Гигиеническая норма двигательной активности выражается


А.) общим числом суточных локомоций (шагов)

Б.) продолжительностью двигательного компонента в режиме дня

В.) все перечисленное


  1. Для правильного рассаживания учащихся в классе нужно учитывать

А.) длину тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям

Б.) длину тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость

В.) длину тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося

  1. Основными проявлениями влияния персональных компьютеров на функциональное состояние детей и подростков являются

А.) астенопия

Б.) тревога, раздражительность, подавленность

В.) нарушение сна

Г.) утомление нервно-мышечного аппарата рук

Д.) расторможенность

Е.) все перечисленные, кроме Д)


  1. Основными требованиями к школьным компьютерам являются

А.) безвредность для здоровья и полная электротравмобезопасность

Б.) отсутствие денатурирующего влияния на окружающую среду

В.) возможность использования для разных возрастных групп

Г.) исключение необходимости кардинального изменения планировки и оборудования кабинетов информатики

Д.) все перечисленные

16. Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с персональными компьютерами и видеотерминалами является

А.) периметральная расстановка

Б.) расстановка рядами (1-3-рядная)

В.) центральная расстановка

Наиболее благоприятными местами для учащихся с нарушением зрения являются первые парты

А.) всех рядов В.) последнего от окна ряда

Б.) среднего ряда Г.) все перечисленные

Соотношение между столом и сидением стула по вертикали определяется

А.) дистанцией спинки Б.) дистанцией сидения

В.) дифференцией

Гигиеническими принципами составления расписания занятий являются

А.) учет трудности предмета

Б.) учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности

В.) учет необходимости переключения видов деятельности

Г.) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей работоспособности

Д.) расположения занятий с динамическим компонентом в часы и дни начинающегося утомления

Е.) расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни выраженного утомления

Особенностью утомления школьника и тактикой гигиенистов по его профилактике являются

А.) признаки утомления стойкие, не исчезающие во время перемены, а лишь после возвращения из школы

Б.) признаки утомления стойкие, быстро исчезающие во время перемены и после возвращения из школы

В.) восстановлению умственной работоспособности способствует пассивный отдых, разноплановые эмоции

Г.) восстановлению умственной работоспособности способствует активный отдых на открытом воздухе, положительные эмоции

Д.) усилия гигиенистов направлены на исключение развития утомления школьников

Е.) усилия гигиенистов направлены на отдаление наступления утомления и предупреждение переутомления

Тема занятия:Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, ДДУ (2 часа)

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по гигиенической оценке архитектурно-планировочных решений проектов школ, ДДУ в профессиональной деятельности врача.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление студентов с гигиеническими принципами планировки, благоустройства и оборудования школ и школ, ДДУ.

б) Учебная цель занятия: научить студентов разбираться в про­ектах школьных зданий и производить гигиеническую оценку архитектурно-планировочных решений этих проектов.

Воспитательные задачи изучения темы: развитие у студентов мышления профилактической направленности; развитие гигиенической культуры студентов.

План изучения темы:

Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.

· Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию школьных учреждений.

· Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений.

2. Практическая работа – 50 мин.

Задание студентам:

Провести санитарно-гигиеническую экспертизу проекта школы и ДДУ.

Дать заключение по рассмотренным проектам.

Подведение итогов (итоговый тестовый контроль)– 15 мин.

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.

В системе профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья школьников, важная роль принадлежит строительству школ. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной обстановке, основываются на физио­логических данных взаимодействия организма и среды с учетом возраста учащихся. Проектирование, строительство и благоу­стройство школ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.

При оценке проекта вначале следует прочитать пояснитель­ную записку, установить тип школы, число детей, на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планиров­ки школьного здания. При рассмотрении генерального плана не­обходимо выяснить следующие вопросы:

1. Размещение земельного участка (внутриквартальное, смеж­ное с несколькими кварталами).

2. Конфигурация, общая площадь земельного участка и пло­щадь на одного ребенка.

3. Составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор).

4. Процент застройки участка.

5. Процент озеленения.

6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельно­го проезда на хозяйственный двор.

7. Расположение здания школы на участке. При анализе проекта здания школы оценивают:

-Композицию школьного здания (централизованная, блочная, павильонная).

-Этажность здания.

Основные помещения школы:

а) классные комнаты (их число на каждом этаже, площадь, длина и глубина каждой классной комнаты, площадь на одного человека); естественное освещение (ориентация, световой коэф­фициент, коэффициент заглубления, с какой стороны по отно­шению к ученикам падает свет);

б) лаборатории (физическая, химическая, биологическая) и кабинеты (истории, географии, литературы, математики, чер­чения), их размещение, площадь каждого помещения и площадь на одного учащегося. Естественное освещение, наличие лаборант­ских комнат при лабораториях химии, физики, уголка живой природы при биологической лаборатории;

в) гимнастический зал (расположение, общая площадь, пло­щадь на одного учащегося, высота, естественное освещение и воз­можность проветривания, наличие раздевалки, душевых, снаряд­ной, комнаты для преподавателей, туалетов);

г) помещения для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские - расположение, общая площадь на одного работающего, естественное освещение; кабинеты маши­новедения и электротехники, комнаты ручного труда - площадь и естественное освещение);

д.) помещение для организации продленного дня.

4. Вспомогательные помещения:

а) рекреационные залы и коридоры (площадь, одно- или двухсторонняя застройка коридоров, естественное освещение);

б) вестибюль с гардеробом (размещение), столовая-буфет (размещение, площадь, наличие подсобных помещений, отдель­ного входа);

в) актовый зал, комнаты общественных организаций, биб­лиотека (их расположение);

г) туалет (размещение на этажах, количество умывальни­ков, унитазов, соответствие их санитарным нормам). 5. Служебные помещения:

а) кабинет директора и канцелярия (расположение по от­ношению к входу в здание);

б) кабинет врача (размещение, площадь, глубина);

в) учительская (расположение, площадь).

При экспертизе проекта школы-интерната, кроме вышеиз­ложенных вопросов, необходимо рассмотреть набор помещений жилого корпуса:

1. Спальные комнаты - расположение, площадь общая и пло­щадь на одного воспитанника.

2. Туалет при спальнях - площадь на одного учащегося, число умывальников и унитазов с учетом количества учащихся.

3. Душевые комнаты - площадь, количество рожков.

4. Комната для чистки одежды и обуви - расположение и пло­щадь.

5. Сушилки для одежды - расположение и площадь.

6. Гостиные - рекреационные залы - размещение, общая пло­щадь.

7. Медицинский пункт - расположение, набор помещений, пло­щадь.

8. Пищеблок - складские и производственные помещения, обе­денный зал, площадь на 1 место.

Оценку каждого из рассматриваемых вопросов производят путем сопоставления с нормами проектирования школ. Резуль­таты рассмотрения проектной документации оформляются в виде заключения.

Письменное заключение по экспертизе проекта должно состо­ять из двух частей. В первой части перечисляют все санитарные недочеты или замечания, обосновывая их ссылкой на СНиП. Во второй части студент, предварительно оценивая серьезность са­нитарных недочетов, должен принять решение о согласовании или отклонении проекта. Вторая часть заключения формулиру­ется четко, конкретно, например: "Проект согласовывается" или "Проект возвращается для доработки с учетом вышеприведен­ных замечаний".


Наши рекомендации