - 5 месяцев - 30 – 60 мл

6 – 12 месяцев - 120 - 180 мл

1- 2 года - 200 мл

3 – 5 лет - 300 мл

6 – 11 лет - 400 мл

12 – 14 лет - 500 мл и более.

Сифонные клизмы

Для выполнения сифонной клизмы используют резиновую трубку диаметром 0,8-1,0 мм, длиной до 1,5 м, один конец которой соединен с воронкой, другой – с наконечником. Положение ребенка на левом боку с несколько согнутыми в коленях ногами. Смазанный вазелином наконечник осторожно вводят через анальное отверстие в сигмовидную кишку (на 20–30 см от ануса). Воронку опускают до уровня ягодиц, наполняют ее жидкостью и поднимают на высоту 50–60 см над кроватью. Ожидают, когда жидкость достигнет уровня горла воронки, затем воронку опускают чуть ниже уровня ягодиц и вода с содержащимися ка

Наши рекомендации