Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать
А) сравнение среднеарифметических показателей длинны тела.
Б) сравнение среднеарифметических показателей массы тела.
В) сравнение среднеарифметических величин функциональных показателей.
Г) сравнение числа детей с биологическим возрастом, соответствующий паспорту.
Д) сравнение числа детей с гармоничным морфофункциональным состоянием.
В программу исследования физического развития детей и подростков с целью получения стандартов включается
А) выбор контингента детей для проведения антропометрических исследований.
Б) отбор для исследования детей первой группы здоровья.
В) определение отбора выборки.
Г) выбор антропологических показателей.
Д) единообразие приемов и форм регистрации измерения и использование выверенного и унифициреного инструментария.
Е) определение приемов обработки результатов исследования и формы их представления.
Ж) обобщение и анализ результатов.
З) проведение оценки физического развития.
Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4-6лет) следующие показатели биологического развития.
А) длина тела
Б) погодовая прибавка длинны тела.
В) число постоянных зубов
Г) изменение пропорций телосложения
Д) степень развития половых признаков
Наиболее информативны в школьном возрасте (14-17лет) следующие показатели биологического развития.
А) длина тела
Б) погодовая прибавка длинны тела.
В) число постоянных зубов
Г) изменение пропорций телосложения
Д) степень развития половых признаков
Тема занятия:Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к обучению в школе (2 часа)
Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков и определению готовности детей к обучению в школе в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.
Цель занятия:
а) Цель изучения темы: ознакомление с методами комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков, с порядком группировки их в зависимости от полученных данных; а также с медицинскими и психо-физиологическими критериями определения готовности детей к началу обучения в школе.
б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться определять группу здоровья детей по результатам врачебных осмотров; на основании оценки состояния здоровья детей и уровня развития школьно-необходимых функций решить вопрос о готовности к обучению в школе.
Воспитательные задачи изучения темы:
· развитие у студентов мышления профилактической направленности;
· развитие гигиенической культуры студентов;
· формирование здорового образа жизни студентов.
План изучения темы:
Проверка исходного уровня знаний – 25 мин.
· Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки. Группы здоровья.
· Факторы, влияющие на состояние здоровья детей. Экопатология.
· Показатели оценки здоровья. Организация медицинских осмотров детей и подростков. Динамическое наблюдение.
· Гигиенические основы физического воспитания. Группы занятий физкультурой.
· Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».
· Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
· Профессиональная пригодность.
2.Практическая работа – 40 мин.
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Задание студентам:
1) По результатам углубленного медицинского обследования определить группу здоровья, наличие медицинских показаний к отсрочке поступления в школу.
2) Оценить результаты выполнения теста Керна-Ирасека.
Подведение итогов (итоговый тестовый контроль) – 10 мин.
Задание на следующее занятие – 5мин.
Основные понятия и положения темы
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Изучение показателей, характеризующих здоровье детского населения, является одной из основных задач гигиены детей и подростков.
В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная Институтом гигиены детей и подростков МЗ и основанная на учете следующих критериев:
- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и подростковых кабинетах, с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.) Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.
Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.
Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из "групп здоровья" дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности проводимых оздоровительных (или других) мероприятий.
Выделены следующие группы здоровья:
I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.
II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).
III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Во избежание ошибок и для максимально возможной унификации полученных в разных учреждениях данных в оценке состояния здоровья приводится «схема».